Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Понятие и сущность административных барьеров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении вопроса феномена административных барьеров акценты переносятся с товарного рынка на рынок трансакций, в основе которых лежит модель властных отношений. Так Р. Коуз определял фирму посредством властных отношений, определяя ее сущность аналогичной отношениям правовым и видя в ней «островок сознательности» [6, с. 35]

В отношении экономического смысла предпринимательства Р. Коуз отмечает, что если предпринимателю не удается извлечь максимальную пользу из факторов производства то, должно быть достигнуто такое состояние, при котором потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на рынке [6, с. 386].

Формируется понимание того, что у предприятия существует ряд издержек различного характера, которые любой предприниматель пытается сократить во имя конечной цели - максимизации прибыли. Но сложившаяся ситуация на рынке, опосредованная действиями государственных структур, в основном и является причиной к тому, что конечной цели трудно, а порой и невозможно придерживаться.

В данном случае развитие бюрократического аппарата организации может стать одной из трансакционных издержек. В условиях транзитивной экономики институты выражают свое функционирование через издержки по их созданию и функционированию [7, с. 36].

Вернувшись к формам административных барьеров стоит отметить их внутреннее разделение на две группы по принципу присвоения ренты. Необходимость введения классификации по данному принципу объясняется тем, что только наличие такой возможности дает целесообразность деятельности актора административного барьера, а также делает возможным существование системы административных барьеров.

Рентный доход может извлекаться разными способами и назначениями: прямыми платежами актора конкретного барьера легального или полулегального характера, платой за оптимизацию бюрократических процедур, платой за допуск к различного рода ресурсам и прохождению процедур.

Поиск ренты приводит к существенным потерям обществом благосостояния. Для извлечения ренты зачастую необходимы только первоначальные затраты, а последующие не столь велики и как правило являются процентной комиссией от трансакций. Такое положение складывается, когда для извлечения ренты необходимо только изменение действующего законодательства.

Развитие теории поиска ренты заключается в том, что политики являются активными вымогателями частных рент. Так институт государства откликается на частный спрос на ренты предложением регулирования и выходит на рынок рент с личными интересами.


Еще Г. Гегель называл государство носителем национального экономического интереса, а осуществление этого интереса - миссией государственных служащих, т.е. правительственной администрации, состоящей из представителей среднего сословия, которое характеризуется «развитым интеллектом и правовым сознанием народной массы» и является опорой государства в «отношении законности и интеллигентности». Поскольку государственный чиновник представляет собой «средоточие государственного сознания и выдающейся образованности», то бюрократия у Г. Гегеля «является главной опорой государства в отношении законности и интеллигентности» [8, с. 241]. Но так ли это в современных реалиях.

Не только извлечение ренты, но и сам факт угрозы изъятия ренты ведет к ряду потерь для общества, выражающихся в снижении отдачи от капитала, снижению ценности капитала как запаса, безвозвратных издержках сокрытия капитала и высокими трансакционными издержками [9, с. 55].

Действия отдельных государственных структур должны перестать быть рентоориентированными и быть направленными на создание благоприятных условий динамики институтов и устранение неэффективных административных барьеров, в том числе поддерживать конкуренцию.

Административные барьеры «нерентного» характера легче поддаются корректировке, поскольку отсутствуют участники, лично заинтересованные в их создании и поддержании. А появление данного вида барьеров связано с ограниченной изменениями институциональной среды.

Таким образом, в экономическом смысле преодоление барьеров является фактическими затратами общества, складывающимися по причинам трансакционных издержек на преодоление административных барьеров и снижения эффективности использования ресурсов [10]. А само существование системы административных барьеров приводит к замораживанию потенциала роста российской экономики на 5-7 % в год [11, с. 77].

На сегодняшний день бизнес является эффективным источником получения ренты. Бюрократия, обладая административным ресурсом, продолжает в изменяющихся условиях пользоваться имеющимся влиянием не столько как в направлении служению интересам населения, а сама формирует свою деятельность как бизнес, приносящий доход.

Подобный бизнес бюрократических структур именуется категорией «коррупция». Коррупционная деятельность образовывается как результат издержки системы и ее непрозрачности, при существовании которой субъекты-агенты, имея отношение к занимаемым позициям, как к активу и способу получения дополнительного дохода, определяют характер поведения влиятельных групп административного аппарата. Тогда ситуация принимает состояние нормы, а не отклонения от нее, где получение ренты взамен на предоставление административных услуг - правило.


Коррупция является и основной практикой предпринимателей по устранению административных барьеров. Со стороны администрации это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [12].

К сожалению, данная практика является часто используемой в отношении ускорения и решения различных процессов, касаемых государственных органов и органов надзора. Самой распространенной является внешняя коррупция - такой вид коррупции, когда сделки заключаются между должностным лицом и частным лицом индивидуально. Параллельно существует и другой вид коррупции - внутренний, т.е. между членами одной организации, что придаёт ей черты организованной преступности.

Если организационная культура является таковой, что отношение к взяткам словно «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников» [13], то новые кадры госаппарата примут такое отношение за норму и далее будут ему соответствовать. Институт коррупции на сегодняшний день имеет место быть и стремительно развивается.

Государство - это такое предприятие, которое монополизировало реализацию санкций посредством принуждения. И политические партии развивались только лишь с определенной целью: «избрания и получения контроля иерархии законодательных, исполнительных и судебных личностей, чьи согласованные действия определяют законные права, обязанности, свободы и незащищенность от риска, включенную во все экономические трансакции». Государственный же аппарат необходим исключительно для того, чтобы влиять на распределение экономических выгод. К сожалению, организованные группы при таких условиях пытаются влиять на законодательство в свою пользу.

На современном этапе взаимодействия бизнеса и административного аппарата на этапах выдачи лицензий и разрешений, перераспределения собственности, предоставления льгот, вовлечена элита политических структур. И те нормы, которые ей установлены, становятся признанными для большей части института чиновничества. В реальных ситуациях такие нормы проявляются следующим образом: индивиды, не имеющие отношения к предпринимательскому сектору, подвергаются постоянным поборам и вымогательствам - способам получения статусной ренты; предприниматели сталкиваются с рентой посредством преодоления административных и бюрократических барьеров, что является серьезнейшей причиной для сдерживания развития бизнеса и как следствие, сдерживания развития страны. Логика сдерживания весьма примитивна: оплата статусной ренты бюрократии - издержки бизнеса, как на внутренних, так и на внешних рынках. Когда бизнес платит ренту из собственных средств, он существенно снижает свою конкурентоспособность. Когда отсутствует конкурентность среди хозяйствующих субъектов, отсутствует и рост благосостояния страны.


Существует и другая сторона вопроса административных барьеров в отношении конкуренции на рынке. Ограждение от конкуренции для конкретной экономической единицы выгодно с точки зрения монополии в своей сфере деятельности. Такая монополия достигается путем предоставления «льгот» со стороны административного аппарата по преодолению институциональных барьеров, а также существенного снижения трансакционных издержек. Притом, если данные фирмы ориентированы на деятельность в сфере государственных закупок, предоставленные им льготы могут сводить издержки к нулю. Такая схема в экономической действительности встречается при симбиозе бизнеса и государства, наличии представителей чиновников в бизнесе. При таком сотрудничестве, предприятию не выгодно снижать издержки, а при учете рентоориентированности, предприятие может сознательно увеличивать их.

В таком случае, действия государства, направленные на создание благоприятных условий динамики институтов и устранение неэффективных административных барьеров, необходимо направить на поддержку конкуренции.

Госаппарат исполняет многочисленные запросы экономической системы, регулируя общеэкономический оборот посредством глобального планирования, а также созданием и совершенствованием условий использования избыточно накопленного капитала. Но в планировании государственного аппарата есть негативная сторона: оно ограничивает инвестиционную свободу частных предпринимателей.

Существование административных барьеров влияет на затраты всего общества. В прямом виде они проявляются в розничных ценах, поскольку предприниматели вынуждены добавлять стоимость трансакционных издержек, нацеленных на преодоление административных барьеров, в конечную цену своего продукта. В косвенном - связаны с недопроизводством стоимости и, следовательно, валового внутреннего продукта, из-за неэффективного использования ресурсов по причине несовершенства рынков, отсутствия стимулов к развитию производства, по причине низкого уровня конкуренции; снижения объемов производства и, как следствие, предложения на рынке, что также сказывается на уровне цен, который был бы ниже, если бы объемы производимого были выше.

Здесь стоит повторить, что когда бизнес платит ренту из собственных средств, он существенно снижает свою конкурентоспособность. А когда отсутствует конкурентность среди хозяйствующих субъектов, отсутствует и рост благосостояния страны.

Исходя из всего выше описанного, можно проследить определенного рода замкнутый круг. Государство, либо элементы экономической структуры вырабатывают все новые формы издержек, а предпринимательский сектор стремится их сократить на любом этапе жизнедеятельности фирмы, уходя от них, либо же идя путем формальных или неформальных действий. В связи с этим, государство снова вынуждено образовывать новые формы издержек, которые предпринимательский сектор вынужден сокращать вследствие главной цели предприятия по максимизации прибыли. Однако если бизнес и государство имеют общую цель в повышении общественного благосостояния, то лучшим решением здесь видится эффективный диалог между обеими сторонами.


Государство, ориентированное на развитие общества, должно утвердить общее понимание в назначении предпринимательства как важнейшего элемента социальной среды. И кажется, существует однозначная цель - борьба с бедностью, доля которой составляет 15 % от общей численности населения страны [14], - однако она далеко принимается в качестве приоритетной. Но ведь сокращение доли бедных в стране имеет как социальное, так и экономическое значение, уменьшая издержки на борьбу с преступностью, социальную защиту, стимулируя инициативу, стремление к обучению и профессиональному росту. Все это создает прочную основу создания стабильного гражданского общества, развивающегося в рамках взаимного доверия населения, власти и бизнеса.

2.2. Преодоление административных барьеров в России как инструмент обеспечения экономической безопасности

Мощь и национальная безопасность государства, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, характеризуются, прежде всего, состоянием его экономики и защищенностью от угроз экономической безопасности. Экономическая безопасность - совокупность экономических, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние или уровень национальной безопасности государства. Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, значительным снижением уровня и качества жизни населения, срывом достижения глобальных стратегических целей страны. Аспекты деятельности, непосредственно, влияющие на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности различны, но важнейшим из них является оптимизация политической и экономической системы управления государством. При этом государственное управление не может быть эффективным, если оно характеризуется множеством административных барьеров, которые могут формировать определенные угрозы экономической безопасности, сдерживая ход экономического развития, и загоняя страну в коррупционные схемы, бесхозяйственность, волокиту и разнообразные экономические преступления.