Файл: Методические указания по выполнению практических работ для студентов специальности 154 01 01 Метрология, стандартизация и сертификация (легкая промышленность).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
− анализ риска – анализ последствий;
− анализ риска – качественная, смешанная или количественная оценка вероятностных характеристик риска;
− анализ риска – оценка эффективности существующих средств управления;
− анализ риска – количественная оценка уровня риска;
− сравнительная оценка риска.
Для каждого этапа процесса оценки риска в стандарте ISO/IEC 31010
(приложение А, таблица A.1) предлагается выбрать метод, применимость которого определяется по шкале: строго применим, применим и не применим.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Отчет должен содержать:
− характеристику методов идентификации рисков (приложение стандарта
ISO/IEC 31010:2019 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков» В, В1 и В2);
− характеристику методов анализа рисков (приложение стандарта
ISO/IEC 31010:2019 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков» В, В5 и В9);
− характеристику методов сравнительной оценки рисков (приложение стандарта ISO/IEC 31010:2019 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков»
В, В7 и В20).
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. ISO/IEC 31010:2009 Менеджмент риска. Методы оценки риска, 176 с.
(Risk management. Risk assessment methods). − [Электронный ресурс]. – Режим доступа : iso-management.com.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6
Процессы СМК и требования к ним стандарта СТБ ISO 9001-2015
Цель работы: ознакомиться с требованиями СТБ ISO 9001-2015 к системе менеджмента качества.
Задания
1. Ознакомиться со структурой стандартов ISO серии 9000 и областью применения основных документов.
2. Изучить модель системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015.
3. Изучить требования к СМК стандарта СТБ ISO 9001-2015.
32
Витебск ий государственный технологическ ий университет
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
1. К стандартам ISO серии 9000 относят четыре основных документа.
СТБ ISO 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» содержит основные понятия, принципы и терминологию
СМК. Стандарт помогает в освоении основных понятий, принципов и терминологии менеджмента качества для того, чтобы более результативно и эффективно внедрить СМК и оказать помощь организациям в реализации их целей. Стандарт создает основу для понимания и внедрения СТБ ISO 9001-
2015.
СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом
PDCA и риск-ориентированным мышлением. Стандарт устанавливает требования к СМК и её документированию, а точнее, к пяти взаимосвязанным процессам:
− «планирование»;
− «поддержка (средства обеспечения)»;
− деятельность (на стадиях жизненного цикла продукции и услуг)»;
− «оценка результатов деятельности»;
− «улучшение».
Требования СТБ ISO 9001 – тот минимальный уровень, который даёт организации возможность вхождения в рынок; используется в целях сертификации СМК.
ISO 9004-2018 «Менеджмент качества. Качество организации.
Руководство по достижению устойчивого успеха организации» охватывает более широкий диапазон вопросов по менеджменту качества, чем СТБ ISO
9001; он направлен на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон посредством систематического и постоянного улучшения деятельности организации. Содержит руководящие указания, которые помогут достичь устойчивого успеха в бизнесе с помощью стратегического и операционного менеджмента. Стандарт не предназначен для целей сертификации, заключения контрактов и выполнения обязательных требований.
ГОСТ ISO 19011-2012 «Руководство по аудиту систем менеджмента» предназначен для аудиторов, руководителей команд аудиторов, менеджеров программ аудитов, организаций, внедряющих системы менеджмента, и организаций, в которых требуется провести аудиты систем менеджмента с целью соблюдения требований контрактов или законодательства. По сравнению с первой редакцией стандарта (2002 г.), применявшейся только к стандартам ISO 9001 и ISO 14001, область применения нового стандарта расширилась и распространяется на все системы менеджмента организации.
33
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Стандарт устанавливает принципы проведения единого аудита этих систем; порядок разработки и управления программой единого аудита; критерии оценки компетентности аудиторов.
2. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, считается «процессным
подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии. На рисунке
6.1 приведена модель СМК, основанная на процессном подходе, которая иллюстрирует связи между процессами «Планирование», «Средства обеспечения», «Деятельность», «Оценка результатов деятельности» и
«Улучшение». Рисунок 6.1 иллюстрирует, как разделы 4–10 стандарта могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.
Модель показывает, что потребители, заинтересованные стороны и среда организации играют существенную роль при определении требований в качестве входных данных СМК. Выходными данными (результатами СМК) служат продукция/услуга и удовлетворенность потребителей данной продукцией/услугой.
Рисунок 6.1 – Модель СМК, основанная на процессном подходе
34
Витебск ий государственный технологическ ий университет
В основу современной модели СМК положен цикл «Деминга – Шухарта», или цикл PDCA (рис. 6.2). Этапы цикла PDCA можно кратко описать так:
планируй (plan) – установить цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителя и политикой организации;
делай (do) – внедрить процессы;
проверяй (check) – осуществлять мониторинг и измерение процессов и продукции по отношению к политике, целям и требованиям на продукцию и сообщить о результатах;
действуй (act) – предпринимать действия по постоянному улучшению функционирования процессов
Рисунок 6.2 – Круговой цикл
Деминга – Шухарта
Для разработчиков системы менеджмента качества очень важно понимать, в чем заключается взаимосвязь моделей, изображенных на рисунках
4.1 и 4.2.
Этап
Процесс
Планирование
Планирование
Выполнение
Средства обеспечения и Деятельность
Контроль
Оценка результатов деятельности
Корректирующие действия
Улучшение
В целях реализации «процессного подхода» организация должна
(п.4.4):
− определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и обеспечить их применение во всей организации;
− определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;
− определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
− определять и применять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;
− определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;
− распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;
35
Витебск ий государственный технологическ ий университет
− учитывать риски и возможности для обеспечения уверенности в том, что СМК может достичь своих намеченных результатов;
− оценивать процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;
− улучшать процессы и СМК.
3. Требования к системе менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015
рекомендуется изучать при помощи соответствующих презентаций, иллюстрирующих содержание разделов 4–10 указанного стандарта.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Отчет должен содержать:
– область применения основных стандартов ISO серии 9000;
– схему взаимосвязи моделей СМК и цикла Деминга – Шухарта;
– последовательность мероприятий по реализации «процессного подхода» в организации;
– краткое содержание требований разделов 4–10 СТБ ISO 9001-2015.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. СТБ ISO 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. –
Минск : Госстандарт, 2015.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7
Рекомендации по достижению устойчивого успеха
в области качества по ISO 9004:2018
Цель работы: изучить основные положения стандарта ISO 9004:2018.
Задания
1. Изучить основные направления достижения устойчивого успеха организаций.
2. Изучить методику самооценки зрелости СМК организации.
1 2 3 4 5
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Впервые стандарт ISO 9004 был опубликован в 1994 году. За этим последовали редакции 2000 и 2009 годов. В 2018 году опубликована четвертая
36
Витебск ий государственный технологическ ий университет
версия стандарта ISO 9004 «Менеджмент качества. Качество в
организации. Руководство по достижению устойчивого успеха».
Стандарт составляет «совместимую группу» с ISO 9001 и является наряду с ним частью серии стандартов ISO 9000 «Менеджмент качества». Если ISO
9001 представляет собой требования по первоначальному созданию в организациях СМК, то ISO 9004 направлен на дальнейшее развитие внедренной системы.
ISO 9004:2018 сконцентрирован на достижении уверенности руководства в успехе организации за счет удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Также, стандарт в своей новой версии «предоставит руководство по систематическому и постоянному улучшению всех процессов организации». В обновленном ISO 9004 дополнительно усовершенствован (по сравнению с версией 2010 г.) инструмент самооценки зрелости СМК организации.
Раздел 4 ISO 9004:2018 «Качество организации и устойчивый успех».
Качество организации – степень, с которой присущие организации характеристики удовлетворяют потребностям и ожиданиям ее потребителей и других заинтересованных сторон для достижения устойчивого успеха.
Устойчивый успех (организации) – результат способности организации решать поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей.
Организации не следует ограничиваться качеством своей продукции и услуг, а также потребностями и ожиданиями своих потребителей.
Для достижения устойчивого успеха организации следует уделять большое внимание опережению и соответствию потребностям и ожиданиям своих заинтересованных сторон с целью повышения их удовлетворенности и общего восприятия.
Для достижения устойчивого успеха организации следует применять все принципы менеджмента качества (ISO 9000:2015). С целью соответствия различным потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон отдельное внимание необходимо уделять принципам «ориентация на потребителя» и
«менеджмент взаимоотношений».
Потребности и ожидания заинтересованных сторон могут различаться, могут быть согласованы или противоречить потребностям и ожиданиям других заинтересованных сторон, а также быстро изменяться. Примеры заинтересованных сторон и их потребностей и ожиданий приведены в таблице
7.1.
Таблица 7.1 – Потребности и ожидания заинтересованных сторон
Заинтересованные стороны
Потребности и ожидания
Партнеры/поставщики
Устойчивое партнерство
Общество
Защита окружающей среды и социальная ответственность
Работник
Качество трудовой деятельности
Акционеры
Устойчивое развитие и прибыльность
Потребители
Качество продукции и услуг
37
Витебск ий государственный технологическ ий университет
организации. Руководство по достижению устойчивого успеха».
Стандарт составляет «совместимую группу» с ISO 9001 и является наряду с ним частью серии стандартов ISO 9000 «Менеджмент качества». Если ISO
9001 представляет собой требования по первоначальному созданию в организациях СМК, то ISO 9004 направлен на дальнейшее развитие внедренной системы.
ISO 9004:2018 сконцентрирован на достижении уверенности руководства в успехе организации за счет удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Также, стандарт в своей новой версии «предоставит руководство по систематическому и постоянному улучшению всех процессов организации». В обновленном ISO 9004 дополнительно усовершенствован (по сравнению с версией 2010 г.) инструмент самооценки зрелости СМК организации.
Раздел 4 ISO 9004:2018 «Качество организации и устойчивый успех».
Качество организации – степень, с которой присущие организации характеристики удовлетворяют потребностям и ожиданиям ее потребителей и других заинтересованных сторон для достижения устойчивого успеха.
Устойчивый успех (организации) – результат способности организации решать поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей.
Организации не следует ограничиваться качеством своей продукции и услуг, а также потребностями и ожиданиями своих потребителей.
Для достижения устойчивого успеха организации следует уделять большое внимание опережению и соответствию потребностям и ожиданиям своих заинтересованных сторон с целью повышения их удовлетворенности и общего восприятия.
Для достижения устойчивого успеха организации следует применять все принципы менеджмента качества (ISO 9000:2015). С целью соответствия различным потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон отдельное внимание необходимо уделять принципам «ориентация на потребителя» и
«менеджмент взаимоотношений».
Потребности и ожидания заинтересованных сторон могут различаться, могут быть согласованы или противоречить потребностям и ожиданиям других заинтересованных сторон, а также быстро изменяться. Примеры заинтересованных сторон и их потребностей и ожиданий приведены в таблице
7.1.
Таблица 7.1 – Потребности и ожидания заинтересованных сторон
Заинтересованные стороны
Потребности и ожидания
Партнеры/поставщики
Устойчивое партнерство
Общество
Защита окружающей среды и социальная ответственность
Работник
Качество трудовой деятельности
Акционеры
Устойчивое развитие и прибыльность
Потребители
Качество продукции и услуг
37
Витебск ий государственный технологическ ий университет
Для достижения устойчивого успеха высшему руководству следует:
1) регулярно проводить мониторинг, анализировать, оценивать и пересматривать среду организации с целью идентификации всех заинтересованных сторон, определения их потребностей и ожиданий;
2) определять, внедрять и информировать о миссии, видении и ценностях организации, а также способствовать согласованности с культурой;
3) выявлять краткосрочные и долгосрочные риски и возможности;
4) определять, внедрять и информировать о политике, стратегии и целях организации;
5) управлять соответствующими процессами в рамках согласованной системы;
6) управлять ресурсами организации для обеспечения достижения запланированных результатов;
7) проводить мониторинг, анализировать, оценивать и пересматривать результаты деятельности организации;
8) устанавливать процессы внедрения, обучения и введения инноваций для поддержания способности организации реагировать на изменения в среде организации.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Рисунок 7.1 – Результаты самооценки СМК
38
Витебск ий государственный технологическ ий университет
С помощью стандарта ISO 9004:2018 необходимо изучить:
– понятия «качество организации» и «устойчивый успех»;
– основные направления достижения устойчивого успеха организаций;
– сущность методики самооценки зрелости СМК;
– интерпретацию результатов самооценки СМК на рисунке 7.1.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. ISO 9004:2018 Менеджмент качества. Качество организации.
Руководство по достижению устойчивого успеха организации, 62 с. (Quality management − Quality of an organization − Guidance to achieve sustained success).
− [Электронный ресурс]. – Режим доступа : iso-management.com.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 8
Выбор миссии, видения и постановка стратегических целей организации
Цель работы: формирование четкого понимания необходимости и содержания Видения, Миссии и Политики организации в области качества.
Задания
1. Изучение исходной информации об организации и образцов Видения,
Миссии и Политики в области качества в различных областях деятельности.
2. Разработка проекта Политики организации в области качества.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
«–Куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть?
– А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь.
– Тогда все равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь».
«Приключения Алисы в Стране чудес», Л. Кэрролл
Стандарт ISO 9000:2015 устанавливает структуру взаимосвязанных понятий: система менеджмента, видение, миссия, стратегия, политика в области качества (рис. 1.3). Видение, миссия, политика в области качества относятся к документированной информации СМК.
Видение организации − это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и
39
Витебск ий государственный технологическ ий университет