Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Понятие и сущность административных барьеров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Административные барьеры не просто являются препятствием на пути развития бизнеса и предпринимательства, но и создают иную государственную проблему, так как обычной реакцией малых предпринимателей на административные барьеры является уход в "теневую" экономику с целью снижения трансакционльных издержек и "бюрократических" рисков. В результате предприниматели лишаются возможности получать некоторые услуги, представляемые государственным сектором, снижаются поступления в бюджетную систему. [28,c.31]

Решение проблемы теневого бизнеса становится одной из главнейших на сегодняшний день задач развития малого предпринимательства. В развитых странах к настоящему времени сложилась эффективная система мер, направленных на минимизацию ущерба от административных барьеров посредством как институциональных, так и правовых (законодательных) воздействий. В России использовались оба метода. Однако практика последних лет показала неэффективность институциональных методов (создание контролирующих организаций, институтов с координационными функциями) вследствие копирования отдельных не ключевых элементов институциональной системы развитых стран, и акцентировала внимание на мерах законодательного характера.

Выводы:

Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т.е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других. Расширение коррупции обусловлено тем, что в отличие от романтических ожиданий формирования в России рыночной экономики американского или европейского типа в ней сложилась меркантилистическая экономика, характерная для латиноамериканских стран, главными чертами которой выступают высокая дифференциация населения по доходам и высокий уровень коррупции. Децильный коэффициент в России составляет около 14, в Европе - 6-8, а по уровню коррупции, оцениваемому индексом противодействия коррупции, Россия находится на 82-м месте после Эквадора и Боливии. [6]


Глава 2. Административные барьеры входа на российских рынках: особенности и пути преодоления и механизмы их преодоления

2.1. Специфика административных барьеров входа на российские рынки

Современная экономическая обстановка в Российской Федерации характеризуется слабой развитостью институциональных условий, препятствующая развитию конкурентной среды. Имеет место высокий уровень неопределенности, также наличие высоких материальных и временных затрат на осуществление процессов обмена, следовательно, издержек, рассмотрение которых еще предстоит далее. [26]

В Российской Федерации в результате различных институциональных трансформаций, место и влияние государства в экономике определяется ранее прошедшим историческими преобразованиями в правовой, экономической и идеологической областях. Современная Россия находится в переходном периоде, что говорит об отсутствии целостной институциональной системы.

Государственная политика в СССР в отношении действующих субъектов рынка складывалась специфически. Это и повлекло за собой современную экономическую ситуацию в стране.

Политическое управление, выраженное в институте чиновничества, взаимодействует с бизнесом. Институт предпринимательства в России был сформирован не в процессе концентрации производства и капитала, а формированием «сверху», социальными связями, а, следовательно, определенными льготами со стороны административных единиц. [20]

Также крупные предприятия, которые зачастую являлись монополистическими и диктовали условия другим рыночным структурам более мелкого масштаба, создавались благодаря процессу перехода от государственной собственности в частную в результате присвоения политической ренты, а никак не предпринимательской конкуренции. Такая политическая рента давалась чиновникам в коррупционной составляющей. Коррупционная деятельность образовывается как результат издержки системы и ее непрозрачности, при существовании которой субъекты-агенты, имея отношение к занимаемым позициям, как к активу и способу получения дополнительного дохода, определяют характер поведения влиятельных групп административного аппарата.

Так бюрократия, обладая административным ресурсом, продолжает в изменяющихся условиях пользоваться имеющимся влиянием не столько как в направлении служению интересам населения, а сама формирует свою деятельность как бизнес, приносящий доход. [28,c.112]


Сложившийся симбиоз института чиновничества и бизнеса формирует то состояние, когда правительственные структуры создают административные барьеры, таким образом, государство создает из себя «корпоративное государство». Данную точку зрения подтверждает экономист и бывший советник президента В.В. Путина Андрей Илларионов: «Россия превратилась в «закрытое акционерное общество», живущее по принципу «нашизма» и «своизма» [20].

Феномен бюрократии в соответствии с социологическим подходом объясняется как специфическая форма социальной организации, которая составными элементами имеет управляемые планомерно целевые объединения. Внутренняя структура таких объединений сформирована с расчетом возможности реализации поставленных задач в максимальном объеме и беспрепятственно. Применение данного бюрократического принципа оправдано во многих областях жизни общества, особенно где изначально управление происходило на общественных началах. Таким образом, бюрократия становится общесоциальным феноменом.

С одной стороны, бюрократия видится неэффективной, однако с другой стороны, угрожающе могущей. Бюрократия, как уже было отмечено, является сложной организацией формального типа и эффективность ее зависит от внутренних факторов и внешних условий. Внутренними факторами являются: степень сложности структуры организации в системе государственного аппарата, характер обязанностей, определенные целью, качество управления, уровень подготовки штата сотрудников, соотношение формальных и неформальных моментов служащих и т.д. К ним относится многочисленная группа противоречий, возникающих между различными объединениями, подразделениями и индивидами, составляющими аппарат управления [2, с. 34].

Важнейший вопрос в деятельности бюрократии как административного аппарата — это проблемы, возникающие внутри. Данные проблемы влияют на методы и эффективность работы сотрудников управления, что ведет к тому, что применение бюрократических средств и функционирование политической рациональности посредством лоббирования общих и частных целей становятся самоцелью. Таким образом, видна угроза смещения целей деятельности и подмена первоначально установленных. Возможным следствием этого может оказаться возникновение тенденций, обусловливающих структурный консерватизм бюрократических организаций [23].

Важное преимущество любой бюрократической структуры - это накопление профессиональных знаний. Обладание знанием позволяет бюрократии применять его как средство господства, что создает проблему превращения аппарата управления в политически самостоятельную силу, противостоящую власти. Такая проблема опосредована неэффективным контролем органов государственной власти высших инстанций и проявляется, когда данные органы демонстрируют общественную деятельность, а не профессиональную законодательную и контрольную. В результате этого бюрократизируются и сами политические институты.


Тем не менее, бюрократизм основывается на взаимном заблуждении о компетентности: «Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение» [3, с. 126]. Бюрократ не имеет цели познать действительность и никогда не предполагает считать себя причиной существующих проблем: он, «с одной стороны, будет находить положение далеко не таким бедственным, то будет искать причины этого вне сферы управления, - отчасти в явлениях природы, не зависящих от человеческой воли, отчасти в условиях частной жизни, не зависящих от администрации, отчасти в случайностях, не от кого не зависящих» [3, с. 127].

Рассмотрение феномена бюрократии требует комплексного подхода. Если рассматривать бюрократию исключительно как механизм управления, не касаясь ресурсов политической власти, которые, к примеру, имеются у представителей административной власти в Российской Федерации, то бюрократия может быть рассмотрена в рамках социологии организаций. Но по факту государственная бюрократия обладает немалой политической властью, что способствует формированию барьеров для экономических субъектов.

Если на базе нескольких научно-практических конференций, на которых поднимался вопрос административных барьеров, объединить ряд обозначенных характеристик можно сформировать понимание, что это специфические препятствия развития бизнеса, образовавшиеся вследствие несовершенства государственного регулирования или ущемления интересов предпринимателей со стороны представителей государственных структур. Данные препятствия опосредованы действующими правилами и механизмами государственного регулирования, характеризуются длительным по времени процессом принятия решений в соответствии с бюрократической организацией процесса работы, требуют возмездного преодоления.

Однако не стоит забывать, что функционирование и развитие бизнеса основывается на общих экономических законах. Одним из таких законов является теория издержек фирмы или трансакционных издержек.

Административные барьеры являются предметом рассмотрения новой институциональной парадигмы в направлении трансакционных издержек также и потому, что по своей сути являются особым институтом, включающим формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки от введения которых для хозяйствующего субъекта, попадающего под их действие, превышают частные выгоды.


При создании административного барьера требуется его обоснование. Как правило, им становятся «провалы» рынка или проблемы государственного реагирования. Следовательно, также при неэффективности барьера происходит не его отмена, а введение новых сопутствующих барьеров. А отмена барьера требует обоснование необходимости его отмены, что несет за собой затраты.

Указанные факторы обеспечивают устойчивость института административных барьеров и формируют «цикл административного барьерострое- ния», относящегося прежде всего к административным барьерам «рентного» типа [4, с. 71]. Наиболее устойчивым барьером является тот, что касается ограниченного круга трансакций и ограниченной группы плательщиков. Данный факт является следствием того, что определяющим фактом существования административного барьера является обеспечение уникального права представителей чиновничества на получение дохода от функционирования барьера.

Рассмотрим административные барьеры в рамках теории трансакционных издержек в институте предпринимательства.

Под трансакционными издержками субъектов экономической деятельности подразумевается денежное выражение экономических ресурсов, затрачиваемых при совершении каких-либо действий, не связанных непосредственно с процессом производства.

С точки зрения доступа субъектов к ресурсам и правам предпринимательской деятельности, можно выделить следующие трансакционные издержки:

  1. Затраты, связанные с получением доступа к ресурсам и правам собственности (регистрация фирмы, регистрация изменений в статусе фирмы, изменения уставных документов, аренда помещения, доступ к кредитам);
  2. Затраты, связанные с получением права на осуществление деятельности (процесс лицензирования, сертификации, согласование сделок);
  3. Затраты на поддержание деловых отношений при осуществлении деятельности (согласование решений с контролирующими организациями, разработка санкций за нарушение установленных правил) [5, с. 110].

Неоинституциональный подход к издержкам рассматривает их с точки зрения рациональности, увеличении прибыли, партнерства, назначая государство посредником для эффективного достижения результатов. Но сами издержки, вводимые государством, выступают при данном рассмотрении препятствиями, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Надо понимать, что рынки становятся эффективными за счет функционирования тех институтов, которые обеспечивают снижение издержек, как контрактных, так и трансакционных. Появление таких институтов необходимо для обеспечения экономической и политической гибкости в отношении адаптации к постоянно меняющимся условиям рынка и открытию новых возможностей. Также из положительного, данные институты способны стимулировать к обучению, к созданию и производству инноваций, к поощрению предпринимательской способности.