Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Теоретические аспекты власти в менеджменте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Для обеспечения эффективной работы персонала предприятия необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в полной реализации своих способностей и успехе предприятия. Создание такой социально-психологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления организацией. От того, насколько полно решена эта задача, зависят эффективность деятельности предприятия, темпы роста производительности труда

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы реализации власти вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какая форма организационной власти предпочтительна.

Цель курсовой работы – исследование реализации власти в АО «Пит-Стоп» и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование этого процесса.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать теоретические аспекты власти в организации;
  • дать оценку формам власти в АО «Пит-Стоп»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию процессов реалиизации власти в организации.

Объект исследования – АО «Пит-Стоп».

Предмет исследования – власть в менеджменте.

Научно-методической основой работы послужили литературные источники, касающиеся различных аспектов трудовой деятельности, менеджмента, управления персоналом.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1.Теоретические аспекты власти в менеджменте

1.1. Понятие и виды власти в менеджменте

Власть есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная. Власть — это реализуемая на практике способность субъекта (социальной группы, организации) к социальному управлению[1].


Управление является видом взаимодействия людей. Отличительной особенностью такого взаимодействия является то, что один из объектов взаимодействия принимает положение субъекта и становится управленцем (менеджером), а другой - объектом управления[2]. Выделение этой черты важно с той точки зрения, что она определяет суть субъекта управления: на управленца накладывается ответственность и обязанности управления и именно для этого ему вручается власть - это и является главным признаком субъекта, отличающим его от объекта. Здесь необходимо обратится к пониманию двух категорий сторон: ответственности (обязанностей) и власти, а также к пониманию происхождения и положения этих категорий в системе взглядов и ценностей менеджера[3].

Обращаясь к истории менеджмента, можно встретить немало трудов, в которых так или иначе ученые-мыслители обращаются к данным категориям.
Например, в рамках административной школы А. Файоль выделил этот принцип, как один из составляющих искусства управления; далее среди представителей поведенческой школы можно увидеть, что и А. Маслоу выделил в своей пирамиде потребностей потребность во власти, а также Д. Макклеланд отнес потребность во власти к одной из трех потребностей высшего уровня (помимо причастности и успеха). В работе Д. Макклеланда важно отметить разделение потребности во власти на два типа: власть ради власти и власть ради решения групповых задач, и, по мнению Д. Макклеланда. в управленцах необходимо развивать потребность во власти именно второго типа[4]. Далее, обращаясь к работам уже необязательно представителей управленческой науки, но и философов, психологов, возможно понять, что природе человеческой присуще стремление к власти и господству. Об этом, в частности, рассуждал и Сократ, и Конфуций, и М. Аврелий Антонин, и Ницше, об этом писал Макиавелли, утверждал и Д. Карнеги и многие другие мыслители и ученные. Ж.-Ж. Руссо надел властью не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. В свою очередь Вольтер был убеждён в том, что политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. В настоящее время признано, что власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия[5].


Стремление к власти каждый из них видел в различных проявлениях человека: одни — в физическом преобладании над другими, другие — в материальном, третьи — в психологическом[6]. Говоря о власти в управлении, следует определить ее производное положение по отношению к ответственности (обязанностям), поскольку изначально у субъекта возникают именно обязанности и ответственность перед субъектом, и лишь для достижения их он наделяется властью. Здесь возможно привести высказывание Питера Друкера: «Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью» [7].

Поэтому не каждый человек, с присушим его природе стремлением к власти, способен обладать властью, поскольку не каждый способен признать ее производное происхождение от возникшей ответственности, то есть у власти могут находиться лишь ограниченный круг лиц. Об этом утверждали и Платон (и Сократ, в диалогах Платона), и Аристотель, Макиавелли и другие ученные различных областей. Говоря об этом, следует отметить, что способность признавать власть и нести ответственность связана с наличием у таковых людей некого стержня, «основоположений» (по Марку Аврелию Антонину), которым он искренне предан и которыми руководствуется, также определенных врожденных и приобретенных способностей, черт. Также здесь можно указать стремления управленца к справедливости, правильности, однако она понимается по-разному: связывается с жестокостью, порабощением или, наоборот, соотносится со стремлением угождать[8].

Далее следует обратиться к объекту управления. Особенной природой обладают люди как отдельно индивидуумы, так и в совокупности — общество, толпа, масса. Среди всех особенностей следует выделить индивидуальность[9]. Первенство ей отдается, исходя из природы людей — присутствия во всех некой эгоистичности, восприятия мира через себя, понимание его в себе, стремлении сделать благо для себя, а также исходя из современной направленности цивилизации: мода, информация, производство, услуги и другое — все эти блага, в конечном счете, направлены на конкретного человека. Управленец должен видеть людей через их нужды, ценности, опасения, стремления, иными словами увидеть человека через самого человека. Это достаточно сложно, учитывая, что управленец тоже человек и ему как и всем другим присущ внутренний эгоизм и первичное сравнивание людей и их оценка с собой[10].


Управляя, следует понимать, что главное для управленца — это достижение организационных целей, а также то, что зачастую оно мало связано с личными амбициями, стремлениями самого управленца, их он может реализовывать лишь без ущерба основной цели. Далее следует сказать, что достижение организационной цели возможно лишь с привлечение объектов. И здесь вновь следует обратиться к пониманию объекта управления. Во-первых, люди никогда не могут являться собственностью субъекта, во-вторых, подчинить человека невозможно[11]. У всех людей существует воля, проявление которой зачастую связывают с понятием свободы, однако само ее существование признает за человеком право на подчинение лишь собственной воле — внутренним мотивам. Поэтому с людьми возможно лишь сотрудничество, в различном ее понимании, с разной мерой подчиненности и ответственности. Такое представление согласуется с пониманием власти как производной от ответственности. Поэтому обладание властью следует понимать как возможность определять направление, методику и тактику действий, а также оценивать результат «от имени» организации, поскольку каждый участник независимо дает личную оценку происходящему. И, что также важно, что оценивая результат «от имени» организации, управленец опять же должен давать оценку не от своего лица и не связывать ее с личными стремлениями и амбициями[12].

Управленец должен видеть конечную цель и спланировать все этапы
ее достижения. В процессе, безусловно, возможны корректировки следующих шагов, однако первоначальный план должен быть просчитан до конца. Это необходимо для определения издержек (потерь, уступок на определенных этапах), временного интервала и других показателей для четкости в достижении цели[13].

В плане должны быть заложены вероятности и соответственно различные направления последующих действий, то есть план должен быть не линейным, а разветвленным и постоянно корректироваться. Это необходимо в виду того, что люди достаточно непредсказуемые и вариабельно мыслящие[14].

Стремление к тому, чтобы люди все делали самостоятельно. Это
проистекает исходя из природы человеческой, поскольку цели, поставленные самим человеком, достигаются им наиболее эффективно, иными словами управленец должен подвести человека к цели. Это достаточно непросто, исходя из субъективного видения людей, однако существует положение о том, что все явления, предметы в мире многогранны и двойственны, поэтому необходимо подвести человека к той грани, которая необходима. Здесь очень важно не навязать человеку ваше понимание, не подавить в нем его видение, а именно развить его до необходимого, то есть предложенное человеку должно показаться ему естественным[15].


Формы проявления власти зависят от размера группы. Так, в малой группе (до 10 человек), как правило, реализуется харизматическая форма власти, то есть умение влиять на сотрудников организации своими личными, наиболее сильными качествами. В большой организации – численностью от 100 чел. – используется законная власть, когда сотрудник организации повинуется указанию лидера этой организации только потому, что он стоит на более высокой ступени организационной иерархии. В очень больших организациях, когда контроль затруднен, может использовать власть, основанная на вознаграждении[16].

1.2. Виды и баланс власти в менеджменте

Наличие власти или внутренней иерархии отношений между его участниками является одним из его базовых отличительных признаков предприятия. Анализируя природу предприятия, Р. Коуз характеризовал последние как «островки сознательной власти» в мире рыночных отношений[17].

Предприятие представляет собой хозяйственную организацию, объединяющую различных экономических агентов (собственника, менеджера и работника), которые определенным образом взаимодействуют между собой в процессе производства продукции и распределения созданного дохода. Для производственной деятельности предприятия необходимы ресурсы: материальные активы, информация, рабочая сила, которые распределены между его внутренними агентами асимметричным образом.

Взаимодействие между асимметричными сторонами порождает власть[18]. Иначе говоря, в процессе производства и распределения дохода агенты предприятия вступают между собой в отношения власти[19].

Поэтому предприятие можно рассматривать как систему отношений власти между собственниками активов (акционерами), менеджментом и трудовым коллективом.

В качестве источников власти экономических агентов предприятия могут выступать:

  • Собственные ресурсы, которыми обладают экономические агенты (потенциальные участники предприятия) до заключения контракта между собой[20]. Асимметричное распределение этих ресурсов может существовать в различных формах: неравномерность в распределении собственности на капитальные ресурсы; неравная значимость ресурсов, которые контролируют потенциальные агенты предприятия; различная эластичность спроса на труд — с одной стороны, и предложения труда — с другой; монополия со стороны спроса или предложения на те или иные ресурсы. Властная позиция, заданная асимметрией в распределении ресурсов, которыми обладают экономические агенты, проявляется далее как переговорная сила сторон при заключении контракта.
  • Права, закрепленные в правовых институтах и обеспеченные государством. Например, права собственников на участие в управлении предприятием, законодательное резервирование мест в руководящих органах управления предприятием за представителями трудового коллектива, права профсоюзов, гарантии занятости, минимальная величина заработной платы, условия труда[21].
  • Права власти (право контроля, применения санкций), с одной стороны, и обязанности (ответственность) — с другой, которые фиксируются в контракте между агентами предприятия и нормативных документах предприятия[22]. Существо контракта состоит в том, что он устанавливает пределы власти предпринимателя. В этих границах он может управлять остальными факторами производства.
  • Асимметрия информации, а также определенные специфические ресурсы, которые «приобретают» в рамках предприятия его агенты. К последним относятся, например, обладание конфиденциальной коммерческой информацией, специфические навыки и умения, опыт. Обладание специфическими ресурсами может сделать агента как субъектом, так и объектом власти. В ситуации, когда и физический, и человеческий капитал являются специфическими ресурсами (firm-specific), переговорная власть будет нарастать для нанимателей и рабочих[23]. Переговорная власть нанимателя происходит от факта, что умения рабочего являются специфическими для фирмы и, следовательно, не реализуемы на открытом рынке. Переговорная власть рабочего происходит от факта, что его умения являются дорогими, чтобы их заменить.