Файл: Расчёт лётных характеристик продольной устойчивости и управляемости дозвукового самолёта Ил76.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Производная угла скоса потока от крыла в области горизонтального оперения по углу атаки для крыльев обычных удлинений:
где
Поправки на форму крыла в плане:
Поправки на взаимное расположение крыла и оперения:
Результаты расчёта занесём в таблицу 12
Таблица 12 – Аэродинамический фокус самолёта
М | 0,37 | 0,49 | 0,60 | 0,70 | 0,80 |
| 114 | 151 | 185 | 216 | 246 |
| 0,220 | 0,222 | 0,225 | 0,225 | 0,228 |
| 0,0663 | 0,0663 | 0,0663 | 0,0663 | 0,0663 |
| -0,0743 | -0,0705 | -0,0671 | -0,0631 | -0,0592 |
| 0,0495 | 0,0495 | 0,0495 | 0,0495 | 0,0495 |
| -0,0225 | -0,0225 | -0,0225 | -0,0225 | -0,0225 |
| 0,2389 | 0,2448 | 0,2512 | 0,2552 | 0,2621 |
| 0,3393 | 0,3229 | 0,3132 | 0,3049 | 0,3225 |
| 0,5782 | 0,5676 | 0,5644 | 0,5601 | 0,5845 |
2.3 Расчёт момента тангажа и диапазона допустимых центровок
Балансировка самолета по моментам тангажа на различных режимах полета осуществляется отклонением органов управления. Сначала определяется момент тангажа, подлежащий балансировке. Коэффициент этого момента обозначается через . Обозначение (0) соответствует нейтральному положению органов управления.
При неотклонённом руле высоты коэффициент момента тангажа самолёта определяется по формуле (64)
Определим производную коэффициента момента тангажа по углу установки стабилизатора с помощью выражения (65)
Коэффициент эффективности руля высоты определяется выражением (66)
Коэффициент находится по формуле (67)
Результаты расчётов занесём в таблицу 13.
Коэффициент аэродинамического момента тангажа (при , , ) определяется формулой (68)
Коэффициент момента тангажа самолёта без горизонтального оперения при приближённо можно учесть формулой (69)
где – коэффициент, который берётся из характеристик профиля крыла;
– приращение от влияния фюзеляжа, определяемое по формуле (70)
где – угол атаки при нулевой подъёмной силе крыла;
– угол установки крыла (между центральной хордой крыла и продольной осью самолёта). Принимаем , тогда:
Коэффициент момента тангажа горизонтального оперения (при , ) может быть определён с помощь соотношения (71)
где – начальный угол скоса потомка от фюзеляжа и других несущих частей самолёта.
Принимаем для Т-образного оперения , тогда:
Результаты расчётов занесём в таблицу 13.
Допустимый диапазон центровок ограничен предельной передней и предельной задней центровками и представляет собой промежуток в виде соотношения (72)
Предельная задняя центровка самолета определяется из требования минимального запаса центровки (73)
Построим зависимость по результатам расчетов таблицы 11. Определим предельную заднюю центровку самолета по формуле (74)
где – величина минимального запаса центровки, принимаемая . Тогда:
Задавая ориентировочно:
Получим выражение (75)
Результаты расчётов
заносятся в таблицу 11.
Предельную переднюю центровку определим из условия достаточности органов управления для балансировки самолета на режиме посадки ( ) с выпущенными механизацией и шасси.
Выбор производится из условия равенства нулю коэффициента момента тангажа самолета ( = 0) при = 0 по выражению (76)
Предельная передняя центровка определяется из условия балансировки самолета при посадке выражением (77)
Угол атаки и определены ранее при расчете посадочной дистанции. Коэффициент момента тангажа самолёта без горизонтального оперения с учётом отклонения механизации крыла учитывается в формулах 78-80:
Величину приближённо можно принять равной:
Угол отклонения руля высоты при посадке , где – предельное конструктивное отклонение руля высоты вверх:
Угол скоса потока с учётом влияния земли и отклонённой механизации определяется выражением (81)
Рисунок 12 – Определение расстояния h
Таблица 13 – Расчёт момента тангажа
| |||||
М | 0,37 | 0,49 | 0,60 | 0,70 | 0,80 |
V=Ma | 114 | 151 | 185 | 216 | 246 |
| -2,367 | -2,433 | -2,544 | -2,721 | -3,185 |
| -1,267 | -1,302 | -1,361 | -1,456 | -1,705 |
mz0бго | -0,018 | -0,018 | -0,017 | -0,017 | -0,018 |