Файл: План работы для детей 45 лет с тнр (1 год обучения) Перспективный план работы по технологии биоэнергопластика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 компенсирующего вида»
«Технология «биоэнергопластика»
в логопедической работе с детьми среднего и
старшего дошкольного возраста»
(Методические рекомендации)
Королева Е.Л.
учитель-логопед
Акулова Е.Г.
заместитель заведующего
Ухта, 2014г.

2
Содержание
Пояснительная записка ..................................................................................... 3
Перспективный план работы для детей 4-5 лет с ТНР (1 год обучения) ... 9
Перспективный план работы по технологии «биоэнергопластика» для детей 5-6 лет с ТНР (2 год обучения) .............................................................. 12
Перспективный план занятий по технологии «биоэнергопластика» для детей 6-7 лет с ТНР (3 год обучения) ............................................................. 15
Приложение №1 Игровые персонажи: Лошарик, Гонзики, Лягушка –
Говорушка, Веселый Язычок, перчатки Чупа и Чупс, красные варежки .... 18
Приложение №3 Веселый язычок и гласные звуки ....................................... 21
Приложение №4 Упражнения на выработку правильной воздушной струи «Вместе весело дышать» ....................................................................... 29
Приложение
№5
Использование инновационных развивающих материалов «Забавные Гонзики» в логопедической работе ......................... 33
Приложение №6 Речевые профили ................................................................. 42
Приложение №7 Комплексы артикуляционной гимнастики для языка и губ ....................................................................................................................... 43
Приложение
№8
Дидактические игры по технологии
«биоэнергопластика» ........................................................................................ 54
Приложение №9 Упражнения на выработку правильного речевого дыхания .............................................................................................................. 55
Приложение №10 Упражнения по развитию силы голоса и правильного выдоха ................................................................................................................ 58
Приложение №11 Артикуляционно-пальчиковая гимнастика со стихотворным текстом ..................................................................................... 61
Приложение №12 Картотека кинезиологических упражнений ................... 66
Приложение №13 Обследование детей .......................................................... 69
Приложение №14 Артикуляционно – пальцевая гимнастика ...................... 72
Приложение №15 Сказки по технологии «биоэнергопластика» .................. 80
Приложение №16 Театр пальчиков и языка ................................................... 87
Литература ......................................................................................................... 94
Приложение №2 Артикуляционная гимнастика для губ и языка ................ 95


3
Пояснительная записка
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых Института физиологии детей отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности мелкой моторики руки.
Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.
В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,
Филичева Т.Б.; с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А.; с дизартрией –
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В). Все авторы отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности.
К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому мы обратились к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.
Биоэнергопластика родилась в древнем Китае. В России развила эту идею Ирина Курис. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Ведущие специалисты в области логопедии и дефектологии –
Ястребова А.В и Лазаренко О.И. – отмечают, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

4
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – это плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей- логопедов в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Психологи констатируют улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений, которые входят в технологию «биоэнергопластика». Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.
Целью биоэнергопластики, как элемента логопедической работы, является повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.
Задачи использования биоэнергопластики:
1.
Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;
2.
Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
3.
Развивать координацию движений;
4.
Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;
Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую работу осуществлялось в течение трех лет, начиная со среднего дошкольного возраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
На первом этапе работы проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, мыслительных процессов. Дети знакомились с органами артикуляции и обучались классической артикуляционной гимнастике. В


5 дальнейшем были изготовлены красные варежки (имитация языка) и игровые персонажи: Лошарик, Гонзики, Лягушка-Говорушка и Веселый
Язычок.
Они делают артикуляционную гимнастику, наблюдают за успехами детей, подбадривают их, дают советы и рекомендации, просят поделиться новостями с родителями. При проведении непосредственно образовательной деятельности с применением биоэнергопластики учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.
Второй этап работы – основной. Он состоит из четырех частей. В
первой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем- логопедом и ребенком с подключением ведущей руки в красной варежке.

6
Надевая красную варежку, дети учатся имитировать положение языка во время артикуляционной гимнастики. Темп выполнения упражнений медленный. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.
Во второй части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем- логопедом и ребенком с подключением другой руки в красной варежке.
Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается.
Дети ориентируются на темп, заданный учителем – логопедом, на его счет и образец движения руки.
В третьей части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем- логопедом и ребенком с подключением обеих рук в красной варежке. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их прочными, легкими, ритмичными
В четвертой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику в сопровождении обеих рук в красных варежках как классических, так и придуманных самостоятельно.

7
Учитель-логопед может подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности, четкости.
В первый и второй этапы работы включаются упражнения на правильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха.
Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику учитель-логопед и дети выполняют весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, зрительную опору – зеркало – можно убрать.
На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученные навыки. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. Дети показывают перчаточный театр пальчиков и языка, рассказывают и показывают самостоятельно придуманные сказки.
Повышают интерес к выполнению упражнений схемы, рисунки с обозначением упражнений. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки, сказки. Наш опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчает детям освоение нового


8 упражнения. Если взрослый не дает образца, то дети сами стараются придумать движения. В заключительный этап работы включаются кинезиологические упражнения.
Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях. Для осуществления работы по технологии
«биоэнергопластика» нами разработаны перспективный план и методические пособия. Методические пособия включают в себя комплексы артикуляционных, пальчиковых гимнастик, дидактические игры и упражнения, подбор сказок.

9
Перспективный план работы
для детей 4-5 лет с ТНР
(1 год обучения)
Дата
Содержание
Материал,
оборудование
сентябрь 1.Обследование детей.
2.Знакомство с органами артикуляции при помощи игрового персонажа Лошарика.
3.Разучивание артикуляционной гимнастики.
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звуки –У – А –» (Приложение №3) октябрь Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звуки –И – О –» (Приложение №3) ноябрь 1.Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
2.Упражнения на выработку правильной воздушной струи:
«Загнать мяч в ворота»,
«Парашютик».
3.Пальчиковая игра с использованием забавных
Гонзиков: «Солнышко встало».
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звук –Э – Ы –» (Приложение №3)
Упражнение на выработку правильной воздушной струи
«Вместе весело дышать»
(Приложение №4)
Пальчиковая игра с Гонзиками
(Приложение №5) декабрь 1.Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
2.Упражнения на выработку правильной воздушной струи: «На качелях», «Шарики».
3.Пальчиковая игра с
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и


10 использованием забавных
Гонзиков: «Здравствуй, друг!».
звук –К – Г –» (Приложение №3)
Упражнение на выработку правильной воздушной струи
«Вместе весело дышать»
(Приложение №4)
Пальчиковая игра с Гонзиками
(Приложение №5) январь 1.Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
2.Упражнения на выработку правильной воздушной струи:
«Снежинка», «Листопад».
3.Пальчиковая игра с использованием забавных
Гонзиков: «Гонзики – смешные существа».
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звук –Х–» (Приложение №3)
Упражнение на выработку правильной воздушной струи
«Вместе весело дышать»
(Приложение №4)
Пальчиковая игра с Гонзиками
(Приложение №5)
февраль 1.Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
2.Упражнения на выработку правильной воздушной струи:
«Перышко», «Снегопад».
3.Пальчиковая игра с использованием забавных
Гонзиков: «Жил на свете паучок».
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звук –Т – Д –» (Приложение №3)
Упражнение на выработку правильной воздушной струи
«Вместе весело дышать»
(Приложение №4)
Пальчиковая игра с Гонзиками
(Приложение №5) март
1.Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
2.Упражнения на выработку правильной воздушной струи:
«Ветряная мельница», «Бабочка».
3.Пальчиковая игра с использованием забавных
Гонзиков: «Жили – были у
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звук –Ф – В –» (Приложение №3)
Упражнение на выработку

11
Гонзиков».
правильной воздушной струи
«Вместе весело дышать»
(Приложение №4)
Пальчиковая игра с Гонзиками
(Приложение №5) апрель 1.Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
2.Упражнения на выработку правильной воздушной струи:
«Чей пароход лучше звучит?»,
«Шторм в стакане».
3.Пальчиковая игра с использованием забавных
Гонзиков: «Гонзики- счетоводы».
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звук –З – С – Ш –» (Приложение
№3)
Упражнение на выработку правильной воздушной струи
«Вместе весело дышать»
(Приложение №4)
Пальчиковая игра с Гонзиками
(Приложение №5)
май
1.Артикуляционная гимнастика с использованием
Лошарика и
Веселого Язычка.
2.Упражнения на выработку правильной воздушной струи:
«Погрей ладони», «Цветочный магазин».
3.Пальчиковая игра с использованием забавных
Гонзиков: «Отгадай, что у кого в кармане».
Зеркала.
Игровые персонажи: Лошарик и
Веселый Язычок (Приложение
№1)
Артикуляционная гимнастика для губ и языка (Приложение №2)
Упражнение «Веселый язычок и звук –Л – Р – Ч –» (Приложение
№3)
Упражнение на выработку правильной воздушной струи
«Вместе весело дышать»
(Приложение №4)
Пальчиковая игра с Гонзиками
(Приложение №5)