Файл: Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальности 154 01 01 Метрология, стандартизация и сертификация (легкая промышленность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под управлением качества понимается установление, обеспечение и поддержание потребительских свойств на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Феномен качества в том, что его повышение имеет ощутимые резервы и дает значительный эффект. Естественная инфляция самых стабильных валют связана с процессами морального износа самой современной продукции и услуг во всех отраслях деятельности человека.
В нашей культуре качество, прежде всего, соотнесено с духовностью, нравственными ценностями, человеком, хозяйством, социальной и природной средой. Качество охватывает в интегральном единстве духовность, ментальность, социальность, хозяйство, производство, управление, что интегрируется в качестве жизни и качестве человека. Понимание качества вносит осмысленность в жизнь человека, побуждает к творчеству. Человек не только участвует в действии природных сил, его деятельность сама приобретает все качества преобразующей силы. Вместе с тем осмысленность и свободу действиям человека придает знание цели, предполагающей в результате деятельности рождение или познание нового качества.
Русский философ Иван Александрович Ильин в статье «Спасение в качестве» (1928) отмечал: « ... русскому народу есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре ... Качество необходимо
России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт, высокий уровень жизни. Новая, качественная эпоха нужна нашей Родине, эпоха, которая довершила бы все упущенное за время перегруженности и беспечности, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы революционного времени. Эта эпоха близится и настанет, в том порукою – природная даровитость и духовная гениальность русского народа. И ныне верить в русское национальное возрождение – значит верить в грядущую победу качества, в победу верности над предательством, знания над невежеством, труда над хищением, воли над страстью, верить в победу божественных сил человека над сатанинскими...».
Таблица 2.1 – Динамика определений категории «качество»
Автор
Формулировка
1 2
Аристотель (III в. до н. э.)
Каждый предмет имеет внешнюю и внутреннюю определенность. Внешняя определенность – это форма, размеры, цвет и др., воспринимаемые органами чувств человека характеристики, позволяющие различать между собой окружающие предметы.
Внутренняя определенность – его структура, взаимосвязи, функциональные особенности. Качество образует то, что существует само по себе
15
Витебск ий государственный технологическ ий университет


Продолжение таблицы 2.1 1
2
Китайская версия Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов − «равновесие» и «деньги» (качество =
= равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой»
Гегель
(XIX в. н. э.)
Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество
У. Шухарт
(1931 год)
Если мы говорим о качестве продукции, то должны точно представлять себе, что означает качество.
... существует два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещей как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другой аспект – с тем, что мы думаем, чувствуем и ощущаем в отношении к этой объективной реальности.
...субъективная сторона качества существует и связана с практической значимостью и величиной тех физических характеристик, которые свойственны вещи
К. Исикава
(1950 год)
В узком смысле качество означает качество продукции. В широком смысле качество − качество работы, качество услуги, качество информации, качество процесса, качество подразделения, качество сотрудников, включая рабочих, инженеров, менеджеров и исполнительную дирекцию, качество системы, качество компании, качество целей и т. д.
ГОСТ 15467-79
Качество продукции − совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением
Ф. Кросби
(1979 год)
Качество означает соответствие требованиям. Качество должно определяться измеряемыми и ясно выраженными показателями для того, чтобы оказать содействие организации в принятии мер, основанных на реальных целях, а не на догадке, опыте или мнениях
А. Фейгенбаум
(1980 год)
Качество изделия или услуги – это общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации
16
Витебск ий государственный технологическ ий университет

Окончание таблицы 2.1
Э. Деминг
(1986 год)
Деминг не определяет качество одной фразой. Он полагает, что качество какого-либо продукта или услуги может определяться только клиентом. Качество является относительным понятием, которое будет изменяться в зависимости от потребностей клиента
Дж. Джуран
(1988 год)
Джуран определяет качество как пригодность к использованию. Он подчеркивает баланс между свойствами продукции и продукцией, свободной от дефектов. Словом, продукцией он называет результат какого-либо процесса, и оно включает товары и услуги
ИСО 8402:94
Качество – совокупность свойств и признаков продукции, которые влияют на их способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
ИСО 9000:2005
Качество − степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования
ISO9000:2015
Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям
Однако главенствующая роль качества признается не всегда.
Современные российские ученые отвергают первенство качества, полагая, что понятием более высокого уровня является конкурентоспособность продукции, а качество – лишь ее составная часть.
Поэтому можно считать справедливым следующее определение:

Риск – влияние неопределенности на цели организации.
Управление рисками – скоординированные действия для управления организацией в отношении рисков.
В пункте 0.3.3 «Риск-ориентированное мышление» стандарта ISO
9001:2015 понятие рисков по сравнению со стандартом ISO 31000 укрупнено и определяется следующим образом:
«Риск − это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям».
В процессе своей деятельности любые организации сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень и, следовательно, по способу их анализа и методам описания. Следует понимать еще ряд терминов в области менеджмента риска:

анализ риска – процесс понимания характера риска и определения уровня риска;

вероятность – случайность того, что что-либо произойдет;

влияние риска – влияние на достижение целей организации реализовавшегося риска;

идентификация риска – процесс обнаружения, распознавания и описания рисков;

критерии риска – правила, в соответствии с которыми оценивается значимость риска;

менеджмент риска – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией в отношении риска;

политика менеджмента риска – официально сформулированные общие намерения и направления деятельности организации;

причина риска – явление или обстоятельство, в результате которого может возникнуть риск;

последствие риска – проблемы или возможности, которые могут возникнуть в результате реализации риска.
27
Витебск ий государственный технологическ ий университет

Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность организации. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.
Примеры рисков любой деятельности:
− случайные ошибки специалистов (человеческий фактор);
− несогласованность действий команды;
− недостаточные знания исполнителей;
− минимум времени на выполнение определенных задач;
− отсутствие ресурсов или дополнительной информации;
− возможность несчастных случаев и пр.
Следствиями перечисленных рисков могут стать:
− несвоевременные поставки сырья;
− несоответствие «факта» плану;
− чрезмерная занятость людей, вовлеченных в бизнес-процессы;
− непредвиденные расходы;
− несоответствие результатов требованиям клиентов и пр.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Отчет должен содержать:
− примеры рисков любой деятельности и их следствия;
− заполненную таблицу 4.1, где приведены примеры рисков образовательной услуги по подготовке специалистов на первой ступени высшего образования;
− заполненную таблицу 4.2, где необходимо установить последствия рисков и соответствующие возможности УО.
Таблица 4.1 – Взаимосвязь потенциальных рисков СМК и требований стандарта СТБ ISO 9001-2015
Соответствие процессам СМК
Виды рисков
Наименование разделов и пунктов
СТБ ISO 9001-2015 1
2 3
Риски,
относящиеся к
процессам
подготовки
специалистов
Низкий уровень подготовки абитуриентов
Учебные программы, не учитывающие современные научные достижения
Слабая теоретическая и практическая подготовка обучающихся
Необъективная оценка знаний обучающихся
28
Витебск ий государственный технологическ ий университет


Окончание таблицы 4.1 1
2 3
Недостаточная квалификация преподавателей
Низкий уровень мотивации к получению знаний у обучающихся
Риски,
относящиеся к
процессам
планирования
Недостоверная оценка потребностей потребителей (студентов, их родителей, работодателей)
Неправильная трансформация требований потребителей в характеристики образовательной услуги
Отсутствие специальностей, необходимых современному рынку труда
Риски,
относящиеся к
процессам
обеспечения
ресурсами
Недостаточно современная материально-техническая база УО
*
Неактуальный фонд учебно- методической литературы и ТНПА УО
Высокие показатели среднего возраста
ППС
Невыполнение графика повышения квалификации персонала
Низкая удовлетворенность персонала условиями труда
Риски,
относящиеся к
процессам оценки
результатов
деятельности
Методы оценки знаний не обеспечивают достоверность результатов
Должным образом не оформляются документы, свидетельствующие о результатах оценки знаний
Не документируются критерии внутреннего аудита СМК
Риски,
относящиеся к
процессам
улучшения
Низкое качество мониторинга, измерений и анализа действующих процессов
Недостаточность корректирующих и предупреждающих действий по улучшению процессов
*
УО − Учреждение образования
29
Витебск ий государственный технологическ ий университет

Таблица 4.2 – Установление последствия рисков и соответствующие возможности УО
Виды рисков
Последствия рисков
Возможности УО
Низкий уровень подготовки абитуриентов
Учебные программы, не учитывающие современные научные достижения
Слабая теоретическая и практическая подготовка обучающихся
Необъективная оценка знаний обучающихся
Недостаточная квалификация преподавателей
Низкий уровень мотивации к получению знаний у обучающихся
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. СТБ ISO 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. –
Минск : Госстандарт, 2015.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5
Методы оценки рисков процессов СМК
Цель работы: ознакомиться с рекомендациями ISO/IEC 31010:2009
«Менеджмент рисков. Методы оценки рисков».
Задания
1. Ознакомиться с классификацией методов оценки риска.
2. Изучить процесс выполнения методов идентификации, анализа и сравнительной оценки рисков.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Согласно стандарту ISO 9001:2015, организация при планировании СМК должна определять риски и возможности, которыми нужно управлять для обеспечения уверенности в том, что система менеджмента способна достигать
30
Витебск ий государственный технологическ ий университет

запланированных результатов, для улучшения этих результатов, для минимизации и предотвращения неблагоприятных последствий, и для достижения постоянного улучшения. Однако стандарт, не дает классификации рисков и методов оценки этих рисков, организация вправе выбрать методику, которая наиболее подходит организации.
Стандарт ISO/IEC 31010:2019 «Менеджмент рисков. Методы оценки
рисков» содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.
Руководство ISO Guide 73:2009 «Менеджмент рисков. Словарь»
дополняет ISO 31000:2018 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания», обеспечивает последовательное понимание и согласованный подход к концепции риск-менеджмента и содержит определения общих терминов, связанных с идентификацией, анализом, мониторингом, оценкой, управлением риском.
Каждому виду деятельности соответствует свой жизненный цикл: от концепции и разработки до стадии полного завершения эксплуатации, которая может предусматривать демонтаж и утилизацию продукции.
Оценка риска может быть применена на всех стадиях жизненного цикла. Обычно ее многократно используют с различными уровнями детализации на каждой стадии жизненного цикла для принятия решений.
Для разных стадий жизненного цикла установлены различные требования и применимы различные методы оценки риска. Например, на стадии концепции и технико-экономического обоснования, когда идентифицируют возможные перспективы применения продукции, оценка риска может быть использована для принятия решения о продолжении работ.
Оценка риска – процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.
Риск может быть оценен для всей организации, ее подразделений, отдельных проектов, деятельности или конкретного опасного события.
Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска. Оценка риска обеспечивает понимание возможных опасных событий, их причин и последствий, вероятности их возникновения и решений.
Оценка риска может быть выполнена с различной степенью глубины и детализации с использованием одного или нескольких методов разного уровня сложности. При выборе метода оценки риска необходимо учитывать, что метод должен:
– соответствовать рассматриваемой ситуации и организации;
– предоставлять результаты в форме, способствующей повышению осведомленности о виде риска и способах его обработки;
– обеспечивать прослеживаемость, воспроизводимость и верификацию процесса и результатов.
Классификация методов связана с этапами процесса оценки риска:
− идентификация риска;
31
Витебск ий государственный технологическ ий университет