Файл: Расчёт лётных характеристик продольной устойчивости и управляемости дозвукового самолёта Ил76.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Продолжение таблицы 13


mz0го

0,065

0,067

0,070

0,075

0,092

mz0

0,047

0,049

0,053

0,058

0,073




0,578

0,568

0,564

0,560

0,585




-0,168

-0,158

-0,154

-0,150

-0,174




-0,227

-0,118

-0,078

-0,056

-0,050




-0,015

-0,015

-0,015

-0,015

-0,015




0,035

0,036

0,038

0,041

0,047




-0,255

-0,094

-0,066

-0,061

-0,071




-0,400

-0,127

-0,054

-0,019

0,000







Рисунок 13 – Допустимый диапазон центровок


Рисунок 14 – Зависимость


2.4 Балансировка самолёта в прямолинейном установившемся горизонтальном полёте

Условием балансировки самолета в установившемся горизонтальном полете является равенство нулю момента тангажа, действующего на самолет ( ). Из этого условия определяются потребные для балансировки углы отклонения руля высоты с помощью соотношения (82)



В простейшей системе ручного продольного управления, в которой отсутствуют рулевые приводы (бустеры), усилие на рычагах управления, потребное для балансировки самолета в горизонтальном установившемся полете, определяется по выражению (83)



где – коэффициент передачи усилий, обычно , принимаем

– САХ руля высоты ( ).

Параметр можно оценить выражением (84)




Производные коэффициента шарнирного момента находятся по формулам 85-86:





где – угол стреловидности руля высоты по передней кромке ( );

– относительная площадь руля высоты;

– относительная площадь осевой компенсации, принимаем

Полученные значения занесём в таблицу 14.

Таблица 14 – Балансировочные усилия



М

0,370

0,490

0,600

0,700

0,800

0,850

αго

-0,0013

-0,0044

-0,0071

-0,0103

-0,0148

-0,0129



-0,009

-0,010

-0,010

-0,011

-0,013

-0,015



-0,056

-0,308

-0,322

-0,344

-0,403

-0,476



-331,81

-102,01

-41,68

-13,79

0,00

-20,22


Так как балансировочные усилия велики ( ), то необходимо применить бустерное управление.

При необратимой системе и линейной характеристике загрузочного механизма усилие на рычаге управления находиться с помощью известного соотношения (87)



где – характеристика жесткости загрузочного механизма, ориентировочные значения принимаем

Таблица 15 – Характеристики балансировочных кривых



М

0,370

0,490

0,600

0,700

0,800

0,850



-0,3318

-0,1020

-0,0417

-0,0138

0,0000

-0,0202

, Н

-331,81

-102,01

-41,68

-13,79

0,00

-20,22




Рисунок 15 – Балансировочная кривая по отклонениям органов управления


Рисунок 16 – Балансировочная кривая по усилиям на рычагах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе был произведён расчёт лётных характеристик и характеристик продольной устойчивости и управляемости самолёта. Рассчитан диапазон высот и скоростей установившегося горизонтального полета по диаграммам потребных и располагаемых тяг.


Устойчивостью называется свойство самолета восстанавливать без участия летчика кинематические параметры невозмущённого движения и возвращаться к исходному режиму после прекращения действия на самолет возмущений.

Под управляемостью принято понимать способность самолёта отвечать соответствующими линейными и угловыми перемещениями в пространстве на отклонение рычагов управления.

Для оценки скороподъемности самолета в установившемся режиме набора высоты построены кривые располагаемых вертикальных скоростей на заданных высотах.

Рассчитаны:

- максимальные вертикальные скорости и время набора на каждую выбранную высоту;

- взлетно-посадочные характеристики;

- затраты топлива и дальности полета на участках набора высоты и снижения;

- дальность и продолжительность полета на заданной скорости и высоте

- геометрические и аэродинамические характеристики самолета;

- аэродинамический фокус самолета;

- моменты тангажа.

Построена балансировочная кривая по отклонениям органов управления и балансировочная кривая по усилиям на рычагах управления. На самолете установлено бустерное управление, так как без него возникают усилия больше 350 Н.

Ниже рассмотрим сравнение расчётных данных с самолётом прототипом (таблица 16).

Таблица 16 – Сравнение расчётных данных с самолётом прототипом

Характеристики

Самолёт - прототип

Расчётные данные

Максимальная взлетная масса, кг

210000

157000

Площадь крыла, м2

300

300

Размах крыла, м

50,5

50,5

Крейсерская скорость, м/с

216,67

246,4

Масса топлива, кг

88679

35000

Двигатели, Н

480000

472000

Теоретический потолок, м

12000

11500

Длина разбега, м

1700

771,96

Длина пробега, м

1000

671,15

Дальность полета, км

4000

1611,51