Файл: План работы для детей 45 лет с тнр (1 год обучения) Перспективный план работы по технологии биоэнергопластика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
86 слон так сильно вздохнул, что бабочка взлетела высоко- высоко.
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко.
Там твои детки –
На березовой ветке!
«Чашечка» из языка, бабочка на кончике языка.
Резко выдохнуть, чтобы бабочка полетела.
87
Приложение №16
Театр пальчиков и языка
Цель: развитие мелкой моторики мышц рук, артикуляционного аппарата; улучшение координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях; повышение эмоционального настроения.
«Краб»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб,
Вот на пальму лезет краб
Левую руку согнуть в локте вертикально, пальцы растопырить и направить вверх (пальма). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев.
Широким кончиком языка погладить небо, выполняя движения вперед-назад.
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.
Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз.
Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз.
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб,
На песок сползает краб.
Пальцами правой руки имитировать краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю.
С напряжением тянуть язык к подбородку.
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?
С помощью жестов и мимики изобразить удивление.
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб,
Вновь на пальму лезет краб
Левую руку согнуть в локте вертикально, пальцы растопырить и направить вверх (пальма). Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев.
Широким кончиком языка погладить небо, выполняя движения вперед-назад.
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.
Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз.
Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз.
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб,
На песок сползает краб.
Пальцами правой руки имитировать краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю.
С напряжением тянуть язык к подбородку.
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где С помощью жестов и мимики изобразить удивление.
88 орех?
Хром, хром, хром, хром. Две мартышки под кустом.
Хряп, хряп, хряп, хряп.
Подушечками пальцев обеих рук гладить щеки.
Имитировать процесс жевания
Ну и чудик этот краб!
Большим и указательным пальцами оттянуть уши.
Высунуть язык.
«Пальцы растянуть пошире»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Пальцы растянуть пошире Пальцы растопырить, напрячь.
Растянуть губы в улыбке.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.
Сжать их вместе – три, четыре -
Сжать пальцы в кулак, разжать
Поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать их трубочкой.
И на месте поплясать.
Выполнять движение
«фонарики»
Вытянуть губы трубочкой и выполнять круговые движения.
На носок
Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки.
Высунуть язык и с напряжением тянуть его к носу.
Потом на пятку -
Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки
С напряжением тянуть язык к подбородку
Дружно делаем
Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки
С напряжением тянуть язык влево
Зарядку.
Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки
С напряжением тянуть язык вправо
«Лиса»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Уж как шла лиса по тропке
Указательным и средним пальцами левой руки
«пробежаться от плеча до
Выполнять движения языком вверх-вниз.
89 кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед
Нашла грамоту на тропке.
Положение рук поменять, движения повторить.
Выполнять движения языком вверх-вниз.
Она села на пенек
Сжать кулаки, один кулак поставить на другой
Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении
И читала весь денек
Ладони развернуть от груди
Выполнять движения языком влево-вправо
«Мамочка, мама!
Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать
Поочередно растягивать губы в улыбке и вытягивать трубочкой
Милая моя
Те же движения выполнять безымянными пальцами
Мамочка, мама!
Те же движения выполнять средними пальцами
Я люблю тебя!
Те же движения выполнять указательными пальцами
Я люблю тебя!»
Те же движения выполнять большими пальцами.
При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы, как для поцелуя
«Цветок»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Вырос высокий цветок на поляне,
Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы
Язык вытянуть и с напряжением тянуть его к носу
Утром весенним раскрыл лепестки
Развести ладони.
Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе-врозь (несколько раз)
Рот широко открыть- закрыть (в соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землей корешки
Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести
Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку
90
«Кукушка»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Летела кукушка мимо сада
Руки согнуть в локтях, скрестить перед грудью.
Выполнять волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев
Выполнять движения языком вверх-вниз
Поклевала
Руки согнуть в локтях, кисти направлены вверх.
Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – птица клюет
Выполнить упражнение
«Лошадка» - поцокать языком 4 раза
Всю рассаду
Положение рук поменять, движения повторить
Выполнить упражнение
«Лошадка» - поцокать языком 4 раза
И кричала: «Ку-ку мак!»
Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – птица раскрывает и закрывает клюв
Округлить губы, как при произнесении звука «о», закрыть рот
Разжимай один кулак
Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать-сжимать их
Поочередно надувать щеки
«Замок»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
На двери висит замок.
Пальцы сцепить в «замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы
Кто его открыть бы мог?
Губы сомкнуть.
Изобразить удивление
Постучали,
Постучать одной ладонью по другой
Втянуть губы, потом разжать с произнесением «п»
Покрутили,
Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони
Вытянуть губы трубочкой и выполнять
91 в разные стороны движения влево-вправо
Потянули
Потянуть ладони в разные стороны
Растянуть губы в улыбке
И открыли.
Развести руки в разные стороны
Широко раскрыть рот
«Осьминог»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Много ногу осьминога.
Сжать кулаки и развернуть к тебе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших
Высунуть язык
«иголочкой» («жалом»)
Все они ему нужны.
Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев
Попеременно надувать и втягивать щёки
Заменяют ему руки.
Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших
Высунуть язык
«иголочкой» («жалом»)
Очень ловкие
Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев
Попеременно надувать и втягивать щёки
Они
Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать
«Рыбка плавала в пруду»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Рыбка плавала в пруду, хвостиком виляла,
Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения
Выполнять движения языком вверх-вниз
Корм глотала на ходу, ротик открывала.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки соединить, затем двигать их к большим пальцам
Округлить губы, как при произнесении звука «о», закрыть рот
Лягушонок мимо плыл, щеки раздувая.
Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения
Поочередно надувать щеки
Ножкой дрыгал влево- вправо,
Соединить ладони: правая снизу, левая сверху.
Разводить пальцы в стороны, затем соединять
Выполнять движения языком влево-вправо
92
(4 раза)
Устали не зная.
Положение рук поменять.
Повторить движения
Повторить движения языком.
«В лес за грибами»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
За грибами в лес пошли,
Указательным и средним пальцами имитировать движения ног при ходьбе
Широким языком дотронуться с внешней стороны до верхних зубов, затем до нижних
Много там грибов нашли.
Руки развести в стороны
Прижать язык всей плоскостью к небу (язык присасывается)
Встретили косого зайку,
Руки приставить к голове
(ушки)
Закусывать то верхнюю, то нижнюю губу
Убежал от нас зазнайка.
Указательным и средним пальцами правой руки
«пробежаться» по ладони левой руки
Выполнять движения языком влево-вправо (с закрытым языком)
Мишка ел в кустах малину
И отдал нам половину
Руками поглаживать живот Имитировать процесс жевания
Дятел тукал: тук да тук
Ладонь левой руки развернуть вверх, указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки
Широким кончиком языка постучать о небо, произнося звук «д»
Раздавался громкий звук
Положение рук поменять.
Повторить движения
Повторить звук «д»
«Мышки»
Текст произносит взрослый
Движения или статичная поза
Рук
Губ и языка
Раз, два, три, четыре. Жили мышки на квартире
Хлопнуть в ладоши. Левую руку согнуть в локте вертикально перед лицом, ладонь смотрит вправо.
Правую руку согнуть в локте на уровне плеча, пальцы сжать в кулак, упереться в ладонь левой руки
Поочередно надувать щеки (8раз)
93
Чай пили
Ладони соединить ребрами, кисти рук собрать в «чашечку»
Высунуть широкий язык. При вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка
Чашки били
Резко разомкнуть ладони и развернуть их вниз
Широким кончиком языка постучать о небо, произнося звук «д»
По-турецки говорили
Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения
Широким кончиком языка выполнять движения вперед-назад по верхней губе и добавить голос
(«болтушка»)
«Чаби, чиляби, чиляби, чаби, чаби»
На каждое слово поочередно соединять пальцы одной руки с пальцами другой: большой
– с большим, указательный
– с указательным и т.д.
94
Литература
1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.
М.: АСТ, 1999.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера,
2001.
6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера,
2001.
7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет.
М.: Арктур, 2001.
8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.
9. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.:
Когито-центр, 1998.
10.
Бушлякова
Р.Г.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой./Р.Г.Бушлякова – Санкт – Петербург: Детство-пресс.
2011.
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.