Файл: Практическое задание 3, Модуль Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии слушатель Некрасова Елена Павловна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 753
Скачиваний: 59
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620) new
Дисциплина: Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
Практическое задание 3, Модуль 3. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии
Выполнил:
слушатель Некрасова Елена Павловна
Преподаватель:
Савченко Виктория Андреевна
г. Москва - 2022
Практическое задание 3
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.
Цель: сформировать практические умения подбирать диагностический инструментарий для проведения дифференциальной логопедической диагностики пациентов с афазиями, составлять программы восстановительного обучения на основании данных обследования.
Задание 1. Познакомьтесь с материалами лекций и приложениями; воспользуйтесь, при необходимости, дополнительной литературой и материалами вебинаров. Проведите сравнительный анализ одной пары афазий на выбор из списка:
1. Эфферентная моторная и динамическая формы
2. Акустико-гностическая и акустико-мнестическая формы
3. Эфферентная моторная и афферентная моторная формы
4. Акустико-мнестическая и семантическая формы
5. Акустико-мнестическая и оптико-мнестическая формы
Для анализа используйте предложенную таблицу:
Критерий | Эфферентная моторная афазия | Афферентная моторная афазия |
Основное (первичное) нарушение | Инертность речевых процессов, наличие персевераций, повторов. | Страдает произношение звуков, наблюдаются их полные или частичные замены |
Речевые симптомы | Общее | |
1.Нарушение моторики(сенсомоторные нарушения), при которой больной не может высказаться устно. | ||
Различное | ||
Нарушение смены иннервации, обеспечивающей своевременное переключение с одной серии артикуляторных движений к другой. Произнесение отдельных звуков сохранено. Пациент не может изменить положение артикуляционного аппарата, что приводит к появлению больших временных пауз между произносимыми звуками. Речь становится телеграфной или штампованной. Сохранено понимание обращенной речи, кроме переносных значений слов, пословиц Не сопровождается литеральными парафразиями в устной речи, звуковая структура слогов сохранена. | Нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющееся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков пациенты с афферентной моторной афазией не могут связать собственную речь в цельное структурированное предложение. Понимание обращенной речи не сохранено литеральные Парафазии приводят к искажению слов. | |
Сопутствующие неречевые симптомы | Выраженная дисграфия, дислексия. Моторная неловкость, неуклюжесть Левшество | Нарушение пространственных движений, таких как мимика и жестикуляций |
Задание 2. Предложите для одной формы афазии на выбор приемы диагностического обследования, которые позволили бы выявить перечисленные речевые и неречевые симптомы. Заполните таблицу (первые две строки заполнены в качестве примера):
Эфферентная моторная афазия | |
Симптом | Диагностический прием |
Нарушение экспрессивной речи. | Логопед показывает больному предмет и просит рассказать о том, что можно сделать с этим предметом, для чего он предназначен, какими свойствами обладает. |
Нарушение чтения и письма | Чтение отдельных простых упроченных слов («дом») и коротких предложений («закройте глаза») Написание собственных ФИО, простых слов под диктовку («река») |
Тестирование на левшество | 1.Переплетение пальцев рук 2.Скрещевание рук на груди 3.Прицелевание при имитации стрельбы из лука |
Нарушение мелкой моторики | Логопед отстукивает ритм по столу карандашом, прикрывая его листом бумаги, по два, по три удара, различными сериями: два сильных, два слабых, два быстрых, один отставленный во времени и т. п.. |
Нарушение мимики | : Логопед просит ребенка: поднять брови (удивиться) нахмурить брови (рассердиться) прищурить глаза (яркое солнышко) надуть щеки (толстячок) втянуть щеки (худышка) |
Фонетико-фонематические нарушения | Повторить за логопедом: Кукла плачет: а-а-а Мышка пищит: и-и-и Ребенок плачет: уа Собака лает: ав |
Понимание значения слов | Больному предлагается показать предметы, окружающие его (стол, книга, окно и т. д.), части тела и лица. |
Трудность включения в активную речь | Включение в диалог |
Нарушений слухоречевой памяти | запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 5 слов |
Задание 3. Предложите программу восстановительного обучения для одной формы афазии. В данной программе укажите:
1. Форму афазии
2. Цель и задачи восстановительной работы
3. Этапы восстановительной работы
4. Приемы работы для каждого из этапов
5. Автора(ов), чей подход Вы использовали / список литературы
Программа восстановительного обучения пациентов с динамической афазией.
Цель: восстановление способности программирования и планирования высказывания
Задачи:
преодоление расстройств грамматического структурирования.
ликвидация вторичных расстройств понимания речи,
накоплению активного словаря, нормализации грамматической стороны речи, чтения, письма.
Стадия грубых расстройств.
-
Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:
-
выполнение различных видов неречевой деятельности ( рисование, лепка и т.д.); -
оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.; -
ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог; -
прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».
-
Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
-
автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.; -
автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда»,
«кто там?», «тише!» и т.д.
-
Преодоление расстройств речевого программирования:
-
стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса; -
конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку; -
выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах; -
раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.
-
Преодоление расстройств грамматического структурирования
-
Стимулирование письменной речи:
-
раскладывание подписей под картинками; -
чтение идеограммных слов и фраз.
Стадия расстройств средней степени выраженности
-
Восстановление коммуникативной фразовой речи:
-
конструирование простой фразы; -
составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свёртывание» числа внешних опор; -
составление рассказа по серии последовательных картинок; -
развёрнутые ответы на вопросы в диалоге; -
составление простых диалогов по типу речевых этюдов:
«В магазине»–диалог покупателя и продавца, «В сберкассе»,
«В ателье» и т.д.
-
Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании:
-
показ предметов на картинках и в комнате, частей тела
(в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями
названий);
-
оканчивание фраз различными словами; -
подбор слов заданных категорий и в заданных количествах, например два слова, относящихся к теме «Одежда», и одно слово, относящееся к теме «Посуда» и т.д.; -
письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку); -
письмо под диктовку слов и фраз, способствующих выработке смысловых и двигательных переключений; -
элементы звуко-буквенного анализа состава слова: складывание простых слов из букв разрезной азбуки; -
заполнение пропусков в словах; -
письмо простых слов по памяти и под диктовку.
Стадия расстройств лёгкой степени выраженности.
-
Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:
-
развёрнутый диалог на различные темы; -
конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор; -
автоматизация фраз определённых синтаксических моделей в спонтанной речи; -
накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов); -
чтение и пересказ текстов; -
«ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию; -
«речевые импровизации» на заданную тему; -
развернутые изложения текстов, сочинения; -
составление поздравительных открыток, писем и т.д.
Приёмы и методы:
Методика логопедической работы при динамической афазии направлена на повышение речевой инициативы. С этой целью на начальных стадиях обучения больному даются задания неречевого характера, но требующие от него проявления известной активности (передать какую-нибудь вещь определенному лицу, найти палату в другом отделении и т. д.). Впоследствии вводятся виды активных действий, связанных с речью (передать что-нибудь очень важное, написать записку и т.д.). Собственно-речевая работа включает:
а) составление фраз по заданному слову;
б) придумывание подписей к картинкам, заглавий к частям какого-нибудь текста;
в) классификация по разным признакам;
г) составление плана к прочитанному тексту и пересказ текста;
д) составление рассказов – импровизаций на заданную тему;
е) следует также предлагать больным строить высказывания с опорой на предложенные вопросительные, побудительные слова и на слова-обращения (сколько..., когда..., пожалуйста..., имя и отчество лица, к которому надо обратиться? и т.д.);
ж) моделирование речевых ситуаций, стимулирующих высказывание. Особенно полезно в этом отношении разыгрывание различных речевых этюдов, так называемые речевые игры: в магазине, в школе, в автобусе и т.д.
Особым примером в преодолении аспонтанности больного может быть такое построение занятия, на котором ведущим оказывается не логопед, а больной. Такое занятие можно организовать следующим образом. Сначала логопед вместе с больным обсуждает какой-либо рассказ или биографию известного писателя, а затем больной расспрашивает логопеда о содержании рассказа. Ему разрешается при этом пользоваться лежащими перед ним вопросительными словами. Кроме этих упражнений рекомендуется предлагать больному оценивать на слух различные типы интонаций: вопроса, побуждения, приказа, просьбы; улавливать значение переноса логического ударения в фразе и т.д. Параллельно ведется восстановление письменной речи, используются следующие задания: вставить пропущенные предлоги, глаголы, наречия; составить предложение по опорным словам, написать сочинение по картинке и т.д.
Литература:
Типовая программа восстановительного обучения (В.М. Шкловского и Т.Г.Визель).