Файл: Основные аспекты бюджетной системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники финансирования бюджетных дефицитов разных уровней.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники - кредиты, которые получила РФ от кредитных учреждений в национальной валюте; государственные займы, которые реализуются через выпуск ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, которые получили от бюджетов иных уровней российской бюджетной системы;

2) внешние источники - государственные займы, которые производятся в зарубежной валюте за счет выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Размеры дефицита бюджета региона РФ не должен быть более 15 процентов объемов доходов бюджета региона РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования бюджетного дефицита региона РФ могут быть направлены на финансирование только инвестиционных расходов и не могут использоваться для финансирования расходов по обслуживанию и погашению долга региона РФ.

Глава 2. Анализ бюджетной системы России

2.1. Основные показатели исполнения федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета за 2019 год осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ), от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ и от 2 декабря 2019 года № 389-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ и Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 389-Ф3 соответственно), а также нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов.

Изменение законодательно установленных основных показателей федерального бюджета и их исполнение в 2019 году представлены в таблице 3.

Таблица 3. Основные показатели федерального бюджета в 2019 году, млн. руб.

Наименование

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции от:

Бюджетные назначения*

Исполнение

Справочно: отклонение показателей исполнения федерального бюджета от:

29.11.2018 № 459-ФЗ

02.12.2019 № 389-ФЗ

Закона № 459-ФЗ

бюджет-ных назначений

1

2

3

4

5

6=5-2

7=5-4

ДОХОДЫ

19 969 337,0

19 970 279,7

19 970 279,7

20 188 796,8

219 459,8

218 517,1

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

8 298 248,9

7 841 027,6

7 841 027,6

7 924 250,8

-373 998,0

83 223,2

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

11 671 088,1

12 129 252,1

12 129 252,1

12 264 546,0

593 457,9

135 293,9

РАСХОДЫ

18 037 246,1

18 489 460,9

19 335 496,4

18 214 517,5

177 271,4

-1 120 978,9

ПРОФИЦИТ (+)

1 932 090,8

1 480 818,8

634 783,3

1 974 279,3

42 188,5

1 339 496,0

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ

-6 366 158,0

-6 360 208,8

-7 206 244,3

-5 949 971,5

416 186,6

1 256 272,8

в % к ВВП

ДОХОДЫ

189

18,4

18,4

18,3

-06

-0,1

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7,8

7,2

7,2

7,2

-0,6

0,0

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

11,0

11,2

11,2

11,1

0,1

-0,1

РАСХОДЫ

17J0

17,1

17,8

166

-05

-12

ПРОФИЦИТ (+)

1,8

1,4

06

18

12

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ

-6,0

-5,9

-6,6

-5,4

0,6

1,2


* По доходам - законодательно установленный объем доходов; по расходам - сводная бюджетная роспись федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись)

Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2019 год составило:

— по доходам — 20 188 796,8 млн. рублей (101,1% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год) ;

— по расходам — 18 214 517,5 млн. рублей, или 98,5% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период

2020 и 2021 годов» на 2019 год, и 94,2% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2019 год с учетом внесенных в нее изменений (далее — уточненная роспись).

Профицит федерального бюджета за 2019 год составил 1 974 279,3 млн рублей, или 1,8% ВВП.

Динамика основных показателей исполнения федерального бюджета за 2015—2019 годы представлена в таблице 4.

Таблица 4. Основные показатели исполнения федерального бюджета за 2015–2019 годы, млн рублей

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

ВВП

83 087 360,1

85 616 083,8

91 843 154,2

104 629 637, 7

110 046 051,6

ДОХОДЫ

13 659 242,9

13 460 040,7

15 088 914,8

19 454 369,0

20 188 796,8

в % к ВВП

16,4

15,7

16,4

18,6

18,3

в % к закону о бюджете

103,1

100,7

102,5

102,7

101,1

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

5 862 651,1

4 844 028,5

5 971 901,7

9 017 774,5

7 924 250,8

в % к ВВП

7,1

5,7

6,5

8,6

7,2

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7 796 591,8

8 616 012,2

9 117 013,1

10 436 594,5

12 264 546,0

в % к ВВП

9,4

10,1

9,9

10,0

11,1

РАСХОДЫ

15 620 252,6

16 416 446,8

16 420 303,1

16 713 002,7

18 214 517,5

в % к ВВП

18,8

19,2

17,9

16,0

16,6

в % к закону о бюджете

101,3

100,1

98,2

99,4

98,5

в % к уточненной росписи

98,5

98,7

96,5

95,6

94,2

ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ (-)

-1 961 009,7

-2 956 406,1

-1 331 388,2

2 741 366,3

1 974 279,3

в % к ВВП

-2,4

-3,5

-1,4

2,6

1,8

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ (-)

-7 823 660,8

-7 800 434,6

-7 303 289,9

-6 276 408,2

-5 949 971,5

в % к ВВП

-9,4

-9,1

-8,0

-6,0

-5,4


За 2019 год по сравнению с 2018 годом наблюдается уменьшение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП на 0,3 процентного пункта — с 18,6% за 2018 год до 18,3% за 2019 год.

Ненефтегазовые доходы увеличились на 1,1 процентного пункта, что связано в основном с увеличением поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (в том числе за счет повышения основной ставки налога), ростом поступлений налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты.

В части нефтегазовых доходов произошло снижение на 1,4 процентного пункта ВВП, на которое повлияло изменение налогового и таможенного законодательства в рамках завершения «налогового маневра», а также изменение показателей социально-экономического развития, в основном в связи со снижением цены на нефть марки «Юралс» (информация об исполнении федерального бюджета по доходам представлена в разделе 4 «Доходы федерального бюджета» настоящей пояснительной записки).

Расходы федерального бюджета за 2019 год увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6 процентного пункта ВВП (информация об исполнении расходов федерального бюджета представлена в разделе 5 «Расходы федерального бюджета» настоящей пояснительной записки).

В результате за 2019 год сложился профицит федерального бюджета — 1,8% ВВП.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета по итогам 2019 года составил 5,4% ВВП.

2.2. Анализ доходов федерального бюджета

Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ утверждены доходы федерального бюджета на 2019 год в сумме 19 969 337,0 млн рублей (18,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 8 298 248,9 млн рублей (7,8% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 11 671 088,1 млн рублей (11,0% к ВВП).

Прогноз доходов федерального бюджета в течение 2019 года дважды пересматривался с учетом динамики их поступлений, отклонения фактических значений показателей социально-экономического развития от прогнозных, а также на фоне отдельных изменений налогового законодательства и иных факторов.

Существенное снижение цены на нефть в конце 2018 года, снижение объемов экспорта, а также уточнение параметров «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли (Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»), влияние которых на доходы было частично компенсировано ростом курса доллара США по отношению к рублю и цен на газ, уменьшили поступление нефтегазовых доходов в начале 2019 года и привели к снижению оценки их поступления в Федеральном законе от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ относительно прогноза, положенного в основу Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ, на 58 749,5 млн рублей (0,7%).


Вместе с тем оценка поступления ненефтегазовых доходов в Федеральном законе от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ увеличена относительно прогноза, положенного в основу Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ, на 264 362,2 млн рублей (2,3%), на фоне роста поступлений доходов, связанных с внутренним производством, в том числе с учетом положительной экономической динамики в конце 2018 года, при одновременном снижении оценки поступления дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в результате корректировки чистой прибыли организаций за 2018 год по фактическим данным опубликованной финансовой отчетности и размера доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, по отдельным компаниям.

Таким образом, суммарно Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ было предусмотрено увеличение оценки поступления доходов по сравнению с Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ на 205 612,7 млн рублей (при снижении ее на 0,4 процентного пункта по отношению к ВВП в связи с ростом прогнозируемого номинального объема ВВП в 2019 году).

Дальнейшая динамика поступлений доходов и значений показателей прогноза социально-экономического развития, а также изменения налогового законодательства потребовали повторного пересмотра оценки поступления доходов в 2019 году.

На соответствующее изменение оценки поступлений нефтегазовых доходов (снижение на 398 471,8 млн рублей относительно Федерального закона от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ) оказали влияние снижение цены на нефть (с июня) и газ (с мая) 2019 года, уточнение показателей прогноза социально-экономического развития в части объемов добычи нефти (в том числе изменений ее структуры на фоне перехода части месторождений на режим уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД), введенный с начала 2019 года), экспорта и переработки углеводородного сырья, а также дополнительное уточнение параметров «налогового маневра» в нефтяной отрасли в части изменения с 1 июля 2019 года порядка расчета демпфирующей компоненты (Кдемп) акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, частично компенсированное повышением с 1 октября 2019 года ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) при добыче нефти (повышение коэффициента Кабдт) в соответствии с Федеральным законом от 30 июля 2019 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Вместе с тем рост курса доллара США по отношению к рублю положительно сказался на оценке поступления нефтегазовых доходов.


Оценка поступления ненефтегазовых доходов, напротив, дополнительно увеличена на 193 801,8 млн рублей относительно Федерального закона от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ на фоне роста поступлений основных налогов: налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – за счет роста налоговой базы и изменения ее структуры, повышения качества администрирования; налога на прибыль организаций (в основном за счет роста поступлений налога на прибыль в виде дивидендов и процентов); ввозных таможенных пошлин (за счет роста рублевой стоимости импорта), а также доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) в связи с возросшим в течение года объемом размещения временно свободных остатков на едином счете федерального бюджета в результате успешного запуска новых и развития действующих инструментов управления ликвидностью, а также в связи с сохраняющимся высоким уровнем процентных ставок.

Уточненная оценка доходов федерального бюджета была утверждена Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 389-ФЗ и составила 19 970 279,7 млн рублей (18,4% к ВВП), что на 204 670,0 млн рублей меньше, чем было предусмотрено Федеральным законом от 18 июля 2019 года № 175-ФЗ, и на 942,7 млн рублей больше, чем было первоначально предусмотрено Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ. При этом уточненная оценка поступления нефтегазовых доходов составила 7 841 027,6 млн рублей (7,2% к ВВП), а ненефтегазовых доходов – 12 129 252,1 млн рублей (11,2% к ВВП).

Фактическое поступление доходов федерального бюджета по итогам 2019 года составило 20 188 796,8 млн рублей (18,3% к ВВП), что на 218 517,1 млн рублей (на 1,1%) больше оценки, предусмотренной Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 389-ФЗ, в том числе в части нефтегазовых доходов – на 83 223,2 млн рублей (1,1%), ненефтегазовых – на 135 293,9 млн рублей (1,1%). Нефтегазовые доходы поступили в сумме 7 924 250,8 млн рублей, ненефтегазовые доходы – 12 264 546,0 млн рублей.

Поступление в федеральный бюджет нефтегазовых доходов за 2019 год превысило уточненный прогноз на 83 223,2 млн рублей. Указанное превышение связано с отклонением фактических значений показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных. Мировая цена на нефть марки «Юралс» на 1,6 долл. США/баррель превысила прогнозируемое значение – 62,2 долл. США/баррель – и достигла 63,8 долл. США/баррель. При этом курс доллара США по отношению к рублю снизился на 0,7 рубля по сравнению с его прогнозными значениями и составил 64,7 рубля за доллар США при 65,4 рубля за доллар США, учтенных в прогнозе. Существенное влияние на поступление нефтегазовых доходов оказали изменения объемов и структуры добычи и экспорта углеводородного сырья.