Файл: Своя игра Основной процесс в игре ответ на вопросы. Цели и задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мекуш Домника Евгениевна, Смышляева Елизавета Алексеевна,

Ципуштанова Валерия Евгеньевна, Чуракова Мария Андреевна,

студентки факультета филологии и медиакоммуникаций, 2020 г.

Своя игра

Основной процесс в игре – ответ на вопросы.

Цели и задачи:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;

  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

1. Предлагаемые фонетические задания учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи.

2. Лексические задания помогут развитьязыковое чутьё, пополнят лексический запас, разовьют понимание обобщённого смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.

3. Задания по морфемике позволят закрепить понятие морфемы, знание, какие бывают морфемы; сформируют умение выделять приставку, корень, суффиксы, окончания, основу слова; отличать формы слова от однокоренных слов, неизменяемые слова от слов с нулевым окончанием. Также позволят закрепить навыки правописания приставок 1-й и 2-й групп и некоторых суффиксов существительных и прилагательных и умения образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; и укрепить знания о многозначности морфем и омонимии.

4. Орфоэпические задания предназначены для того, чтобы помочь детям овладеть нормами произношения и ударения, узнать об особенностях произношения говоров.


5. Задания по фразеологии: решение предложенных задач позволит дать учащимся знания о семантической системе современного русского литературного языка, осведомлённость о происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова; знания о русской фразеологии и умения анализировать функционирование фразеологизмов.

6. Морфологические задания: за счёт них идёт углубление в один из самостоятельных разделов грамматики, который изучает части речи и их формы. К заданиям данной группы оказано очень большое внимание, так как именно благодаря морфологии можно узнать, что обозначает слово, от чего оно произошло. Задания являются актуальными, потому что, зная морфологию, человек не допустит грамматических и пунктуационных ошибок.

Правила игры

В игре принимают участие 5 команд. Их основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой из команд на счету 0 очков.

Суть игры заключается в том, что 5 команд отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из раундов. Каждый из основных раундов содержит 30 вопросов – 6 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость – от 10 до 50 очков. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее.

Начинается игра с выбора первой командой одного из 30 вопросов. Вопрос зачитывается вслух ведущим.В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившего игрока, и он выбирает следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего, а оставшиеся игроки получают право нажать кнопку и дать свой ответ. Если в течение пятнадцати секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает та же команда, что выбирала и предыдущий вопрос.

Специальные вопросы

Помимо обычных вопросов существуют специальные – «Кот в мешке», «О, счастливчик».

«Кот в мешке»

  • Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его одному из соперников по собственному выбору. Ведущий называет тему «Кота» (она, как правило, не совпадает с исходной темой выбранного вопроса), а получившая его команда выбирает стоимость. Команда обязана ответить на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.

О, счастливчик


Если команде достался «О, счастливчик», то это значит, что команде в подарок предоставляется определённое количество баллов.

Финал


Победителем игры объявляется та команда, которая по итогам финального раунда набрала наибольшую сумму очков.

Вопросы игры

Фонетика

10 баллов. Какие 3 согласных звука в русском языке всегда мягкие (не имеют пары по твердости)?

Ответ: ч,й,щ

20 баллов. Какой фонетический процесс происходит в слове «сладкий»?

Ответ: оглушение (ассимиляция по глухости).

30 баллов. Как изучающим фонетику может помочь фраза “Пастух Фока, хочешь щец?”

Ответ: в данной фразе собраны все глухие согласные.

40 баллов. Посчитай, сколько звуков в слове “обезьянка”?

Ответ: 9

50 баллов. Определите, что получится, если звуки, из которых состоит слово "ЯР", произнести в обратном порядке.

Ответ: запишем произношение слова, отмечая мягкость согласного знаком «’»: [йар].

Располагая те же звуки в обратном порядке, получаем [рай] или, в обычной орфографии, рай.

Морфемика

10 баллов. Разбери по составу слово "влажность".

Ответ: корень – влаж-, суффикс – -н-, второй суффикс – ость, окончание – нулевое.

20 баллов. С каким значением образуются существительные при помощи суффиксов -чик, -щик, -ист, -тель, -ник? 

Ответ: названия лиц по роду занятий, по профессии.

30 баллов. Какое окончание в слове “кино”?

Ответ: нет окончания.

40 баллов. Определите корень в слове "ешьте".

Ответ: Е

50 баллов. От основы слова "таскать" образуйте глагол с двумя приставками и двумя суффиксами.

Ответ: поднатаскал.

Лексикология

10 баллов. Ребята, как называются слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение?

Ответ: омонимы.

20 баллов. Попробуйте самостоятельно описать зелёный цвет.

Зеленый - это…

Ответ: ЗЕЛЁНЫЙ, -ая, -ое; зелен, зелена, зелено, зелены и зелены. Цвета травы, листвы…(Выписка из толкового словаря С.И.Ожегова).

30 баллов. «О, счастливчик»

40 баллов. Чем отличаются устаревшие слова «шуйца» и «десница»?

Ответ: это левая и правая рука.

50 баллов. Как вы думаете, почему употребление слова “кофе” в значении “напиток” – это переносное значение, а не прямое?


Ответ: потому что это лишь перенос названия кофейного дерева на "изделие" из него.

Фразеология

10 баллов. Какое известное выражение зашифровано на картинке?

Ответ: водить за нос.

20 баллов. Какой существует противоположный фразеологизм, так же связанный с водой, к выражению “как кот наплакал”?

Ответ: хоть пруд пруди.

30 баллов. О каком человеке в Англии могут сказать “as cool as a cucumber”? (холодный, как огурец)

Ответ: невозмутимый как огурец (значение: относится к человеку, который способен контролировать свои чувства и эмоции, не поддается панике и невозмутим, хладнокровен в любой ситуации).

40 баллов. Польское крылатое выражение: “Строить замки на льду”. Вспомни аналогичный фразеологизм в русском языке 

и расскажи о его значении.

Ответ: строить воздушные замки (так говорят, когда кто-то придумывает невыполнимые, далекие от реальности планы, мечтает о чем-то недостижимом).

50 баллов. Как вы думаете, с чем было связано возникновение крылатого выражения “попасть впросак”?

Ответ: раньше слово "просак" означало «барабан с зубьями для чесания шерсти». Попасть впросак означало «покалечиться, лишиться руки».

Морфология

10 баллов. “МБОУ СОШ № 67 был_ открыт_ в 1965 году”

Определите, какие окончания должны стоять у обоих слов составного сказуемого, и почему?

Ответ: была открыта– женский род последнего слова в аббревиатуре "школа" определяет грамматическую форму связанных с этой аббревиатурой слов.

20 баллов. Определите тип склонения у существительного "юноши".

Ответ: в Им.п., ед.ч – юноша – слово имеет окончание -а, поэтому это 1 склонение.

30 баллов. К какому роду относится существительное "засоня"?

Ответ: к общему.

40 баллов. «Кот в мешке». Могут ли имена числительные изменяться по родам? Приведи пример.

Ответ: один сын – м.р., одна дочь – ж.р., одно окно– ср. р..

Два сына, две дочери, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают);

полтора дня, полторы недели (форма ср.р. совпадает с формой м.р.); оба сына, обе дочери, оба окна (формы м. и ср.р. совпадают).

50 баллов. 7 ноября 2013 года Усэйн Болт и Шелли Фрэйзер-Прайс были признаны лучшими легкоатлетами года. "РИА Новости" оставило комментарий по этому поводу: "Впереди планеты всей". Подумайте, какой частью речи является слово
"впереди" в этом предложении.

Ответ: это предлог (впереди чего?)

Орфоэпия

10 баллов. В словах «сливовый» и «кухонный» на какой слог ставится ударение, и почему?

 Ответ: так же, как в исходных именах существительных, от которых они образованы: слИвовый, кУхонный.
20 баллов. При произнесении звука «Г» наш язык соприкасается с нёбом. А в южных говорах звук «Г» произноситься без этого соединения, как звук «Х». Как вы считаете, слова «Бог», «Господи» и «бухгалтер» правильно произносить по-южно- или по северно-русски?

Ответ: по южно-русски.

30 баллов. В своем стихотворении В.С. Высоцкий намеренно изменяет ударение в одном слове. Объясните, с какой целью он это делает?

Да что ж мне– пустым возвращаться назад?

Но вот я набрел на товары.
«Какая валюта у вас?» - говорят.
«Не бойсь, - говорю, - не доллары!»


Ответ: ударение «доллАры» имитирует разговорную речь.

40 баллов. Перед вами отрывок из рассказа бабушки из северной русской деревушки: «Было это дамно, мнук мой убежал за мос гулять, омманул меня. Пошла его искать, а на улице тевно-тевно. Слышу будто голуп курлычет...» Восстановите текст и скажите, какие особенности в произношении вы заметили?

Ответ: «Было это давно, внук мой убежал за мост гулять, обманул меня. Пошла его искать, а на улице темно-темно. Слышу будто голубь курлычет...»

[бм] > [мм], [вн] > [мн], утрата конечного согласного (мос) и отвердение конечного согласного (голуп).

50 баллов. Какой звук обозначает буква А в этих словах?

лошАдей, тридцАтью, пожАлей,

к сожАлению, жАкет, жАсмин

Ответ: лош[ы]дей, тридц[ы]тью, пож[ы]лей, к сож[ы]лению, ж[ы]кет, ж[ы]смин.