Файл: Расчёт лётных характеристик продольной устойчивости и управляемости дозвукового самолёта Ил76.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Производная угла скоса потока от крыла в области горизонтального оперения по углу атаки для крыльев обычных удлинений:



где

Поправки на форму крыла в плане:





Поправки на взаимное расположение крыла и оперения:















Результаты расчёта занесём в таблицу 12

Таблица 12 – Аэродинамический фокус самолёта

М

0,37

0,49

0,60

0,70

0,80

V=Ma

114

151

185

216

246



0,220

0,222

0,225

0,225

0,228



0,0663

0,0663

0,0663

0,0663

0,0663






-0,0743

-0,0705

-0,0671

-0,0631

-0,0592



0,0495

0,0495

0,0495

0,0495

0,0495



-0,0225

-0,0225

-0,0225

-0,0225

-0,0225



0,2389

0,2448

0,2512

0,2552

0,2621



0,3393

0,3229

0,3132

0,3049

0,3225



0,5782

0,5676

0,5644

0,5601

0,5845



2.3 Расчёт момента тангажа и диапазона допустимых центровок

Балансировка самолета по моментам тангажа на различных режимах полета осуществляется отклонением органов управления. Сначала определяется момент тангажа, подлежащий балансировке. Коэффициент этого момента обозначается через . Обозначение (0) соответствует нейтральному положению органов управления.

При неотклонённом руле высоты коэффициент момента тангажа самолёта определяется по формуле (64)



Определим производную коэффициента момента тангажа по углу установки стабилизатора с помощью выражения (65)



Коэффициент эффективности руля высоты определяется выражением (66)



Коэффициент находится по формуле (67)





Результаты расчётов занесём в таблицу 13.

Коэффициент аэродинамического момента тангажа (при , , ) определяется формулой (68)



Коэффициент момента тангажа самолёта без горизонтального оперения при приближённо можно учесть формулой (69)



где – коэффициент, который берётся из характеристик профиля крыла;

– приращение от влияния фюзеляжа, определяемое по формуле (70)




где – угол атаки при нулевой подъёмной силе крыла;

– угол установки крыла (между центральной хордой крыла и продольной осью самолёта). Принимаем , тогда:





Коэффициент момента тангажа горизонтального оперения (при , ) может быть определён с помощь соотношения (71)



где – начальный угол скоса потомка от фюзеляжа и других несущих частей самолёта.

Принимаем для Т-образного оперения , тогда:



Результаты расчётов занесём в таблицу 13.

Допустимый диапазон центровок ограничен предельной передней и предельной задней центровками и представляет собой промежуток в виде соотношения (72)



Предельная задняя центровка самолета определяется из требования минимального запаса центровки (73)



Построим зависимость по результатам расчетов таблицы 11. Определим предельную заднюю центровку самолета по формуле (74)



где – величина минимального запаса центровки, принимаемая . Тогда:



Задавая ориентировочно:



Получим выражение (75)



Результаты расчётов
заносятся в таблицу 11.

Предельную переднюю центровку определим из условия достаточности органов управления для балансировки самолета на режиме посадки ( ) с выпущенными механизацией и шасси.

Выбор производится из условия равенства нулю коэффициента момента тангажа самолета ( = 0) при = 0 по выражению (76)





Предельная передняя центровка определяется из условия балансировки самолета при посадке выражением (77)



Угол атаки и определены ранее при расчете посадочной дистанции. Коэффициент момента тангажа самолёта без горизонтального оперения с учётом отклонения механизации крыла учитывается в формулах 78-80:












Величину приближённо можно принять равной:



Угол отклонения руля высоты при посадке , где – предельное конструктивное отклонение руля высоты вверх:



Угол скоса потока с учётом влияния земли и отклонённой механизации определяется выражением (81)





Рисунок 12 – Определение расстояния h











Таблица 13 – Расчёт момента тангажа




М

0,37

0,49

0,60

0,70

0,80

V=Ma

114

151

185

216

246




-2,367

-2,433

-2,544

-2,721

-3,185




-1,267

-1,302

-1,361

-1,456

-1,705

mz0бго

-0,018

-0,018

-0,017

-0,017

-0,018