Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные аспекты бюджетной системы РФ
1.1. Концепция формирования государственного бюджета
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета
1.3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Глава 2. Анализ бюджетной системы России
2.1. Основные показатели исполнения федерального бюджета
2.2. Анализ доходов федерального бюджета
В соответствии с бюджетной классификацией, доходная часть федерального бюджета разделяется на налоговые поступления и неналоговые, безвозмездные поступления.
Рассмотрим подробнее доходную часть федерального бюджета, расширив классификацию поступлений и разделим ее на следующие составляющие:
1) налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления;
2) нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы ввиду специфики развития рыночной экономики России;
3) внутренние и внешние доходы согласно стратегии внешнеэкономической деятельности и ориентированием внутренних рынков.
Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации отображена в таблице 1.
Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета РФ
Показатель |
Составляющие |
1. Основные налоговые поступления федерального бюджета |
1) НДС; 2) налоги на прибыль предприятий; 3) акцизы; 4) водный налог; 5) НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых; 6) государственная пошлина; сборы за использование объектов животного мира и за использование объектов водных биологических ресурсов. |
2.Основные неналоговые поступления федерального бюджета |
1) таможенные сборы и пошлины; 2) доход от использования имущества, состоящего в государственной собственности РФ; 3) доход от реализации имущества (за исключением акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгметаллов и драгоценных камней), состоящих в государственной собственности РФ; 4) части прибыли унитарных предприятий, которые создала РФ; 5) сборы лицензионные; 6) платы за пользование лесными ресурсами; 7) платы за использование водных объектов; 8) платы за использование ВБР согласно межправительственным соглашениям; 9) платы за предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимость и сделок с ним; 10) сборы в счет компенсации фактических расходов по совершению консульских действий. |
3.Безвозмездные поступления |
1) субсидии из иных бюджетов российской бюджетной системы (межбюджетные субсидии); 2) иные межбюджетные трансферты из иных бюджетов российской бюджетной системы; 3) поступления от юридических и физических лиц, международных учреждений и правительств зарубежных стран на безвозмездном основании, а также и добровольные пожертвования. |
Основными факторами, которые влияют на объем налоговых поступлений являются:
- законодательство страны, регламентирующее налоговую деятельность;
- развитие разных форм бизнеса (малого, среднего, крупного);
- объем добычи полезных ископаемых;
- соотношение прямых и косвенных налогов в доходах.
Среди основных факторов, влияющих на объем неналоговых поступлений можно выделить:
- ставки основных налогов;
- общий уровень развития экономики;
- доходы населения;
- размер таможенных пошлин;
- возникновение ситуаций, когда государству приходиться продавать государственное имущество федерального ведения.
Составлена сводная таблица факторов и характеристик, которые влияют на формирование каждой группы (таблица 2).
Таблица 2. Факторы, оказывающие влияние на объемы поступления доходов бюджета
1 Группа |
2 Группа |
3 Группа |
|||
Налоговые |
Неналоговые |
Нефтегазовые |
Ненефте-газовые |
Внешние |
Внутренние |
Налоговое законодательство страны. |
Размеры устанавливаемых таможенных пошлин. |
Изменение цен на нефть в мире. |
Изменение размера налоговых ставок. |
стабильная или кризисная ситуация на мировом рынке |
развитие внутренних рынков и экономики |
Развитие разных форм бизнеса. |
Наличие ситуаций, когда государству необходимо реализовывать государственное имущество федерального ведения. |
Изменение в мировых ценах на природный газ |
Изменение объема валового внутреннего продукта |
Уровень таможенных пошлин. |
Налоговая социальная политика в стране. |
Уровни добычи полезных ископаемых. |
Изменение величины экспорта нефти и газа. |
Изменение объемов импорта и экспорта. |
Членство в торговых организациях, таких, как ВТО, Таможенный Союз. |
Двойное налогообложение при экспорте и импорте продукции. |
|
Соизмерение прямых и косвенных налогов в доходах. |
Изменение размера ставок налогов, а также таможенных пошлин. |
Изменения в мировой экономике. |
Нефтегазовый и ненефтегазовый доходы федерального бюджета делятся на налоговое и неналоговое направление внутри группы. В соответствии со статьей 96.6 главы 13.2 БК РФ к нефтегазовым доходам ФБ относятся доходы ФБ от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Не обращая внимания на то, что разделение в классификации на группы имеет условный характер, каждая группа входит в состав другой группы, осознавая на какую долю доходов государство, рассчитывает для получения большего дохода в определенном периоде, что помогает в определении факторов, которым стоит уделить внимание в самую первую очередь.
На протяжении большого количества лет главным фактором результативности национальной налоговой политики считалось увеличении сбора налогов и объема налоговых доходов бюджета.
Изменения в поступлениях по разным источникам доходов может оказать большое влияние на уровень поступлений доходов в целом. Именно поэтому органы государственного финансового контроля контролируют полноту и своевременность поступлений доходов в бюджет. Однако, размеры поступлений доходов в бюджет находятся в зависимости не только от конкретной финансовой политики государства, а и от изменений нормативов.
Управление доходами федерального бюджета производится на основании годового кассового плана, который составляют до начала финансового года и в котором содержатся месячные прогнозы доходов, а также расходов кассовых средств. Оперативный кассовый план, который составляют каждый месяц на основе сведений участников бюджетного процесса, дает возможность эффективного управления средствами на едином счете и повышения их ликвидности.
Доходы федерального бюджета централизуются изначально на федеральном уровне на счетах, которые открыты в учреждениях Центрального банка на балансовом счете № 40101 «Доход, распределяемый между бюджетами», с последующим их распределением по определенным бюджетам согласно нормативов отчислений в бюджеты, установленных бюджетным законодательством.
1.3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Дефицит бюджета отражает конкретные изменения в процессе воспроизводства, закрепляет результаты данных изменений. Бюджетный дефицит является категорией денежного хозяйства, выражающей объективные экономические отношения, которые возникают между участниками воспроизводственного процесса в процессе использования государством денег, сверх имеющегося бюджетного дохода. Главная причина возникновения дефицита бюджета - отставание темпа роста бюджетных доходов в сравнении с повышением бюджетных расходов. На разных этапах экономического развития государств, причин формирования бюджетного дефицита довольно много, и они отличаются у разных государств.
Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита:
Циклический дефицит государственного бюджета - это результат действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор является экономическим механизмом, дающим возможность снижения амплитуды циклических колебаний уровней занятости, а также выпуска, не прибегая к частому изменению экономической политики. В качестве данных стабилизаторов в индустриальных государствах, как правило, выступают прогрессивная система налогового обложения, система государственных трансфертов (а также страхование по безработице) и система участия в прибылях. В фазе циклического подъема происходит повышение совокупных доходов, и поэтому налоговые отчисления автоматически растут, а трансфертные платежи - понижаются. В результате происходит увеличение циклического бюджетного излишка, и относительное сдерживание инфляционного бума.
В фазе циклического спада происходит снижение совокупного дохода, и в связи с чем налоги автоматически снижаются, трансферты возрастают. В результате происходит повышение циклического бюджетного дефицита на фоне относительного прироста совокупного спроса и объемов производства, что относительно ограничивает глубину спада.
То есть циклическая составляющая дефицита бюджета отражает изменения, которые вызвала фаза экономического цикла, те или иные изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах.
1. Структурный дефицит госбюджета является разностью между расходами и доходом бюджета при полной занятости. Структурный дефицит выражает воздействие фискальной политики. Вместо сопоставления реальных расходов и дохода бюджета, в процессе вычисления структурного дефицита осуществляют сравнение расходов и доходов бюджета при полной занятости. (Структурный дефицит в некоторых случаях называют дефицитом полной занятости).
2. Дефицит бюджета в случае чрезвычайных обстоятельств, может иметь место тогда, когда происходят такие действия как: войны, стихийные бедствия, катаклизмы, тогда обычных резервов становится мало, вынуждены прибегать к особого рода источникам. В данных случаях дефицит бюджета, естественно, выступает нежелательным, но неизбежным явлением.
3. Бюджетный дефицит при кризисных экономических ситуациях является очень опасной и тревожной формой бюджетного дефицита. Отражение кризисных явлений в экономике, ее распада, неспособности правительства к контролю финансовой ситуации в стране. В данном случае требуется принять не только срочные и действенные экономические меры, но и соответствующие политические решения.
4. Квазифискальный дефицит госбюджета - это довольно часто встречающийся дефицит госбюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит существует вместе с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета, который обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью страны, и в индустриальных, и в переходных экономиках.
Скрытый дефицит приводит к неграмотному составлению бюджета, неверной оценке макроэкономических показателей, которые используются для составления статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительству нужно постоянно производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего.
Главные причины бюджетного дефицита заключаются в:
1. возникновении чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий);
2. низкой эффективности общественного производства; высоком удельном весе сбытовых предприятий, в их общем числе;
3. нерациональной структуре бюджетных расходов;
4. несовершенстве налоговой системы;
5. некомпетентности руководства государства, его неумении контролировать финансовую ситуацию в стране;
6. больших затрат по удержанию силовых структур;
7. предоставления бесплатной помощи иным государствам;
8. невозможности получать долги от других стран;
9. переходе от командно-административной экономики к рыночной;
10.неудовлетворительной работе государственных служб, к компетенции которых относится сбор налогов и иных отчислений;
11. краже средств госбюджета;
12. необходимости совершать в особо больших размерах государственные вклады (инвестиции) в экономику;
13. кризисе политической системы страны;
14. низкой покупательной способности населения.
Дефицит бюджета входит в так называемые отрицательные экономические категории, по типу кризиса, безработицы, инфляции, банкротства, являющиеся обязательными компонентами экономической системы. С их отсутствием экономическая система теряет способность к самодвижению, а также поступательному развитию. Дефицит бюджета однозначно не входит в разряд катастрофических, чрезвычайных событий, еще и по той причине, что различным может являться качество, природа дефицита. Он может иметь связь с необходимостью осуществить крупные государственные вложения в развитие экономики. В данном случае он выражает не кризисный ход общественных процессов, а государственное урегулирование экономической конъюнктуры, стремление к обеспечению прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.