Файл: Нотариат в РФ (Основы правового регулирования нотариата в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что нотариат является гарантом осуществления и защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивает юридическую безопасность в обществе, способствует предотвращению споров и снижению конфликтности. Но такие важные понятия как нотариальный акт, юридическая сила нотариального акта, законодательно не закреплены, что значительно ограничивает потенциал отечественного нотариата.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что применение положений ст. 61 ГПК РФ, ст. 69 АПК РФ затруднено из-за отсутствия легального определения нотариального акта и его гражданско-правовых свойств. Выбор темы обусловлен необходимостью исследования категории нотариального акта для определения оснований юридической силы нотариальных актов, раскрытия их качеств и свойств.
Основам законодательства РФ о нотариате скоро исполнится 27 лет, но реформа, а вместе с ней и дискуссия о возможных направлениях и формах совершенствования законодательства о нотариате продолжается. Реформа нотариата происходит посредством внесения точечных изменений в законодательство, что, как показывает практика, не снимает большинства проблем. Наиболее целесообразным представляется системное решение данной задачи. Адаптация к новым экономическим реалиям и реформам, произошедшим в судебной системе РФ, требует комплексного изменения законодательства для решения проблем нотариата. Запаздывающее, на фоне масштабных реформ материального законодательства в частноправовой сфере, развитие законодательства в области нотариата требует безотлагательных действий.
Цель работы состоит в изучении основ деятельности современного нотариата в России, его функций в современных условиях.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие основные задачи:
1. Изучить основы правового регулирования нотариата и место его в системе правоохранительных органов.
2. Исследовать функции нотариата, их понятие и виды.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере нотариата в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц, входящих в систему российского нотариата, при реализации механизма защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.
Предмет исследования представляет собой правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере нотариата, определяющие его функции.
При написании работы использовались современные научные источники по теме нотариата. Это работы таких учёных, как: Г.В. Костикова, М.И. Никитин, Т.В. Ярошенко и др.
Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 2 главы, делящиеся на 4 параграфа, заключения и библиографии.
Глава 1. Понятие нотариата
1.1. Основы правового регулирования нотариата в РФ
Статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее Основы) определяет, что нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также указывает на других лиц, имеющих право на совершение нотариальных действий. Законодательно понятие нотариата не раскрывается, акцентируется общая цель нотариальной деятельности — обеспечение защиты прав и законных интересов посредством совершения нотариальных действий и выполнение нотариусом публичной функции от имени государства[1].
Проблема определения понятия нотариата и его правовой природы доктринально решается по-разному. В целом, в литературе принято говорить о нескольких основных значениях термина нотариат. Во-первых, понятие нотариата раскрывается через систему органов и лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий. Во- вторых, понятие нотариата связывается с отраслью законодательства, нормами которой регулируется организация нотариата и нотариальная деятельность. В-третьих, нотариат — это учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников.
В доктрине выработано множество определений, отражающих представления о данном правовом институте, высказываются различные точки зрения относительно понятия нотариата, однако единого мнения о природе нотариата так и не выработано. В литературе отмечается, что нотариат — понятие многозначное, его можно рассматривать в различных аспектах.
Например, процессуалисты, относящие нотариат к предмету гражданско-процессуального права, определяют его как систему органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. На основе данной идеи базируются также представления о нотариальном процессе, который по своему объему и значимости не уступает административному и судебному процессам.
Нотариат также принято соотносить с понятием превентивного правосудия. Отмечают связь между нотариатом и процессуальными институтами (доказательствами, предметом доказывания, распределением обязанностей по доказыванию, исполнением судебных актов) и материально-правовыми институтами (бесспорное взыскание, форма сделки)[2].
Нотариат рассматривается как институт гражданского общества и специфический правоохранительный орган.
В законопроекте «О нотариате и нотариальной деятельности» № 398234-6 (далее законопроект), внесенном в Государственную Думу Федерального Собрания РФ председателем Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П. В. Крашенинниковым 2 декабря 2013 года в статье 3 предлагается определение нотариальной деятельности как оказываемой на профессиональной основе лицами, имеющими статус нотариуса, квалифицированной юридической помощи, состоящей в совершении нотариальных действий, а также в совершении иных действий в случаях, предусмотренных законом. В законопроекте указывается на то, что нотариальная деятельность осуществляется от имени Российской Федерации в интересах физических и юридических лиц, а также в публичных интересах и не является предпринимательской деятельностью.
Вряд ли предложенное законодателем определение раскрывает все ключевые свойства нотариата, но справедливо относит данную юридическую деятельность к обеспечению конституционного права на квалифицированную юридическую помощь гражданам (статья 48 Конституции).
В связи с вступлением отечественного нотариата в Международный союз Латинского нотариата (далее МСЛН), принято соотносить данный институт с моделью латинского (небюджетного, свободного) нотариата. Выбор такой модели для построения нотариата в России еще во времена правления Александра II был обусловлен как принадлежностью нашей страны к романо-германской системе права, так и политической и экономической составляющей. В 1993 году с принятием Основ нотариат вернулся к дореволюционному вектору своего развития в направлении нотариата латинского типа. Нотариат латинского (или свободного) типа сформировался в странах, испытавших влияние римского права. В связи с этим организация и деятельность нотариата в таких странах имеет общую правовую основу. Моделью для нотариата латинского типа стал французский нотариат, что обусловило формулирование общих (системных) признаков, характерных для национального нотариата[3].
Французский закон о принципах организации нотариата от 25 вантоза XI года по календарю Французской революции стал образцом для законов о нотариате в разных частях Германской империи, в частности Баварского устава от 10 ноября 1861 года. Он в свою очередь стал образцом для российского Положения о нотариате от 26 апреля 1861 года.
Но германский вариант латинского нотариата уже тогда имел ряд значительных отличий. «Наиболее характерным отличием этих законодательных актов от французских считали установление надзора за нотариатом в лице судебных мест, существенно умалявший самостоятельный характер всего института. Кроме этого, нигде в Германии не было проведено различие между спорной и бесспорной юрисдикцией, так отчетливо, как это было сделано во Франции, вследствие чего деятельность нотариусов оказывалась во многих отношениях конкурирующей с деятельностью судебных мест».
1.2. Нотариат как разновидность правоохранительной деятельности
Отраслевая принадлежность законодательства о нотариате также является дискуссионной. Высказываются мнения, что нормы, регулирующие организацию и деятельность нотариата, являются подотраслью гражданско-процессуального права, другие предполагают, что нотариальное законодательство является подотраслью конституционного права, некоторые авторы полагают, что законодательство о нотариате является частью административного права.
Учёные полагают, что речь должна идти о нотариальном праве, которое является самостоятельной «комплексной отраслью российского законодательства»[4].
Дискуссии о наличии отраслевой самостоятельности корреспондирует вопрос о методе правового регулирования. Предполагается, исходя из комплексности нотариального права, сочетание императивного и диспозитивного методов. Методология правового регулирования в нотариальном праве производна от отраслей права, в которых находятся ее нормативные истоки, а именно, права частного и публичного. Но если обратиться к природе нотариальных функций, то следует констатировать, что они, по сути, являются государственными, и выполняются нотариусом в силу того, что государство ему их делегировало.
Данное положение находит свое подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П, согласно которому Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной (государственной) власти. Нотариус не может по своему желанию свободно решать, совершать ему или же не совершать нотариальные действия, так как по действующему законодательству он обязан их совершить, если не имеется установленных законом ограничений (статья 48 Основ). Заинтересованное же лицо, обратившееся к нотариусу, исполняет требования нотариуса и, по сути, никакими диспозитивными правами в рамках нотариального производства не обладает. Даже само обращение к нотариусу, особенно если законом оно определено как обязательное, также нельзя рассматривать как диспозитивное, ведь иначе желаемая цель окажется недостижимой. Отношения, возникающие в процессе совершения нотариального действия, можно представить как отношения субординации, а метод регулирования этих отношений имеет императивный характер[5].
Вместе с тем, предмет нотариального производства — регулятивные, по общему правилу, отношения. Конечная цель нотариального производства — содействие заинтересованным лицам в осуществлении их субъективных прав, обеспечение гарантий в защите этих прав, если такая необходимость возникает.
В литературе отмечается, что нотариат призван охранять субъективные права и законные интересы. Однако вопрос о том, относится ли нотариат к правоохранительной системе, остается спорным. Ответ не так прост, скорее нужно определиться относится ли нотариат к правоохранительным органам. Сложность данного вопроса заключается в противоречивости мнений о том, что можно включить в понятие правоохранительных органов, какие функции они выполняют. Отсутствие легальной дефиниции данного понятия привело к существованию различных, порой противоположных точек зрения по данному вопросу, а именно наличию так называемого «широкого» подхода к пониманию правоохранительной деятельности, отнесение к ней практически любой деятельности, преследующей цель как абстрактной правоохраны, так и конкретных усилий по обеспечению в первую очередь прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Правоохранительная деятельность — это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию. В рамках такого подхода нотариат относят к правоохранительным органам.
К признакам, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным, относятся[6]:
1. Правоохранительные органы — это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Несмотря на то, что нотариат не является государственным органом, он выполняет возложенные на него государством функции охраны прав и законных интересов субъектов гражданского оборота, приняв от государства часть его власти для осуществления возложенных на него Основами задач. Как установил Конституционный суд РФ, это не противоречит Конституции РФ.
2. Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Такая функция правоохранительных органов, как предупреждение преступлений и правонарушений — эта функция реализуется всеми правоохранительными органами. Нотариат выполняет конкретную функцию, которая не может быть возложена на какой-либо другой правоохранительный орган, а является функцией нотариальной. Нотариальная функция заключается в оказании юридической помощи путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства. Посредством нотариата государство обеспечивает гражданам конституционное право на квалифицированную юридическую помощь по смыслу статьи 48 Конституции. Ни одно из закрепленных в Конституции Российской Федерации прав не может эффективно осуществляться без права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в науке конституционного права рассматривается как юридическая гарантия всех прав и свобод[7].