Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Понятие и сущность административных барьеров).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы. Усиление и расширение глобализационных процессов, охватывающих все сферы жизни человеческого общества, значительно обострили проблему конкурентоспособности Российской Федерации. В условиях постоянного снижения межгосударственных барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий и информации проблема национальной конкурентоспособности России в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также удержания собственных ресурсов приобретает первостепенное значение. Решение этих проблем возможно только путем построения динамично развивающейся рыночной экономики со стабильным и ясным законодательством.
Избыточное администрирование, недостаточное качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие отечественной экономики. [4]
а Объектом исследования работы являются фирмы, входящие на рынок.
Предметом исследования является система финансово-экономических и административных барьеров входа фирм на рынок.
Целью работы является изучение специфики административных барьеров входа фирм на рынок в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
- изучить понятие и виды административных барьеров;
- рассмотреть причины возникновения административных барьеров;
- проанализировать методы борьбы с административными барьерами для входа на рынок;
- исследовать государственную поддержку снятия барьеров.
Методы исследования, использованные для написания работы: статистические методы, графический и аналитический методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и сущность административных барьеров
1.1 Сущность административных барьеров
Широкого теоретического исследования административных барьеров в экономической науке не представлено, поэтому считаем необходимым определить теоретические подходы к административным барьерам для последующей их интерпретации при государственном регулировании хозяйственной (экономической) деятельности в частности, субъектов малого и среднего предпринимательства. [37,c. 18]
Существование административных барьеров ведет к потерям общества, выраженных в злоупотреблении чиновниками/политиками легитимным правом с целью извлечения частных рент.
В экономической науке экономическая деятельность понимается как способность различных отраслей промышленности сопоставлять и выполнять свои экономические задачи в интересах общества. В теории антимонопольного регулирования рассматриваются две величины экономической деятельности - эффективность и технический прогресс. При анализе первой в условиях сравнения монополии и совершенной конкуренции, возникает неэффективность, созданная монополией в виде конкуренции между экономическими агентами за право стать монополистами и потери общества от существования монополии. Однако с появлением расширительной трактовки потерь общества от существования монополии стало очевидным, что потери общества существенно недооценивались. Рожденная этим прорывом теория поиска ренты рассматривала фирмы, борющиеся за право стать монополистами посредством вложения ресурсов в деятельность монополизации до тех пор, пока предельные затраты не сравняются с предельными издержками. [12]
Определив теоретические подходы к понятию административных барьеров, можно установить, что не только извлечение ренты, но и сам факт угрозы изъятия ренты ведет к ряду потерь для общества, выражающихся в снижении отдачи от капитала, безвозвратных издержках сокрытия капитала, снижению ценности капитала и высокими. [14,c.21]
С другой стороны, административные барьеры представляют собой совокупность правил ведения хозяйственной деятельности как институтов, а издержки преодоления административных барьеров, по сути, порождают трансакционные издержки, т.к. первые отвлекают ресурсы от продуктивной деятельности. [13,c.11]
Структура правил и способов их соблюдения, определяющих формат хозяйственной деятельности, содержит в себе, в том числе, совокупность институтов как набор правил, позволяющий агентам организовывать свою деятельность на рынках.
Перед началом хозяйственной деятельности необходимо получить и определить права собственности. Эти права предполагают существование формального правила (закона) и включает в себя специфический способ его интерпретации хозяйственными агентами. Начало хозяйственной деятельности сопряжено с притязаний на ресурсы, связанных с входом на рынок, присвоением права собственности, исключением либо ограничением доступа других агентов к этим правам и т.д. [15,c.32]
Однако в российской действительности положительные стороны регулирования не проявляются должным образом, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства. В течении последних 15 лет развитие малого бизнеса в России тормозится избыточным регулированием со стороны органов власти всех уровней и органов местного самоуправления. В результате возникают специфические препятствия развитию бизнеса, которые и образуют административные барьеры. [17,c.35]
Практика деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования. Многие исследователи считают, что административные барьеры — это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов. [18,c.350]
По мнению Всемирного банка, основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, являются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция.
Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: "помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти". [19]
С позиции узкого понимания административные барьеры представляют собой чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые, могут выражаться, как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством.
При теоретическом анализе административных барьеров можно сделать вывод о факторах и условиях возникновения административных барьеров в общем случае институциональной деятельностью по извлечению ренты политиками и государством как агентами государства, с сопровождающими ее потерями в благосостоянии общества. [20,c.201]
1.2. Виды и классификация административных барьеров
Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, государственного управления генерируются нормы, правила и другие внерыночные меры, ограничивающие конкуренцию как на общенациональном, так и на локальных рынках. Возникает парадоксальная ситуация в связи с тем, что государство в лице различных его органов, в частности Министерства по антимонопольной политике, осуществляет мониторинг нарушений закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", ведущих к монополизации и ущемлению прав хозяйствующих субъектов. В результате государство в лице одних своих органов создает институциональные барьеры на пути конкуренции, а в лице других - борется с ними. [22,c.172]
В связи с этим для всестороннего анализа мер государственного регулирования конкуренции необходимо выявить природу барьеров, создаваемых государством.
Классификация административных барьеров может проводиться по различным критериям, в зависимости от поставленных целей. Полагаем, что наиболее показательной для характеристики административных барьеров является классификация по этапам предпринимательской деятельности.
По этапам предпринимательской деятельности административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные:
1) со входом предпринимателей на рынок: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;
2) с допуском товаров (услуг) на рынки: разрешения, сертификация, маркирование, паспортизация;
3) с проведением государственного контроля (надзора): делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.
4) с перерегистрацией или завершением предпринимательской деятельности: перерегистрация при изменении корпоративной структуры или вида деятельности юридического лица, обязательная перерегистрация учредительных документов в связи с изменением законодательства; реорганизация, ликвидация и исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. [23,c.77]
По субъектам, осуществляющим регулятивное воздействие административные барьеры можно разделить на административные барьеры, связанные с деятельностью:
1) федеральных органов исполнительной власти;
2) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) органов местного самоуправления;
Необходимо отметить, что возникновение административных барьеров обусловлено целым рядом причин.
1. Непоследовательность и несогласованность проводимых реформ в Российской Федерации. В некоторых случаях реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации; государством не уделяется должного внимания анализу, прогнозу, моделированию и контролю их практической реализации. В результате создание необходимой нормативно-правовой базы сочетается с неэффективной правоприменительной практикой в реформируемых сферах, связанной, в том числе, с несовершенством существующих властных, регулятивных и других общественных институтов и структурными деформациями.[26]
2. Нестабильность законодательства и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательской деятельности. Большое количество разрабатываемых нормативных правовых актов, изменений, вводимых в нормативные правовые акты, слабая понятийная проработка нормативных положений, большое количество отсылочных и бланкетных норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности.
3. Некачественная и малоэффективная правоприменительная деятельность исполнительных органов власти. Это связано с расширительным толкованием отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, превышением должностных полномочий, неточным исполнением возложенных на органы государственной власти полномочий, нарушением сроков осуществления процедур, с которыми связана реализация прав субъектов предпринимательства (выдача разрешений, лицензий, их продление) и т.д. [26]
1.3. Преодоление административных барьеров
Задача сокращения административных барьеров ставится многими государствами и международными организациями. К типичным административным барьерам, препятствующим ведению бизнеса, большинство относят следующие:
- миграционные визы, разрешения на работу и трудоустройство:
- предварительные разрешения на осуществление инвестиций;
- регистрационные процедуры, включающие регистрацию компании; налогоплательщиков; в том числе в системе социального обеспечения; в муниципальных органах; прав на интеллектуальную собственность, имущественных прав, в том числе прав аренды и т.д.;
- государственные лицензии на ведение бизнеса;
- муниципальные лицензии на ведение бизнеса;
- право на получение земельных участков, прав землепользования, права на долгосрочную аренду земли;
- регистрация;
- разрешения на строительство и строительные работы;
- разрешения и согласования в вопросах охраны окружающей среды;
- коммунальные услуги по водоснабжению, канализации, электроснабжению, телефонной связи, предоставление иных публичных услуг, в том числе право пользования газоснабжением, отоплением, местными или частными дорогами, интернетом и т.д.;
- налоговая отчетность и контроль за уплатой налогов;
- импортно-экспортные процедуры;
- процедуры валютного обмена;
- процедуры трудоустройства, оформления и расторжения трудовых отношений;
- сертификация (стандартизация) продукции;
- ключевые государственные инспекции (пожарные, санитарные, рабочие, природоохранные и т.д.). [30,c.180]