ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВАРИАНТ 2.
Часть 1.

1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение

Мне было лет восемь-девять, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума. Он был крохотный, надувался водородом и занимал меня тогда как игрушка. Я таскал его по двору, по саду и по комнатам на ниточке. Лет четырнадцати я получил некоторое теоретическое понятие об аэростате из физики Гано. Попробовал было надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Кажется, я тогда сильно увлекался механическим летанием с помощью крыльев. Я также делал плохие токарные станки, на которых всё-таки можно было точить, устраивал разные машины и, между прочим, коляску, которая должна была ходить во все стороны с помощью ветра. Ветер я производил с помощью мехов.

Потом я уже начал строить коляску для собственных путешествий. Отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и на разную дрянь. Но подвиг сей не увенчался успехом: отчасти не хватило терпения и материалов, отчасти надоело голодать, отчасти же я стал смекать, что это вещь непрактичная и выеденного яйца не стоит.

Одновременно ходила по полу у меня и (…) модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы. Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало. Лет пятнадцати-шестнадцати я познакомился с начальной математикой и тогда мог более серьёзно заняться физикой. Более всего я увлёкся аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определённой толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении размеров аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Систематически я учился мало: я читал только то, что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными. (По К.Э. Циолковскому)

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.


1) ДЕЛАТЬ. что. Производить, изготовлять что-н. Д. мебель.

2) СТОРОНА. Направление, а также пространство, место, расположенное в каком-н. направлении от кого-чего-н. Подъехать с левой стороны.

3) МЕХ. мн. Одежда из меха, на меху, отделанная мехом (разг.). Ходить в мехах.

4) ХОДИТЬ. Быть кем-н., исполнять какие-н. обязанности, находиться в каком-н. состоянии (разг.). X. в старостах.

5) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст рассчитан на массового читателя, поэтому характеризуется доступной для понимания лексикой (присутствуют в том числе разговорные слова: дрянь, крохотный), достаточно простым синтаксисом, лишённым громоздких структур, затрудняющих восприятие.

2) Текст насыщен терминами (коллодиум, водород, паровая машинная турбинная система), что позволяет отнести этот текст к научному стилю речи.

3) Использование эпитетов («теоретические понятия», «воздушный шар»), метафор (толщина оболочки, при увеличении размеров аэростата) способствует эмоциональности, выразительности текста.

4) Текст содержит грамматические особенности, характерные для деловой речи: отымённые предлоги (из, против, при), используемые в предписаниях и распоряжениях глаголы в форме инфинитива (надуть, точить, заняться).

5) Несмотря на внешнюю простоту синтаксиса в данном тексте, синтаксические структуры отличаются разнообразием: присутствуют и простые предложения (в том числе осложнённые такими конструкциями, как однородные члены предложения, обособленное обстоятельство, обособленное определение, вводное слово), и сложные.
4.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) квАртал

2) окружИт

3) Оптовый

4) прозорлИва

5) донИзу
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не ниже генеральского. Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по защите интересов наших соотечественников за рубежом.

Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является гарантией высокого урожая.

Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.

У животных не

существует членораздельной ЗВУКОВОЙ речи, у них не существует и музыки.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Тонечка собиралась на встречу с друзьями с особой тщательностью, надела нарядное платье, побрызгалась ароматными духами, обула изящные лакированные туфельки.
7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

новые БРЕЛОКИ

пара НОСКОВ

ДРАЙВЕРА

много ПЕЧЕНИЙ

нет ШИЛЬЕВ
8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема

свободы.

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2) Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3) Рассматривая фотографии в альбоме, мне на глаза попался красивый вид.

Г) ошибка при употреблении однородных членов

4) Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на

столе.

Д) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим

5) Мне не только приходится читать книги, но и журналы.




6) Среди тех, кто стали участниками заводских

соревнований, были и ветераны производства.




7) Любой ребенок, любой подросток знает, как опасно перебегать улицу перед движущимся транспортом.




8) Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели.




9) Пресса следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране.



9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зас..вать (поля), бл..стящий, вин..грет

2) д..лина, выр..щенные, грам..тный

3) обл..чать (неправду), выж..мать (бельё), инж..нер

4) озн..чать, з..рница, (предвыборная) к..мпания

5) осн..щение, (на) пл..ву, пор..зительный
10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..оритет, пр..милый, пр..рогатива
2) чере..чур, ра..цвести, предра..светный
3) вз..мать, контр..гра, меж..здательский
4) бе..контактный, и..целить, и..толковать
5) бур..ян, выш..ет (узоры), под..ячий
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) утрат..вший, удва..вать

2) покашл..вать, овлад..вая

3) расчётл..вый, юрод..вый

4) недоум..вать, хитр..нький

5) вздраг..вать, разглаж..вающий
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ненавид..вший, замет..ли

2) выдерж..нный, тащ..щий

3) завис..мый, колебл..мый

4) (они) кол..т, дремл..щий

5) обижа..те, стро..м
13. Определите, где НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

Есть дома было (не)чего, и мы отправились в магазин.

Брат убежал, опять (не)вымыв за собой грязную посуду.

Нам (не)к кому было обратиться за помощью.
14.Определите, где оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.

(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Петя вздрогнул, (ОТ)ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.
15. Укажите цифры, на месте которых пишутся НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.


16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.Запишите номера этих предложений.

1) Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.
2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.
3) От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.
4) Подвести итог сказанному в тексте может как предложение так и целый абзац.
5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.



Подключившись к быстро развивающемуся интернет-проекту (1) новые участники (2) глядя на рейтинги лидеров (3) и тщательно готовясь к каждому новому этапу (4) стремились соответствовать всем предъявляемым требованиям.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прочь (1) клевер (2) мох (3) сокройтесь в те места, где (4) ветер (5) мчит: ведь вас ему не ранить. Прочь (6) ветер (7) прочь, вокруг еще светло. Прочь, прочь, листва ― с ветвей, от взора ― скройся.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1969-й был для рок-музыки годом решающим: продюсеры начали осознавать (1) что такая музыка (2) повсеместное увлечение (3) которой, как они раньше считали, закончится через пару недель (4) может прожить ещё очень долго.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он заявил (1) что желает переговорить с ней (2) и (3) когда получил уклончивый, даже дерзкий ответ (4) что она не хочет с ним говорить (5) то ему пришла в голову давно задуманная мысль (6) о которой он заявлял Конятовскому, Полиектову и другим.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств