Файл: Ведь на урок наш он темой проник. Тема урока Типы речи Типы речи повествование описание рассуждение.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Тема урока:

Типы речи

Типы речи

Текст-повествование

Рассказывает о каком-то событии

Отвечает на вопрос: что произошло?

Текст

У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.

Текст-описание

Описывает что-то

Отвечает на вопросы: какой, какая, какие?

Текст

Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие

Текст-рассуждение

Содержит объяснение каких-то утверждений

Отвечает на вопросы: почему, зачем?

Текст

Почему щенок убежал от Алёши?

Может быть, потому, что мальчик

обидел Тузика?

Текст 1

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

Текст 2

Текст 3

Вот почему мы все любим Нордика.

Тема – собака Нордик

Тексты рассказывают:

1.О том, что произошло с собакой.

2.О том, как выглядит собака.

3.О том, за что любят пса.

Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

Текст № 1.

Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.

(По Ю. Алешковскому)

Текст № 2

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …

Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

(По И. Соколову-Микитову)

Текст № 3

(В. Солоухин)

Определите тип текста

Продолжи фразу

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Домашнее задание

Перечитать теорию.

Написать текст о весне, используя тип речи:

1 ряд. – повествование

2 ряд - описание

3 ряд - рассуждение

Не менее 10 предложений

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Тема урока:

Типы речи

Типы речи

  • повествование
  • описание
  • рассуждение

Текст-повествование

Рассказывает о каком-то событии

Отвечает на вопрос: что произошло?

Текст

У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал.

Текст-описание

Описывает что-то

Отвечает на вопросы: какой, какая, какие?

Текст

Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие

Текст-рассуждение

Содержит объяснение каких-то утверждений

Отвечает на вопросы: почему, зачем?

Текст

Почему щенок убежал от Алёши?

Может быть, потому, что мальчик

обидел Тузика?

Текст 1

Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

Текст 2

Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

Текст 3

Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.

Вот почему мы все любим Нордика.

Тема – собака Нордик

Тексты рассказывают:

1.О том, что произошло с собакой.

2.О том, как выглядит собака.

3.О том, за что любят пса.

Задание: определите по началу текста тип речи. Поясните свой ответ.

Текст № 1.

Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …

Я бросился к пруду, опустил ладони в воду, рыбка махнула хвостом и уплыла.

На сердце у меня стало легко и спокойно. «Плыви, золотая рыбка, и больше в сеть не попадайся!» – пожелал я рыбке.

(По Ю. Алешковскому)

Текст № 2

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. …

Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

(По И. Соколову-Микитову)

Текст № 3

Как утро нужно считать лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни. Не зря его называют золотым. Детство – не только яркая, но и очень важная, очень ответственная пора. В детские годы складывается характер человека. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества я назвал бы главными.

(В. Солоухин)

Определите тип текста


1

2

3

Продолжи фразу

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Домашнее задание

Перечитать теорию.

Написать текст о весне, используя тип речи:

1 ряд. – повествование

2 ряд - описание

3 ряд - рассуждение

Не менее 10 предложений