Файл: Основные аспекты бюджетной системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Государственное регулирование, проводимое в рамках экономической политики в той или иной исторической эпохе, играет важную роль в плане создания, развития социально-экономической структуры общества. Тут финансовая система общества, государственный бюджет, который включен в ее состав – механизм, за счет которого государство и осуществляет экономическую, социальную политику.

Для выполнения поставленных задач и функций любому государству нужны денежные средства, чтобы обеспечить финансирование всей деятельности государства. Для этого в собственность государства входит часть национального дохода в виде разных по своей юридической природе поступлений, за счет которых сформировывается государственный доход. Достаточный уровень обеспеченности государства финансовыми ресурсами является одним из важнейших условий эффективной работы системы государственного аппарата и, следовательно, успешного исполнения государством своих обязательств. Так как само государство является учреждением постоянным, то и его потребности в финансовых ресурсах тоже явление постоянное.

В условиях несбалансированного (дефицитного) бюджета на федеральном уровне актуальным является поиск оптимальных источников финансирования дефицита и анализ причин его появления.

Относительно бюджетного дефицита всегда не следует забывать о том, что это финансовое явление, которое не обязательно входит в разряд чрезвычайных, исключительных событий. В сегодняшнем мире отсутствуют государства, которые в определенные периоды собственной истории не имели бы дело с бюджетным дефицитом. Почти невозможно себе представить государство, где безупречно функционируют все финансово-экономические рычаги, которые стимулируют притоки средств в бюджет, а государственные расходы не больше дохода.

Цель курсовой работы – провести анализ тенденций развития бюджетной системы РФ.

Для достижения намеченной цели сформулировали следующие задачи:

  • Рассмотреть концепцию формирования государственного бюджета;
  • Исследовать доходы и расходы государственного бюджета;
  • Выявить способы финансирования дефицита государственного бюджета;
  • Провести анализ государственного бюджета России.

Объектом исследования являются бюджетная система РФ.

Предмет исследования – особенности формирования государственного бюджета.


При написании курсовой работы использовались методы научного исследования: сравнительный, аналитический; изучение нормативно-правовой базы.

Методологическую базу исследования составили диалектический метод, сравнительный метод, обобщение.

Глава 1. Основные аспекты бюджетной системы РФ

1.1. Концепция формирования государственного бюджета

Государственный бюджет – это самый крупный централизованный денежный фонд, который аккумулирует посредством перераспределения национальных доходов и расходует государством средства для реализации собственных функций.

Расходами бюджета признаются денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений может формироваться та или иная система бюджетных затрат.

Преимущественно бюджетные затраты носят безвозвратный характер. Структура их меняется каждый год – в зависимости от того, какая в стране экономическая ситуация.

Затраты осуществлять с бюджета просто необходимо. Эффективное формирование, а также расходование бюджетных средств связано с выполнением государством задач, которые на него были возложены обществом. Итак, бюджетные расходы – это средства, которые выплачиваются с бюджета. Исключение составляют средства – источники финансирования бюджетного дефицита[1].

Сегодня формирование затрат бюджетов соответствующей системы осуществляется согласно расходным обязательствам. Объясняется это, прежде всего, расхождением в полномочиях тех или иных уровней государственной власти: субъектов страны, федеральной властью, органами местного самоуправления. Выполнение подобных затратных обязательств проводится за счет средств тех или иных бюджетов: местного, федерального бюджета, бюджета субъектов РФ.

Бюджетные расходы – это денежные отношения. Они довольно сложные, и многогранные. Например, они могут возникать у государства не только с физическими, но и юридическими лицами. Потом указанные отношения возникают между органами местной власти и государственной власти. И возникновение подобных отношений зарождается в плане распределения, применения денежных фондов определенных бюджетных уровней.


Сегодня качественная и количественная характеристика бюджетных расходов прописаны в БК РФ.

Важнейшая роль государства в экономической жизни общества, в социальных преобразованиях, в плане осуществления научных открытий, ВЭД – обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Однако конкретика бюджетных затрат связана с действием множества факторов: функция и природа государства, уровень социального, экономического развития России. Но самое главное, что в современной жизни конкретика связана с довольно сложной и многообразной разветвленностью бюджета с народным хозяйством, формами предоставления средств бюджета. Комплекс перечисленных факторов на каждом этапе государственного развития приводит к появлению такой системы затрат, которая отвечает экономическим потребностям, что предопределяет управление ею[2].

В качестве основания для получения бюджетных средств выступают расходные обязательства, определенные по властным уровням: РФ, субъекты страны и местное самоуправление. На основании БК РФ, расходными называются обязательства – обусловленные законом обязанности у органов власти разных уровней. Суть обязательств тут заключается в предоставлении юридическому лицу или гражданину финансовых средств с того или иного бюджета.

Практически сегодня главные выделения с бюджета направлены на оказание муниципальных и государственных услуг, на финансирование социального обеспечения населения, на предоставление инвестиций юридическим лицам, которые не выступают в качестве государственных или муниципальных компаний. Производителям услуг, товаров и работ, которыми могут быть граждане или юридические лица, могут выдаваться субсидии с бюджета. Это межбюджетные трансферты, а также обслуживание долга.

Затраты на оказание муниципальных или государственных услуг направлены, прежде всего, на осуществление задач, стоящих перед бюджетными организациями. Муниципальные и государственные финансы на данные потребности могут выдаваться гражданам, а также юридическим лицам. Сегодня актуальной выступает проблема эффективности применения бюджетных средств по оплате муниципальных и государственных контрактов. Подобные контракты заключаются соответствующими органами власти на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг. Государственные потребности – это потребности в работах, товарах, услугах, необходимых для осуществления функций государства. Муниципальные нужды – это потребности муниципалитетов в работах, товарах, услугах, требуемых для местного самоуправления (продукты питания, которые нужды садикам и школам, услуги по строительству и ремонту дорог, прочее)[3].


Поскольку федеральный бюджет РФ - это основной элемент бюджетной системы РФ, целесообразно раскрыть сущность бюджетной системы РФ.

В финансовой системе любой страны центральным местом обладает государственный бюджет, обладающий законодательной силой финансовый план государства (роспись расходов и доходов) на текущий (финансовый) год.

В бюджетах разных уровней всегда работает принцип сбалансированности, означающий, что объемы предусмотренных бюджетом расходов должны равняться общему количеству дохода бюджета, а также поступлений из источников финансирования его нехватки. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета уполномоченные органы должны опираться на необходимость минимизации размеров дефицита бюджета.

1.2. Доходы и расходы государственного бюджета

Понятие бюджета определяют, как форму образования и расходования денежных средств с целью обеспечения выполнения функций органов государственной власти.

Как экономическую категорию бюджет нужно рассматривать в качестве совокупности экономических отношений, формирующихся в связи с созданием, распределением и последующим пользованием централизованными денежными фондами, нацеленными на реализацию функций и обязанностей государственных органов власти и местных органов самоуправления[4].

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, который создается для покрытия государственных расходов. Рассмотрев бюджет в материальном смысле можно проанализировать его в качестве объекта права государственной собственности (если рассматривать понятие «бюджет» с точки зрения права собственности и проанализировать ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ, то понятие «бюджет» возможно определить как централизованный денежный фонд, принадлежащий на праве собственности государственной казне).

Бюджет в юридическом аспекте (или как правовая категория) обычно определяют как «финансовую программу, план деятельности» или «план ведения государственного хозяйства». Как правовая категория, бюджет выполняет ряд функций, а именно создает правовую основу для финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений и др.[5]


Расходами бюджета называются денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. Зависимо от характера определений, идет формирование систем бюджетных расходов.

Расходы подразделяются на расходы на:

  • государственное и муниципальное управление;
  • национальную оборону;
  • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
  • поддержку отраслей материального производства;
  • научно-технический прогресс (НТП);
  • социальную защиту населения;
  • обслуживание и погашение государственных долгов;
  • охрану окружающей среды и природных ресурсов.

Согласно экономического содержания, расходы делятся на:

  • текущие, которые обеспечивают финансирование органов власти в текущем периоде, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и определенным отраслям экономики в качестве дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
  • капитальные, которые обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность для действующих и новых предприятий согласно утвержденной инвестиционной программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходам бюджета свойственен, как правило, безвозвратный характер. Их структура ежегодно меняется в зависимости от экономической ситуации в стране.

Бюджетные расходы – это денежные отношения. Они довольно сложные, и многогранные. Например, они могут возникать у государства не только с физическими, но и юридическими лицами.

Сегодня качественная и количественная характеристика бюджетных расходов прописаны в БК РФ. Затраты бюджета в экономическом плане – это денежные отношения. Они сложные, многогранные. Возникают такие отношения между государством и гражданами, юридическими лицами. Потом указанные отношения возникают между органами местной власти и государственной власти. И возникновение подобных отношений зарождается в плане распределения, применения денежных фондов определенных бюджетных уровней.

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования бюджета. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.