Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные аспекты бюджетной системы РФ
1.1. Концепция формирования государственного бюджета
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета
1.3. Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Глава 2. Анализ бюджетной системы России
2.1. Основные показатели исполнения федерального бюджета
2.2. Анализ доходов федерального бюджета
В результате превышения ценой на нефть базового уровня были сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 2 956 827,9 млн рублей. В соответствии с «бюджетным правилом» дополнительные нефтегазовые доходы ежемесячно направлялись на покупку иностранной валюты (в 2020 году перечислены в ФНБ). Согласно Порядку проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств ФНБ, утвержденному приказом Минфина России от 29 декабря 2017 года № 1387, в течение 2019 года на покупку иностранной валюты направлено 2 977 232,8 млн рублей (с учетом корректировки на основе отчетных данных объема покупки за декабрь 2018 года, которая учтена в расчете на январь 2019 года и за исключением корректировки на основе отчетных данных объема покупки за декабрь 2019 года, которая учтена в расчете на январь 2020 года).
В 2019 году доходы федерального бюджета по отношению к ВВП составили на 1,9 п.п. больше, чем в 2015 году, при этом нефтегазовые доходы выросли на 0,1 п.п., а ненефтегазовые доходы – на 1,7 п.п., в том числе за счет проводимой работы по улучшению администрирования доходов.
Динамика нефтегазовых доходов в период с 2015 по 2019 год в целом соответствует траектории цен на углеводородное сырье и курса рубля по отношению к доллару США. На динамику и структуру нефтегазовых доходов также оказало влияние поэтапное завершение «налогового маневра» в нефтяной отрасли, введение режима НДД с 1 января 2019 года, а также расширение льготирования добычи углеводородов. С учетом указанных факторов доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде сократилась с 42,9% в 2015 году до 39,3% в 2019 году (рисунок 1).
Рисунок 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 2015–2019 годах
Начиная с 2015 года структура нефтегазовых доходов (рисунок 2) менялась на фоне поэтапной реализации «налогового маневра».
Рисунок 2. Структура нефтегазовых доходов федерального
бюджета в 2015-2019 годах
С января 2019 года также был введен режим НДД. В результате доля НДПИ в виде углеводородного сырья в общем объеме нефтегазовых доходов составила в 2019 году 75,4%, в сравнении с 53,4% в 2015 году при снижении доли экспортной пошлины с 46,6% в 2015 году до 28,7% в 2019 году. Доля НДД по итогам 2019 года составила 1,3% при отрицательных значениях акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, (–)5,4%.
Основная доля поступлений ненефтегазовых доходов (рисунок 3) в рассматриваемом периоде приходится на НДС и остается практически неизменной в рассматриваемом периоде (54,3% в 2015 году и 57,9% в 2019 году).
Рисунок 3. Структура ненефтегазовых доходов федерального
бюджета в 2015-2019 годах
Доля акцизов в структуре ненефтегазовых доходов выросла в 2019 году относительно 2015 года на 1,0 п.п., до 8,5% (в результате ежегодной индексации ставок и расширения перечня подакцизных товаров, которые компенсировали передачу части акцизов в региональные бюджеты). Доля налога на прибыль организаций выросла на 3,4 п.п., до 9,7% (в основном в связи с централизацией с 2017 года 1% налога, а также повышения с 2018 года норматива зачисления в федеральный бюджет налога на прибыль при выполнении соглашения о разделе прибыльной продукции по проекту «Сахалин–2» с 25% до 75%).
За период 2015–2019 годов доля ввозных таможенных пошлин в составе ненефтегазовых доходов снизилась на 1,4 п.п., что обусловлено плановым снижением ставок на ряд товаров в рамках выполнения обязательств ВТО, а также изменением структуры импорта. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, снизились по сравнению с их поступлением в 2016 году на 7,0 п.п., что обусловлено дополнительным поступлением в 2016 году дивидендов, связанным с продажей пакета акций ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (710,8 млрд рублей). При этом рост соответствующих доходов по сравнению с 2017 и 2018 годами обусловлен увеличением поступлений дивидендов (с учетом доходов, полученных Банком России от участия в ПАО «Сбербанк России») и доходов от размещения свободных средств федерального бюджета. Снижение доли прочих ненефтегазовых доходов (на 5,8 п.п.) в основном обусловлено уменьшением поступлений доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства на 3,8 п.п. в результате разовых некассовых поступлений доходов федерального бюджета в 2015 году от уменьшения имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Сумма доходов федерального бюджета в 2019 году превысила поступления доходов за 2018 год на 734 427,8 млн рублей, или на 3,8%. При этом нефтегазовые доходы снизились на 1 093 523,7 млн рублей (на 12,1%), а ненефтегазовые доходы выросли на 1 827 951,4 млн рублей (на 17,5%).
Существенное влияние на изменение объема и структуры нефтегазовых доходов по сравнению с предыдущим годом оказали изменение налогового и таможенного законодательства в рамках завершения «налогового маневра» и введение НДД. В рамках завершения «налогового маневра» с 1 января 2019 года повышена ставка НДПИ на нефть и газовый конденсат, что оказало положительное влияние на поступление налога с февраля 2019 года. Также с 1 января 2019 года была понижена ставка вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты (что оказало влияние на поступление доходов уже в январе 2019 года), и введен возвратный акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку (возмещения которого впервые осуществлены в феврале 2019 года).
В июле 2019 года уточнены параметры акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку (его демпфирующей компоненты), что увеличило объемы возмещения и отрицательно повлияло на суммы нефтегазовых доходов. В целях частичной компенсации указанного снижения была также уточнена формула расчета НДПИ. Изменения в части НДПИ начали оказывать влияние на поступление доходов с ноября 2019 года.
Введенный с 1 января 2019 года режим НДД оказал отрицательное влияние на поступления НДПИ и вывозных таможенных пошлин, которое было частично компенсировано поступлениями НДД (налог поступил за три квартала 2019 года, в апреле, в июле и в октябре, платеж за четвертый квартал 2019 года поступил в марте 2020 года).
Помимо изменений законодательства на поступление нефтегазовых доходов в 2019 году оказало влияние и изменение показателей социально-экономического развития по сравнению с их значениями за предыдущий год. Негативное влияние на поступление нефтегазовых доходов в 2019 году оказала динамика цены на нефть марки «Юралс» (средняя цена на нефть в декабре 2018 года – ноябре 2019 года составила 63,2 долл. США за баррель, в то время как в декабре 2017 года – ноябре 2018 года она составляла 70,4 долл. США за баррель). Эффект снижения цены на нефть был частично компенсирован изменением среднего обменного курса доллара США, который составил 64,9 рубля за доллар США в декабре 2018 года – декабре 2019 года, в то время как в декабре 2017 года – декабре 2018 года он составлял 62,3 рубля за доллар США.
Ненефтегазовые доходы, связанные с внутренним производством (НДС внутренний и налог на прибыль организаций), увеличились на 17,7%, или 958 675,1 млн рублей по сравнению с 2018 годом. Основным фактором увеличения стал рост поступлений внутреннего НДС (на 683 157,1 млн рублей, или 19,1%) в связи с увеличением налоговой базы на фоне позитивной динамики экономических показателей, в том числе в четвертом квартале 2018 года, а также увеличением основной ставки НДС с 18% до 20%, которое оказало влияние на поступление налога с начала второго квартала 2019 года.
В части налога на прибыль рост доходов (на 189 491,5 млн рублей, или 19,0%) обусловлен увеличением поступлений налога на прибыль на доходы от иностранных компаний, процентов по ценным бумагам и по облигациям российских организаций и дивидендов (на 96 101,9 млн рублей) на фоне роста размера прибыли и дивидендов по итогам 2018 года, поступлений налога на прибыль организаций, исчисленного по основной ставке (на 47 444,0 млн рублей, преимущественно в связи с ростом прибыли в отраслях нефтедобычи, нефтепереработки и металлургии в конце 2018 года), а также ростом поступлений налога на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции на 45 945,6 млн рублей на фоне высоких цен на энергоносители в 2018 году и высокого курса доллара США на момент уплаты основной части налога в апреле 2019 года.
Поступления внутренних акцизов суммарно увеличились на 86 026,6 млн рублей (на 10,0%) по сравнению с 2018 годом (без учета отрицательного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, который относится к нефтегазовым доходам).
Поступления акцизов на нефтепродукты увеличились на 117 705,5 млн рублей (на 74,0%) в связи с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо и восстановлением норматива распределения в федеральный бюджет (во второй половине 2018 года действовали временно пониженные ставки и нормативы распределения акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет в целях стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и недопущения сокращения доходов региональных бюджетов); поступления акцизов на природный газ увеличились на 13 816,6 млн рублей (на 31,6%) в связи с ростом курса доллара США по отношению к рублю и изменением расчетных цен реализации газа, поставляемого по газопроводу «Голубой поток»; поступления акцизов на табак увеличились на 7 478,5 млн рублей (на 1,3%), что обусловлено ростом объемов реализации табака, предназначенного для потребления путем нагревания; также увеличились поступления акцизов на автомобили на 2 569,1 млн рублей (на 11,8%), преимущественно в связи с изменением объемов их реализации.
Вместе с тем поступления акцизов на крепкий алкоголь уменьшились на 53 448,4 млн рублей (на 57,2%), в связи с изменением норматива распределения указанных акцизов в федеральный бюджет (снижением с 50% в 2018 году до 20% в 2019 году). Доходы, связанные с импортом (ввозные НДС и акцизы, ввозные пошлины), увеличились на 434 173,3 млн рублей (на 13,6%) по сравнению с показателями за 2018 год, в основном за счет роста поступлений ввозного НДС на 395 295,2 млн рублей (на 16,2%) за счет увеличения основной ставки с 18,0% до 20,0%, а также изменения объемов и структуры импорта и ввозных пошлин на 44 945,5 млн рублей (6,8%) на фоне увеличения стоимостных объемов импорта в рублевом выражении.
Поступления ввозных акцизов уменьшились на 6 067,4 млн рублей (на 6,3%), преимущественно в части табачной продукции, в связи со снижением объемов ее ввоза в результате введения с 1 июля 2019 года обязательной маркировки на ввозимые сигареты и папиросы.
На динамику поступлений в федеральный бюджет прочих доходов оказали влияние разнонаправленные факторы. По сравнению с 2018 годом произошло увеличение поступлений по следующим доходным источникам:
- дивиденды (с учетом доходов, полученных Банком России от участия в ПАО «Сбербанк России») – на 174 228,5 млн рублей (на 38,9%), в связи с увеличением дивидендов ПАО «Газпром» и ПАО «Сбербанк России», а также поступлением дивидендов от «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» в мае 2019 года;
- доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения – на 95 379,7 млн рублей (в 2,1 раза), в связи с ростом поступлений по денежным средствам, размещаемым Федеральным казначейством, в том числе в результате размещения в течение 2018 года дополнительных нефтегазовых доходов в рамках «бюджетного правила», а также вследствие возросших в течение года объемов размещения временно свободных остатков на едином счете федерального бюджета в результате успешного запуска новых и развития действующих инструментов управления ликвидностью единого счета федерального бюджета и в связи с сохраняющимся высоким уровнем процентных ставок;
- утилизационный сбор – на 55 992,0 млн рублей (на 21,3%), в основном за счет индексации ставок на самоходные машины и колесные транспортные средства в течение 2018 года и изменения объемов производства и ввоза;
- доходы, полученные от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) ВБР, увеличились на 46 648,7 млн рублей (в 198,3 раза) в связи с проведением аукционов по продаже квот добычи (вылова) крабов, ранее распределявшихся по «историческому принципу» (в результате принятия 1 мая 2019 года Федерального закона № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов», а также постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 года № 1113 «Об аукционе в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства и заключении такого договора»);
- доходы от управления средствами ФНБ – на 24 656,6 млн рублей (на 35,0%) в результате роста поступлений доходов от размещения средств фонда на счетах в Банке России в связи с увеличением остатков средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, а также доходности размещения средств ФНБ на счетах в Банке России в долларах США и фунтах стерлингов, обусловленным в свою очередь ростом котировок государственных ценных бумаг правительств США и Великобритании;
- разовые платежи за пользование недрами – на 20 799,5 млн рублей (на 80,6%) по результатам проведения аукционов, в том числе в декабре 2018 года (по условиям которых денежные средства поступили в доход федерального бюджета в 2019 году), а также значительных поступлений в декабре 2019 года в результате проведения дополнительных аукционов;
- безвозмездные поступления – на 19 812,7 млн рублей (на 37,1%), за счет более высоких поступлений межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы в целях строительства объектов железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги;
- доходы от процентов по государственным кредитам – на 17 661,3 млн рублей (на 31,9%), в связи с увеличением задолженности иностранных заемщиков и, как следствие, ростом процентных платежей;
- таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа – на 8 648,4 млн рублей (на 53,0%), преимущественно в связи с более высоким количеством ввозимых автомобилей и ростом объемов почтовых отправлений;
- суммы, в возмещение вреда (с учетом штрафов), причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, на 7 479,2 млрд рублей (на 32,3%), в том числе за счет индексации ставки в июле 2019 года.
В то же время поступление отдельных видов доходов снизилось по сравнению с 2018 годом:
- доходов от ценных бумаг, находящихся в управлении ГК «АСВ», на 14 434,1 млн рублей (на 31,4%), в связи с прекращением обязательств ряда банков, а также осуществлением мены требований кредиторов по договорам субординированного займа, заключенным между ГК «АСВ» и банками, и изменением порядка расчета дивидендов ряда банков, акции которых приобретены ГК «АСВ» в рамках имущественного взноса Российской Федерации в ГК «АСВ»;
- доходов от оказания платных услуг – на 8 858,8 млн рублей (на 6,2%), в основном за счет снижения поступлений платы пользователей радиочастотным спектром в результате временного повышения платы в третьем и четвертом кварталах 2018 года, а также влияния понижения коэффициента платы для участков спектра стандарта «LTE»;
- доходов от продажи активов – на 9 318,43 млн рублей (на 6,8%), в связи с уменьшением поступлений доходов от выпуска материальных ценностей из государственного резерва.
2.3. Анализ расходов федерального бюджета
Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ утвержден общий объем расходов федерального бюджета в сумме 18 037 246,1 млн рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году изменение бюджетных ассигнований осуществлялось путем внесения изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ и сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
В 2019 году изменения бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 457-ФЗ) и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», составили (+)846 035,5 млн рублей.
Предельный объем бюджетных ассигнований, подлежащих использованию в 2019 году для исполнения обязательств федерального бюджета, установлен уточненной росписью — 19 335 496,4 млн рублей.
В соответствии со статьей 226.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при организации исполнения федерального бюджета в 2019 году главным распорядителям средств федерального бюджета утверждались предельные объемы оплаты денежных обязательств поквартально с помесячной детализацией.