ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание




Введение 1

1. Группировка сил и средств, тактика действия и основные задачи органов внутренних дел при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Методика расчетов элементов группировки 4

2. Особенности выполнения оперативно-служебных задач органами внутренних дел при обеспечении режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий 10

3. Организация мероприятий ГРОВД по подготовке и деятельности в условиях стихийных бедствий 14

4. Действия нарядов ОВД по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности во время стихийных бедствий 17

Заключение 32

Список нормативных актов и использованной литературы 34



Введение
Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в качественно иное состояние – состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях опасности. переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих не превышение допустимых уровней негативного воздействия и задач снижения риска воздействия опасностей, на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановлении повседневной жизнедеятельности.

Особенность техногенных ЧС на современном этапе развития заключается в увеличении зон и интенсивности действия негативных факторов, последствия ЧС сравнимы с последствиями применения современных видов вооружений.

В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.

Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в число двух десятков функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На систему МВД России, в том числе территориальные органы министерства внутренних дел Российской Федерации (ОВД), возложена важнейшая государственная функция «охрана общественного порядка», реализация которой возможна при хорошей организации деятельности задействуемых сил и средств ОВД, внутреннего и внешнего взаимодействия в условиях различных стихийных бедствий.

Статья 17 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в редакции ФЗ РФ от 23 июня 2016 г. №218 – ФЗ, устанавливает, что при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
1. Группировка сил и средств, тактика действия и основные задачи органов внутренних дел при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Методика расчетов элементов группировки
Органы внутренних дел, в силу своего предназначения и своей компетенции, являются одним из элементов СУЧС и принимают участие в ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цели и задачи органов внутренних дел как в обычных условиях, так и в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций изложены в основополагающих нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность ОВД в целом. Закон «О полиции»1 целью деятельности ОВД провозглашает защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера не содержат в себе преступного и противоправного посягательства, однако и в данных условиях на органы внутренних дел возлагается ряд обязанностей: необходимость принятия неотложных мер по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участие в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; участие в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

Степень возможности возникновения в России ЧС природного и техногенного характера достаточно высока и связана с ее географическим положением, климатическими условиями, размерами территории, наличием большого числа высокорисковых производств, низким техническим уровнем их защищенности, социальными и многими другими причинами.

Для ОВД особенности организации деятельности при ЧС природного и техногенного характера обуславливаются характером явления, вызвавшего ЧС; масштабом возможных негативных последствий для населения, объектов экологии (в том числе объектов жизнеобеспечения и высокорисковых объектов); возможным характером поведения людей (в том числе сотрудников ОВД) и т.д.2

Если говорить об основных задачах ОВД при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, то необходимо обратиться к:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении", Статья 16. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения;

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Статья 17. Привлечение дополнительных сил и средств для обеспечения режима чрезвычайного положения.3

1. В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации, привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:

а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Задачи, указанные в пунктах «а» - «г» части второй настоящей статьи, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.

При ликвидации последствий ЧС техногенного характера перед ОВД может ставиться множество различных задач. Расчеты сил и средств производятся с целью создания оптимальной группировки, необходимой для выполнения задач при ЧО. Из ОВД при необходимости могут создаваться группы тушения пожаров, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, медицинского, тылового (материально-технического), технического обеспечения, взаимодействия со средствами массовой информации.

Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС), к выполнению которых привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, определяются республиканской (краевой и областной) комиссией по чрезвы чайным ситуациям. Этой же комиссией дается часть исходных данных для расчета сил и средств (общий характер и размер возможных чрезвычайных ситуаций), а также гидрометеорологические, сейсмотектонический, медико-бактериологический, и ветеренарно-бактериологический прогнозы.

При прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера размеры зон заражения следует рассчитывать, используя “Методики выявления и оценки химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, содержащих сильнодействующие ядовитые вещества” и “Методики выявления и оценки радиационной обстановки при разрушениях (авариях) атомных электростанций”, пакет программ “Автоматизированная информационная система прогнозирования и оценки последствий ЧС при авариях на АЭС и ХОО”.

После установления максимальных границ зон заражения (разрушения, затопления и др.) и нанесение их на карту местности (жилые массивы, промышленные зоны и т.п.) определяются направления сосредоточения основных усилий. Производится расчет численности группы оцепления зоны заражения (загрязнения, разрушения, затопления и др.).4 Для оцепления районов сосредоточения основных усилий назначаются посты, дозоры и некоторых случаях редкие милицейские (войсковые, смешанные) цепочки.

На остальных направлениях — патрули, посты, дозоры. При расчете численности используются следующие нормы: редкие цепочки — более 2 метров на человека; дозор, численностью 3 человека, для прикрытия рубежа длиной до 500 метров; пост, численностью 2-3 человека, для прикрытия рубежа до 300 метров. Предусматривается создание сильного резерва (до 15% от расчетной численности).

Расчет сил медицинской службы производится следующим образом. В район чрезвычайных обстоятельств направляются бригады медицинских работников медучреждений МВД, ГУВД, УВД , привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств из расчета на каждые 200 человек задействованного личного состава один врач и один средний медицинский работник.

Медико-санитарное обеспечение личного состава органов внутренних дел в районе чрезвычайных обстоятельств организуется в два этапа:

— оказание неотложной врачебной помощи, сортировка пострадавших и их эвакуация. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

— оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях органов внутренних дел и органов территориального здравоохранения.

2. Особенности выполнения оперативно-служебных задач органами внутренних дел при обеспечении режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий
ГОСТ Р 22.0.04-95 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25 января 1995 г. № 16). Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

Согласно этого ГОСТа: Эпидемия- массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Эпизоотия - одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Примечание - Выделяются следующие виды эпизоотий:

  • по масштабам распространения - частные, объектовые, местные и региональные;

  • по степени опасности - легкие, средней тяжести, тяжелые и чрезвычайно тяжелые;

  • по экономическому ущербу - незначительный, средний и большой.

Карантин - система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.

Обсервация - режимно-ограничительные мероприятия, предусматривающие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и проведением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-территориальных образованиях, которые создают зону обсервации.

В законе «О полиции»5 п.20 и п.28 ст.11 перечислены права милиции при стихийных бедствиях. В них в частности говорится , что милиции при выполнении возложенных на нее обязанностей предоставляется право: производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

При этом полицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства в данной местности; а также: использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;

Органы внутренних дел при обеспечении режимно-карантинных мероприятий используют административно-правовые меры принуждения. Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.6

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций.

Административно- предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

Главной особенностью административно-предупредительных мер является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза.

Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, применяются работниками органов внутренних дел в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица.

Характерным для мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий.7 Дело в том, что угроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, действий психически больных лиц и т.п.

В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары.

Кроме непосредственного применения мер административного предупреждения полиция содействует проведению мероприятий административно-предупредительного характера, осуществляемых иными государственными органами.

Так, полиция оказывает содействие компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции, в недопущении посторонних лиц в район стихийного бедствия, эпидемии.


3. Организация мероприятий ГРОВД по подготовке и деятельности в условиях стихийных бедствий

В соответствии приказом МВД России от 14 сентября 1993 г. №420 и приказа МВД России №140 от 16 марта 1996г. начальник РУВД, РОВД (ГОВД) руководит деятельностью возглавляемого им органа внутренних дел и несет персональную ответственность за решение возложенных на управление (отдел) задач; является старшим оперативным начальником для всех дислоцированных на территории города, района подразделений системы МВД России за исключением подразделений, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных МВД России, привлекает в установленном порядке их личный состав для охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств.

Следовательно, начальник ГОВД правомочен привлекать сотрудников отделения вневедомственной охраны для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий.8

Охрану общественного порядка и безопасности при проведении различных массовых мероприятий в зависимости от их масштаба и значения организуют МВД России, ГУВД Москвы и Санкт-Петербурга, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД краев, областей, а также районные и городские органы внутренних дел.

К участию в этой ответственной работе привлекаются практически все основные службы органов внутренних дел.

Каждая из упомянутых служб призвана решать специфические, присущие ей одной задачи, однако решение главной задачи — охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий — возлагается на службу охраны общественного порядка. Все остальные службы на период проведения массового мероприятия находятся в ее оперативном подчинении. Важнейшим условием успешного проведения любого массового мероприятия является разработка планов охраны общественного порядка и безопасности. Для проведения различных массовых мероприятий службой охраны общественного порядка разрабатываются типовые и индивидуальные планы. При систематически повторяющихся мероприятиях, таких, как футбол, хоккей, проводимых на определенных стадионах и во дворцах спорта, демонстрациях и митингах, организуемых различными партиями и общественными организациями (например, Пушкинская площадь в Москве), как правило, составляются типовые планы охраны общественного порядка. Для массового мероприятия, носящего разовый характер, разрабатывается индивидуальный план.

Разработка плана начинается с получения исходной информации, ее анализа с учетом опыта проведения аналогичных мероприятий, рекогносцировки местности, обследования объектов проведения мероприятия, изучение маршрутов движения и путей подхода к остановкам общественного транспорта, установления рабочих контактов с организаторами массового мероприятия и представителями местной власти.

В целом план должен предусматривать: содержание мероприятий, время и место его проведения, состав и количество участников и зрителей, оптимальный расчет сил и средств ОВД, т.е. количество и виды нарядов, а также иных сил и средств, задействованных на мероприятии, границы оцепления, количество зон, секторов, участков, расположение пунктов управления, нормы выделения сил и средств от соответствующих подразделений, закрепление ответственных лиц за конкретными участками и объектами и постановку задач перед ними, порядок введения режимов ограничений, организацию пропускного режима, маневр силами и средствами, порядок организации связи и взаимодействия, проведение комплекса противопожарных мероприятий, организацию материально-технического и медицинского обеспечения.

После утверждения плана охраны общественного порядка и безопасности по проведению конкретного массового мероприятия соответствующим начальником органа внутренних дел он приобретает силу приказа и является обязательным для исполнения всеми задействованными службами и подразделениями.

Деятельность органов внутренних дел по непосредственному обеспечению порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа: подготовительный, исполнительный и заключительный.

На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование территории и объектов совместно с организаторами и соответствующей администрацией и устраняются выявленные недостатки; проводится служебный инструктаж нарядов и должностных лиц, уточняются их задачи и обязанности при проведении мероприятия, осуществляются тренировки и репетиции действий нарядов в экстремальных условиях на закрепленных за ними участках, организуется надежное взаимодействие всех заинтересованных служб и организаций.


4. Действия нарядов ОВД по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности во время стихийных бедствий

Экстремальные и чрезвычайные ситуации бывают самые неожиданные, внезапные, эмоционально напряженные. Поэтому сотрудники милиции должны быть готовыми к этому и проявлять в этих ситуациях психологическую устойчивость, выдержку, решительность.9

При выполнении действий в этих ситуациях обеспечить собственную безопасность, защитить себя от травм психологического и физического свойства.

При пожаре

При обнаружении пожара (загорания) на объекте, в жилом доме наряд милиции, несущий службу на маршруте патрулирования (посту) обязан:

а) немедленно по радиосвязи сообщить об этом дежурному ПЦО (по горрайоргану) с указанием точного адреса, при возможности, позвонить по телефону 01 и вызвать пожарную часть;

б) оповестить при необходимости население, сотрудников объекта, жильцов дома;

в) организовать тушение пожара (загорания), для чего:

отключить горящие приборы (телевизор, утюг, газовую плиту), на­крыть эти приборы любым плотным материалом (пальто, шинель, и т.п.). Если горит электропроводка - вывернуть пробки или отключить щит, после этого постараться сбить огонь;

  • загоревшиеся занавески, скатерть сбросить на пол и затоптать;

  • привлечь окружающих граждан для доставки воды, тушения огня песком, землей, другими подручными средствами;

  • для ликвидации пожара использовать внутренние пожарные краны, огнетушители, направляя струю на горящую поверхность, начиная сверху. Горючие жидкости водой не тушить - это лишь увеличит очаг огня. Покидая зону огня, оставить пожарные краны открытыми.

Организовать эвакуацию граждан из опасных зон задымления (обва­ла, возможного взрыва и т.д.). В первую очередь следует вывести людей с верхних этажей, т.к. дым всегда устремляется вверх, а огонь может перекрыть пути вывода людей. В жилых Зданиях, при возможности, проверить наличие детей в других помещениях (под кроватями, в шкафах, иных укромных местах);

д) принять меры к установлению причин возникновения пожара, охране места происшествия и задержанию подозреваемых, установлению свидетелей, очевидцев;

е) при наличии пострадавших вызвать скорую помощь направить их в лечебные учреждения;

ж) никого не допускать в горящие здания, кроме лиц, привлеченных к ликвидации пожара;



з) по прибытии пожарных доложить дежурному и действовать по их командам.

Если сотрудники милиции оказались в горящем, задымленном помеще­нии здания, то им необходимо:

- закрыть нос и рот мокрой тканью (платком, шарфом, тряпкой), задымленные зоны проходить, нагнувшись как можно ниже, а при сильном дыме передвигаться ползком;

- выходить из опасной зоны, идя навстречу ветру (сквозняку);

- не входить в опасную зону при плохой видимости (менее 10 метров);

- при нахождении в изолированном помещении верхних этажей, отрезанном от путей эвакуации огнем или дымом, закрыть щели влажными тряпками, одеждой, дышать нижними слоями воздуха. Окна лучше не открывать, (открыть лишь тогда, когда прибыла помощь). Если есть бал­кон - выйти на балкон, прикрыть балконную дверь и звать на помощь;

- открывая двери, проверить, не нагрелись ли они. Всегда есть опас­ность, что из-за открытой двери вырвутся клубы дыма и огня. Поэтому дверь открывать медленно и осторожно, сидя на корточках или стоя у стены рядом с дверью лицом в противоположную сторону, чтобы избежать ожогов;

- попытаться покинуть помещение по пожарной лестнице, через балкон, по веревкам, связанным гардинам, простыням, предметам одежды (брюки, рубашки, пояса и т.д.);

-прыгать из окон 2-го этажа можно лишь убедившись, что внизу нет опасных и торчащих предметов, камней. В этом случае перед прыжком следует сомкнуть зубы (чтобы не прикусить язык) и приземляться на обе ступни при полусогнутых коленях, но не на пятки и не на носки. Если есть под рукой подушки, матрасы, одежда, бросить их на место приземления.

Использовать свою одежду, чтобы, привязав ее к раме окна, снизить высоту прыжка либо перебраться на более низкий этаж. Прыжки с более высоких этажей опасны для жизни.

Необходимо остерегаться оборванных проводов, в том числе и после ликвидации пожара. Оказавшись возле такого провода, выбираться осторож­но. Чтобы избежать поражения электротоком, применять способ движения «нога к ноге», делая шаги на длиннее полступни.

В зоне сильных промышленных или лесных пожаров не приближаться к огню, т.к. возникает движение воздуха в сторону очага пожара, образуя эффект затягивания предметов в огонь.

При загорании одежды на человеке

Одежда, волосы человека могут загореться при пожаре, ДТП, аварии на производстве
, попытке самосожжения и т.п. В этом случае наряд милиции обязан:

а) сообщить о случившемся дежурному ПЦО (по горрайоргану);

б) остановить, положить (при необходимости сбить) потерпевшего на пол (землю), ограничить его движения, чтобы огонь не разгорался и не переносился на другие части тела, одежды;

в) снять горящую одежду либо сбить пламя шапкой, одеждой, защищенными руками. Можно перекатывать человека (если он не имеет сильных травм и ожогов) по снегу, траве и т.п. Если есть одеяло, брезент, шинель, накидка (плащ-накидка), то сбить пламя можно путем накрытия горящих участков, при этом следить за тем, чтобы потерпевший не задохнулся. Возможно использование снега, воды, водоемов, огнетушителей;

г) при отсутствии медработников - оказать первую помощь: водой или чистым снегом охлаждать 15-20 минут обожженные учас­тки, что уменьшает боль и предотвращает отек тканей. Во избежание заражения не следует трогать руками ожоги, раны, мазать и присыпать их чем-либо, нельзя отрывать приставшие части одежды и других веществ, протыкать пузыри;

Следует накрыть, перевязать обожженные участки стерильной марлей, дать пострадавшему две таблетки анальгина, амидопирина, напоить теплой водой (чаем); укрыть, не раздевая, чистой тканью и одеялом, обеспечить покой. Если возникнет шок (резкое побледнение, дыхание частое и поверхностное, пульс слабый) срочно дать выпить 20 капель настойки валерианы. При ожогах глаз сделать примочки из раствора: половину чайной ложки борной кислоты на стакан воды (настойка валерианы, борная кислота, специальные рюмочки-ванночки для глаз имеются в автомобильных аптечках);

д) при наличии возможности вызвать скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, организовать доставление пострадавшего в лечебное учреждение, принять другие меры по обеспечению иных неотложных дейст­вий.

При обнаружении лиц с ранениями, травмами

При обнаружении на маршруте патрулирования или на охраняемом объекте (квартире), из которых поступил сигнал «тревога», лиц с ранениями (травмами) прибывший наряд милиции должен выполнить следующие действия:

1. Сообщить о случившемся дежурному ПЦО (по горрайоргану), при­нять меры по выявлению очевидцев происшествия (преступления), установ­лению примет правонарушителей и задержанию их.

2. Освободить пострадавшего от действия травмирующих факторов:

- освобождение от сдавливающего груза, автомобиля, тяжелого пред­мета;

-извлечение из воды, раствора, жижи;

-вынос из загазованного помещения;


-тушение одежды;

-извлечение из петли или иного удушающего механизма;

-отключение электричества, газа, пара, воды;

-остановка механизма, оборудования;

-вынос из зоны, повышенной или пониженной температуры;

-откапывание из завала (песка, земли).

3. Оценить ситуацию и состояние пострадавшего, характер и опасность травмы, действия по спасению. Действия сотрудника милиции, оказавшегося на месте происшествия первым, во многом определяются состоянием пострадавшего, поскольку от этого зависит возможность и необходимость проведения иных действий оперативно-служебного характера. Общим правилом является приоритет жизни и здоровья человека перед иными ценностями, целями и задачами. Только при условии, что жизнь пострадавшего вне опасности либо возле него есть более квалифицированные специалисты по оказанию помощи, сотруд­ник милиции может перейти к выполнению других задач.

Имеется рад признаков, позволяющих определить критическое состо­яние потерпевшего, требующее неотложной помощи:

-отсутствует либо нарушено сознание, что выясняется путем разгово­ра с потерпевшим и его осмотра;

-кожные покровы и слизистые оболочки рта, глаз синюшные, блед­ные;

-пульс слабый либо отсутствует (определяют по сонной артерии - на левой стороне шеи, или на руке);

-зрачки расширены;

-дыхание неправильное, поверхностное, хрипящее, сильное кровоте­чение.

Если пострадавший без сознания, то ему нужно создать условия для нормального дыхания (не допускать западания языка, удушения рвотными массами).

Пострадавшего желательно усадить или уложить на подстилку, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, согреть или охладить (по ситуации), обеспечить покой и наблюдение, дать раствор настойки валерианы (20 капель).

Вместе с тем даже с переломами руки, легкими пулевыми ранениями, ожогами 11 степени некоторые люди могут самостоятельно дожидаться врачебной помощи, и, получив от них необходимые данные о состоянии и случившемся, сотрудник милиции может продолжать свои служебные и оперативные действия. Но через некоторое время следует проверить - оказана ли им медицинская помощь и принять необходимые меры к ее ускорению.

При получении сообщения об угрозе взрыва или обнаружении не разорвавшихся авиабомб, снарядов, ним, взрывчатых веществ, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для населения