Файл: Возникновение и развитие древних цивилизаций мира. Цивилизация Месопотамии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.7. Халдеи

Древнейшее бесспорное упоминании халдеев относится к IX в. до н. э.: в надписи ассирийского царя Ашшурнацирапала II (883-859 гг. до н. э.) сообщается, что после победы над вавилонской армией в Суху в 878 г. до н. э. ассирийское господство распространилось до Халдеи (KUR Kal-du). Д. Бринкман считает, что ассирийское господство в Вавилонии никогда не было полным, и халдеи играли значительную роль в оказании сопротивления ассирийской экспансии (Brinkman, 1984). В новоассирийских источниках халдеи упоминаются как народ (LÚ kaldu/kaldayu), страна (KUR Kaldu) или провинция (pīḫat URU Kaldu). Уже в новоассирийскую эпоху халдеи в целом представляли собой оседлое население. Несмотря на общую ассимиляцию в рамках вавилонской культуры, они сохраняли особую племенную структуру и идентичность. Об особом автономном социальном и культурном статусе халдейских племён свидетельствуют названия племен, имена собственные, элементы социальной организации. В новоассирийскую эпоху халдеи играли важную роль в политической жизни Вавилонии: в списках царей и династических хрониках упоминается около шести имен правителей Вавилона халдейского происхождения.По-видимому, эти правители относились к разным племенам и семьям, и между ними не существовало династической преемственности.

Клинописные источники периода Новоассирийского царства упоминают пять главных халдейских племён: Bīt-Yakīn, Bīt-Dakūri, Bīt-Amūkāni, Bīt-Saˀalli и Bīt-Silāni (Lipiński, 2000; Frame, 2013).Названия племён построены по определённой характерной модели Bīt-РN («дом РN»), в зависимости от контекста такое обозначение может указывать на индивида, племя, город или район (Beaulieu, 2013). Представляется, что племя Амукан, населявшее территорию к северу от Урука, было самым значительным халдейским племенем в эпоху ассирийского царя Синаххериба (705/704-681 гг. до н. э.). В отчёте Синаххериба о захваченных и разрушенных халдейских городах племя Дакур упоминается вторым по величине и располагается на юго-востоке от Борсиппы.

Крупное халдейское племя Йакин, в конце VIII в. до н. э. проживавшее в окрестностях города Ур и на болотистых притоках Персидского залива, к концу VII в. до н. э. потеряло свою значимость и исчезло из исторических источников. Видимо, оно растворилось среди населения районов, прилежащих к Персидскому заливу.

Меньше всего известно о двух последних племенах в этом списке — Саал и Силан. Видимо, в VII в. до н. э. они подверглись переселению в результате новоассирийского завоевания Вавилона. Тиглатпаласар III, Саргон II и Синаххериб сообщают в своих хрониках о депортации около полумиллиона жителей Вавилона и окрестностей, около половины из них — халдеи. Этот исторический период отмечен постоянным противостоянием Ассирии и Вавилона. Из этого, однако, не следует, что халдеи являлись бескомпромиссными врагами Новоассирийской державы. Многие из них служили в ассирийской армии и участвовали в подавлении бунтов. Другая точка зрения сводится к тому, что племя Силан исчезает из ассирийской документации, будучи поглощённым другими халдейскими племенами.


Новоассирийские источники содержат важную информацию о социальном устройстве этой халдеев. В числе прочего, имеются указания на то, что в это время они уже не практиковали кочевой образ жизни. Надписи Синаххериба сообщают о разрушении им около 90 укреплённых городов и более 800 деревень халдеевНовоассирийские рельефы изображают халдеев в качестве животноводов и земледельцев. Халдейские правители, по всей видимости, контролировали торговые пути, проходившие через их территории, и взимали с торговцев налоги. Согласно Д. Бринкману, несмотря на ассирийскую экспансию в Вавилонию, сопровождавшуюся уничтожением населения, разрушением городов и массовой депортацией, халдейские лидеры сумели сохранить основанные на племенном единстве политическую силу, экономическую независимость и военную мобильность.

Глава 3. Конец Месопотамской цивилизации

3.1. Гибель Месопотамии

Так уж случилось, что упадок и конечную гибель Месопотамской цивилизации, принесли на своих знаменах представители другой не менее значительной цивилизации древнегреческой.

Дело в том, что Месопотамия никогда не была единым государством, и представляла собой скорее разрозненные города. В каждом городе были свои боги-покровители, и свои правители. Власть над совокупностью городов многократно перехватывалась другими городами, как это можно увидеть в «Списке царей» - документе, перечисляющем правителей Месопотамии и города, где была сосредоточена власть.

В «Эпосе о Гильгамеша» говорится, что одним из величайших дел царя Гильгамеша было возведение городских стен. Но зачем было возводить стены, когда Урук окружен другими городами, которые вполне могли сдержать внешнюю угрозу? Стены нужны были, чтобы не пускать в город чужих. Родился за пределами города? Тебя не пустят. Беженец? Не пустят. Если ты провинившийся должник - то либо становись рабом, либо будешь изгнан за стены города. И должники предпочитали рабство. Вскоре все города обзавелись стенами.

Жизнь за пределами города была невыносима. Представляете эти огромные степи, обожженные солнцем? Тут и говорить нечего о мирной сельской жизни - ее попросту не существовало. Все места, где можно было возделывать культурные растения принадлежали городскому дворцу и храму, которые тратили огромное количество сил и денег на поддержание этих полей. Группа людей без структуры и средств просто не была способна возделывать земли, и жили они практически впроголодь. Это неравенство служило на руку городам - люди, жившие вне городов, были отличной защитой от дикарей. Но население вне городов росло со временем, и в итоге стало превышать городское. Известны случаи, когда не городские люди объединялись с дикарями с гор, чтобы захватить власть в городе.



Каждая подобная смена правительства путает ассириологов. Дело в том, что изоляция этих слоев населения способствовала образованию диалектов, и со временем язык людей снаружи города стал очень сильно отличаться от людей внутри города. Захват верхушки власти сопровождался написанием необходимых документов (писем, новых торговых договоров), и когда ассириологи впервые обнаружили подобные документы с резкой переменой языков, им даже показалось, что было внешнее вторжение другой цивилизации, хотя это не так.

Подобная политика подрывала экономику и способствовала частым восстаниям. Когда это все наложилось на сильную многолетнюю засуху - люди стали умирать в огромных количествах, и к приходу персов, а потом и Александра Македонского Месопотамия уже была сломлена.

3.2. Наследие и достижения Месопотамии

В характеристике основных достижений Месопотамской цивилизации обязательно должно присутствовать одно уточняющее слово впервые. Месопотамская цивилизация самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху древности. Началась подлинная История человечества. Этот переход от варварства к цивилизации сформировал новый тип сознания. Оно рождалось вместе с появлением городов, становлением государственности, сложной социальной дифференциации, появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми.

В Месопотамии появился новый тип людей, сознание и мышление которых принципиально не отличалось от сознания и мышления современного человека. Примечательно и то, что человек Месопотамии впервые осознал: один человек может купить и продать другого человека, как и всякую вещь. Цивилизуясь, человек Месопотамии познал рабство. До появления цивилизации он покорял и поклонялся только природе. Покорение людей один из не самых достойных примеров, которые дает Месопотамская цивилизация. Человек Месопотамии индивидуалист. Он был занят, прежде всего, своими личными проблемами и делами. Его интересы обращены не к обществу и государству, а к дому, семье, родным и соседям.

Бесценным достижением народов Двуречья стало создание письменности. Глиняная табличка, испещренная клинописными знаками символ Месопотамской цивилизации (приложение 9).

Месопотамская цивилизация показала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. Примерно четверть того, что переписывалось, дошло до наших дней.


Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумерийцы перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу прославленной архитектуры древнего Рима и будет доведено ею до вершин развития.

Отличаясь массивной монументальностью, месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Тип башнеобразного святилища зиккурата являлся логическим завершением идеи ярусной постройки, возникшей в определенных природно-исторических условиях Месопотамии. В представлениях населения Месопотамии самым лучшим и значительным в архитектуре считалось то, что могло быть сопоставимо с наиболее выразительной и грандиозной формой в самой природе с горой, вершина которой возносится к небу. Зиккурат лестница-гора архитектуры Двуречья. Увеличение числа платформ до трех и более, а также увеличение высоты самой платформы привело к уменьшению, а затем и доведению до минимального масштаба собственно святилища. В итоге оно превратилось в некий символ.

Магическая практика в Месопотамии не всегда противостояла науке. Записывались наблюдения природных явлений, поведения людей, необычных особенностей анатомии людей и животных. Жрецы и гадатели руководствовались ими в своих предсказаниях. Но, с другой стороны, маги занимались и вычислительной астрономией. Древнейшие обсерватории устраивались на верхней площадке зиккуратов.

Месопотамская цивилизация, которую создали небольшие по численности народы, на сравнительно небольшой территории продолжала существовать даже за пределами Древности, служа другим народам через два, три, четыре тысячелетия.

Заключение

В заключении, следует сказать, что культура Месопотамии, один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.

Из жизни и деятельности народов Месопотамии можно сделать множество выводов и открытий, которые помогут в поиске своих идеалов и жизненных целей. Вклад, который они внесли в мировую культуру, никогда не будет забыт, и на протяжении долгих лет будет способствовать развитию культуры человечества


Древне-месопотамская культура просуществовала ещё полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всём, что сознавали сами, и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т.п.), в полную меру сказавшимся, очевидно, лишь в Сасанидскую эпоху (227-636 гг. н.э.), сколько социально-политическими: отсутствием «национальной» центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное - глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации.

Древняя Месопотамия оставила глубокий след в мировой культуре: к её достижениям восходят древнейшие традиции математики (деление круга на 360 градусов и другие единицы шестидесятеричной системы счисления), астрономии; оказала серьёзное влияние на библейскую традицию (Миф о Потопе, Вавилонской башне и другие сюжеты).

Приложения

Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5



Приложение 6



Приложение 7



Приложение 8