Файл: Нотариат в РФ (Основы правового регулирования нотариата в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
3. Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур. Вся деятельность нотариуса облачена в процедурную форму, нотариус руководствуется в своей деятельности законом, подобно судье является независимым и беспристрастным представителем закона. Именно в нотариальной деятельности формализм самоценен, отступление от процедуры недопустимо.
4. Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.
Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.
Подводя итог главе, можно сделать следующие выводы. Нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, а также указывает на других лиц, имеющих право на совершение нотариальных действий. Законодательно понятие нотариата не раскрывается, акцентируется общая цель нотариальной деятельности — обеспечение защиты прав и законных интересов посредством совершения нотариальных действий и выполнение нотариусом публичной функции от имени государства.
Нотариат также принято соотносить с понятием превентивного правосудия. Отмечают связь между нотариатом и процессуальными институтами (доказательствами, предметом доказывания, распределением обязанностей по доказыванию, исполнением судебных актов) и материально-правовыми институтами (бесспорное взыскание, форма сделки).
Нотариат рассматривается как институт гражданского общества и специфический правоохранительный орган.
Таким образом, в рамках «широкого» подхода к пониманию правоохранительной деятельности, нотариат имеет признаки правоохранительного органа и выполняет конкретную (нотариальную) функцию, соответствующую его положению в системе правоохранительных органов.
Глава 2. Функции нотариата
2.1. Понятие функций нотариата
Выявление функций нотариата позволит приблизиться к пониманию сущности данного правового института. Определение функций нотариата выделяется в литературе в качестве наиболее значимых и нуждающихся в анализе и разработке проблем. Ставится вопрос о нотариальных функциях, их специфике, которой обусловлена невозможность их передачи другим органам и лицам.
В литературе нотариальные действия принято соотносить с компетенцией нотариата, его подведомственностью, а значит функциями. Соотношение понятий «компетенция» и «подведомственность» по- разному трактуется учеными[8].
Под компетенцией можно понимать упорядоченную совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций. Компетенция состоит из двух обязательных элементов: властных полномочий и подведомственности, то есть определения предметов, объектов, на которые распространяется власть субъекта, которыми он ведает.
В учебной литературе понятия «круг ведения», «предметная компетенция» и «подведомственность» соотносятся как равнозначные. Иначе подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа. Особое внимание уделяется свойству юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами, что позволяет выявить критерии подведомственности.
Определенную неясность вносит законодатель, используя данные термины бессистемно. Поэтому неудивительно, что статья 35 Основ, в которой перечисляются нотариальные действия, совершаемые нотариусами, может соотноситься как с компетенцией нотариата, так и с его подведомственностью, что отражается в доктрине.
В Основах определена именно компетенция, которая подразделяется на предметную и территориальную. Предметная компетенция предполагает разграничение деятельности нотариусов по совершению нотариальных действий в зависимости от видов этих действий. Территориальная компетенция обусловливает совершение отдельных нотариальных действий, предусмотренных в действующем законодательстве, нотариусами определенного нотариального округа[9].
В статье 35 Основ определена подведомственность, и она не является исчерпывающей, может определяться другими федеральными законами. Подведомственность дел нотариусам и другим лицам, имеющим право совершения нотариальных действий, носит исключительный либо множественный характер. Как разновидность множественной подведомственности также выделяют договорную подведомственность дел нотариату, когда федеральным законом не установлена обязательная нотариальная форма сделки, но заинтересованные лица по своей воле решают удостоверить её у нотариуса. Автор также говорит об альтернативной подведомственности, когда заинтересованное лицо может выбрать орган, к которому он обратится за выполнением некоторых нотариальных действий, например исполнительная надпись или судебный приказ.
Как известно, подведомственность регулируется общими и специальными (особыми) правилами. «Различный характер правил, регулирующих подведомственность дел, позволяет подразделить последнюю на два вида — общую, т.е. регламентируемую общими правилами, и специальную, определяемую на основании особых указаний закона в порядке исключения из установленных правил». Специальная подведомственность в свою очередь подразделена на единичную и множественную; множественная подведомственность в зависимости от используемого законодателем способа выбора именно того органа, который должен рассмотреть конкретное дело, может быть подразделена на альтернативную, договорную и императивную.
Но специальная подведомственность устанавливается либо как конкретизация общего правила, либо как исключение из него. Поэтому возникает вопрос об общем правиле подведомственности юридических дел нотариату, которое в законе отсутствует. Получается, что этот орган не имеет определенной самостоятельной компетенции. Потому учеными и отмечается «размывание» компетенции нотариата, конкуренция компетенций[10].
Это проблема могла бы быть решена формулированием общего правила подведомственности и законодательным закреплением функций нотариата.
Основу правил подведомственности составляют критерии подведомственности, под которыми понимаются отраженные в нормах права признаки споров о праве и иных дел, позволяющих судить о том, каким органам подведомственно их разрешение. Общим признаком для всех дел, которые подлежат разрешению нотариусом, является их бесспорность, то есть отсутствие спора о праве. Поэтому термин бесспорная юрисдикция распространился и на область действия нотариата. То есть в литературе уже выработан такой критерий подведомственности дел нотариату, как бесспорность гражданских дел. Бесспорность нотариального дела следует понимать как документально подтверждаемую очевидность констатируемого нотариусом факта или права. В отдельных предусмотренных законом случаях документально подтверждаться должен и факт отсутствия возражений со стороны заинтересованных лиц.
Статья 41 Основ предписывает отложение совершения нотариального действия на срок не более десяти дней в случае, если подлежащий удостоверению факт или право оспаривается в суде. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено. Если возникают сомнения в бесспорности дела, нотариус не совершит нотариального действия, пока не выяснится обратное.
Принято говорить, что нотариат действует в области бесспорной гражданской юрисдикции. Но юрисдикция — это совокупность полномочий компетентных органов по формированию и реализации правовых актов, разрешению правовых споров, регламентирующих качественно определенные общественные отношения. Нотариат разрешением правовых споров не занимается, поэтому сложно соотнести его деятельность с юрисдикционной (судебной). Сам термин бесспорная юрисдикция в отношении нотариата, таким образом, применяется в «широком» смысле, довольно условно, как дань традиции, которая корнями уходит в римское право[11].
В отечественной доктрине бесспорная юрисдикция скорее соотносится с неспорным производством («охранительным»), которое сейчас называется особым и характеризуется тем, что хоть и вписано в гражданскую процессуальную форму, спора о праве в нем нет, особое производство также не является юрисдикционным. В суде бесспорные дела рассматриваются в порядке приказного и особого производств. Подведомственность такого рода дел суду является специальной. Таким образом, если все бесспорные юридические дела должны разрешаться нотариатом, тогда возникает вопрос — как разграничивать компетенцию суда и нотариата на разрешение бесспорных гражданских дел. Органам нотариата по общему правилу подведомственны гражданские дела, разрешение которых направлено на удостоверение или свидетельствование бесспорных юридических (доказательственных) фактов и субъективных прав.
Интересно отметить, что в Австрии по общему правилу дела добровольной юрисдикции рассматривают суды, а нотариусы, действуя в качестве судебных комиссаров, обладают отдельными полномочиями при производстве по наследственным делам (см., например, § 145 Закона о производстве по бесспорным делам). То есть австрийский законодатель устанавливает специальную подведомственность дел добровольной юрисдикции нотариату, которая является исключением из общего правила, которое относит такие дела к компетенции судов[12].
Отнесение бесспорных дел к компетенции суда в РФ объясняется необходимостью максимальных гарантий защиты, которые могут быть предоставлены только в рамках гражданской процессуальной формы. Также судебная защита применяется при установлении фактов, имеющих юридическое значение. Если иметь в виду вопрос об их объективном существовании, то юридические факты, являющиеся предметом судебного разбирательства, не могут рассматриваться как бесспорные, т.е. очевидные. Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд устанавливает факты только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Таким образом, чтобы сформулировать общее правило подведомственности бесспорных дел нотариату, следует указать на очевидность юридических фактов, лежащих в их основе, то есть возможность подтвердить их квалифицированными доказательствами. В целом, данное положение сформулировано в статье 45 Основ, согласно которой документы, представляемые для совершения нотариального действия, не должны вызывать сомнений в их подлинности, иметь подчисток и т.п. Статья 41 Основ указывает, что основанием для отложения и приостановления совершения нотариального действия является направление документов на экспертизу, то есть не должно возникать сомнений по вопросу факта, он должен быть подтвержден официальными документами.
Понимание функции как круга деятельности можно соотнести с категорией подведомственности, которую чаще всего определяют как круг дел, отнесенных к ведению того или иного органа. Как было показано выше, действующее законодательство использует для этого термин «нотариальное действие»[13].
Сам термин «нотариальное действие» был введен первым Положением о государственном нотариате, принятым в 1922 году, и обозначение функций нотариата через совершаемые им нотариальные действия стало традицией советского законодательства и правовой науки. Например, Постановление Совмина РСФСР от 31 декабря 1947 № 980 «Об утверждении Положения о государственном нотариате РСФСР» содержало Главу II «Функции государственных нотариальных контор», содержанием которой являлось перечисление нотариальных действий совершаемых нотариусами и исполнительными органами сельских Советов депутатов трудящихся (станиц, хуторов, аулов).