Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Теоретические аспекты власти в менеджменте).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты власти в менеджменте
1.1. Понятие и виды власти в менеджменте
1.2. Виды и баланс власти в менеджменте
Глава 2. Анализ практических аспектов власти в менеджменте на примере АО «Пит-Стоп»
2.1. Краткая характеристика АО «Пит-Стоп»
Корпоративная культура и этика бизнеса. Влияние корпоративной культуры проявляется в моральном одобрении (признании) разделения власти в рамках предприятия безотносительно (до известных пределов) к формальному распределению прав власти или реальных ресурсов власти[24]. Признание моральных границ власти подразумевает, с одной стороны, воздержание данным агентом от использования ресурсов власти по отношению к другим агентам, а с другой — добровольное подчинение «господину», понимаемое как внутренний долг, и признание морального права власти над собой[25].
Таким образом, каждый участник предприятия обладает собственным потенциалом влияния на партнеров по «коалиции ресурсов». Суть обладания властью состоит в способности (потенциале) данного агента подчинять собственным интересам других агентов предприятия и принуждать нести издержки в свою пользу.
Обладание властью проявляется в том, в какой степени различные агенты участвуют в принятии и реализации управленческих решений, связанных с функционированием и развитием предприятия, выполняют контрольные функции, представлены в органах управления предприятием. Предметом властных воздействий агентов предприятия могут являться трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, реальные активы предприятия. Власть может быть нацелена на определение величины заработной платы, распределение прибыли, непосредственный процесс производства, принуждение к труду, выбор направлений инвестиций.
Властные возможности агентов предприятия зависят не только от распределения ресурсов и прав власти внутри предприятия. Власть каждого агента реализуется в деятельности по контролю и управлению[26]. Следовательно, реальные властные позиции агентов предприятия ограничены также и транзакционными издержками, с которыми сопряжен труд по надзору.
Степень реализации властных позиций агентов предприятия зависит от того, каким образом организованы учет, контроль и управление на предприятии и тем, каковы транзакционные издержки участия в контроле для каждого агента. Каждый участник предприятия (собственник, менеджер, работник) представляет (может представлять) собой коллективный субъект власти, влияние названных агентов, зависит от степени организованности или консолидации каждого множества агентов образующих данный субъект власти[27].
Потенциал власти каждого из коллективных субъектов власти на предприятии прямо пропорционален способности к коллективным и организованным действиям и обратно пропорционален конкуренции внутри указанного множества[28]. В совокупности властные отношения на предприятии между собственниками и менеджментом, менеджментом и работниками, трудовым коллективом и акционерами образуют определенную систему отношений власти.
Данная система власти характеризуется следующими параметрами:
- распределение власти между внутренними агентами предприятия: собственником, менеджментом и трудовым коллективом;
- иерархия власти, которая состоит в вертикальном распределении прав власти и обязанностей и имеет авторитарный характер;
- равновесие власти (баланс сил) — ситуация, когда процесс ее перераспределения закончен и для каждого агента предприятия предельные издержки на прирост власти превысят предельные выгоды, получаемые в его результате[29].
Отношения власти внутри предприятия выступают как совокупность двусторонних отношений, где каждый участник обладает собственным потенциалом влияния на партнера по коалиции ресурсов. В структуре власти отношения между агентами характеризуются наличием явно выраженных доминирующих и подчиненных агентов[30].
Особенностью предприятия как системы власти является центральный агент, занимающий доминирующее положение в иерархии власти и административной структуре предприятия. Поэтому в состав отношений власти внутри предприятия входит сеть двусторонних отношений всех его участников с центральным агентом. В различных ситуациях в качестве центрального агента на предприятии могут выступать либо собственник-аутсайдер (внешние акционеры), либо администрация предприятия, либо трудовой коллектив (по крайней мере, формально в условиях собственности трудового коллектива) [31].
Предприятие представляет собой сложную систему, объединяющую разнообразные производственные, экономические, финансовые и социальные процессы. Для каждой стороны деятельности предприятия существует свое распределение власти, своя иерархия и свое равновесие[32]. Одно дело — управление производственным процессом, где доминирует менеджмент и непосредственная власть собственника или трудового коллектива минимальна, другое дело — распределение прибыли или долгосрочная инвестиционная деятельность, где часто доминирует собственник, третье — социальные гарантии, предоставляемые работникам предприятия, где, как правило, существенно влияние трудового коллектива[33].
Систему власти на предприятии можно рассматривать как своего рода матрицу власти, которая определяет, кто, кого, для выполнения каких целей и в какой мере может принуждать на предприятии.
Согласно стандартной неоклассической модели равновесное распределение доходов внутри фирмы осуществляется по принципу равенства дохода агента и предельной производительности принадлежащего ему фактора производства. Асимметрия в распределении власти на предприятии создает ситуацию, когда у агентов предприятия возникает возможность получить доход, превышающий предельный вклад ресурса в создание дохода предприятия. Данный вид дохода будем характеризовать как внутреннюю ренту предприятия. Присвоение ренты одними участниками предприятия означает, что другие его участники получают доход меньший, чем созданный ими предельный продукт[34].
Таким образом, распределение доходов внутри предприятия является отражением распределения властных позиций на предприятии между различными его агентами[35].
Экономическая деятельность — имеется в виду уровень доходов, объемов производства, занятости и цен — есть функция власти [36]. Формы присвоения рентных доходов варьируют в зависимости от места, занимаемого данным агентом в структуре предприятия и его властных позиций. Собственник может быть получателем ренты за счет установления оплаты наемному персоналу ниже величины создаваемого им предельного продукта или же за счет невыполнения условий контракта[37].
Ренту может присваивать администрация предприятия за счет сокращения доходов собственника или наемного работника. Получателями ренты могут быть также и работники предприятия: заработная плата, не соответствующая качеству и количеству трудовых усилий, воровство. Ресурсы (активы) предприятия могут быть использованы по-разному: потребление или инвестирование; долгосрочные и краткосрочные инвестиции; инвестиции в социальную сферу; техническое развитие или в финансовые активы; увеличение доходов собственника, менеджера или трудового коллектива[38]. Каждый агент имеет собственные цели, отражающие его функцию полезности.
На достижение агентами предприятия своих целей различные варианты распределения ресурсов предприятия влияют по-разному, то есть обладают различной индивидуальной эффективностью для участников предприятия.
Распределение ресурсов предприятия между различными целями отражает распределение власти и ее иерархию внутри предприятия. Целевую функцию (траекторию) предприятия можно рассматривать как вектор, отражающий «вес» каждого из его участников в процессе принятия решений или их властный потенциал. В этом смысле можно согласиться с тезисом о том, что стратегия — это своеобразная карта властной структуры организации.
Если максимизирующие цели участников предприятия связаны преимущественно с максимизацией их доходов, то целевая функция предприятия представляет собой отражение того, на максимизацию чьих доходов направлена деятельность предприятия и в какой мере. В этом смысле можно говорить о доминирующем доходе, по отношению к которому остальные формы доходов, которые могут получить агенты предприятия, выполняют дополнительную или ограничивающую функцию[39].
Господствующая роль данной формы дохода проявляется в том, что величина последнего является неэластичной по отношению к другим формам дохода, а также в том, что к данному уровню доходов «приспосабливаются» остальные формы доходов, получаемые на предприятии. В конечном итоге от того, какие интересы доминируют в структуре власти на предприятии, зависит и модификация целевой функции предприятия: максимизация экономической ренты или же производительности факторов производства (или, по К. Марксу, максимизация абсолютной или относительной прибавочной стоимости).
Выводы
Власть — это реализуемая на практике способность субъекта (социальной группы, организации) к социальному управлению. Власть является неотъемлемым элементом социальных отношений, находясь в потенциальном или проявленном виде.
Организационная власть основывается на позиции в организации. Она может осуществляться посредством вознаграждения и принуждения, власти над ресурсами, власти связей и принятия решений. Власть через принуждение строится на страхе отрицательных результатов своей деятельности. Власть через вознаграждение подразумевает, что подчинение проистекает из ожидания положительных результатов, а вознаграждения используются руководителем как источник власти.
Каждый из источников власти может быть применен в соответствующей ситуации с учетом целей и условий их достижения. Власть принуждения, являясь действенной, не подходит для построения доверительных отношений с подчиненными и не способствует раскрытию их потенциала. В то же время, власть вознаграждения стимулирует инициативу, но лишь до определенного уровня. Данная власть так же легко может быть подорвана в случае неверного распределения наград. Власть над ресурсами является неотъемлемой частью любой руководящей деятельности и будет восприниматься справедливой и действенной, если ресурсы будут распределяться целесообразно. В отличие от формальной власти, личная власть базируется на личностных характеристиках, потому носит добровольный характер. Обладая властью эксперта и примера, менеджер будет способен вдохновлять подчиненных на деятельность, способствуя их эффективной деятельности и приложению максимальных усилий.
Глава 2. Анализ практических аспектов власти в менеджменте на примере АО «Пит-Стоп»
2.1. Краткая характеристика АО «Пит-Стоп»
Акционерное общество «Пит-Стоп» образовано в 2009 г. в целях получения прибыли, а также удовлетворения потребностей населения в услугах общественного питания. Основной вид деятельности ЗАО «ПитСтоп» - предоставление услуг общественного питания через сеть кафе быстрого питания «Помпончик».
Юридический адрес предприятия: 105005, г. Москва, ул. Бауманская, д.43/1,стр. 1, офис 400.
«Помпончик» — это зарегистрированная торговая марка. В планы предприятия входит открытие кафе на всех федеральных трассах в Московской области, и в крупных городах России. В кафе используются только оригинальные рецепты; в каждом кафе ежедневно работает кухня полного цикла.
Миссия компании — возродить качественный советский фаст-фуд.
Для анализа основных экономических показателей деятельности кафе «Помпончик» было исследовано их изменение за 2016-2017 гг. (таблица 1).
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности кафе «Помпончик»
Показатель |
2016 год |
2017 год |
Темп роста,% |
Объем товарооборота, тыс.руб. |
66750 |
71160 |
106,61 |
Численность работающих всего, чел. в том числе рабочие, чел. |
22 18 |
24 20 |
120,00 111,11 |
Среднегодовая выработка, тыс.руб.: одного работающего; одного рабочего |
3034,1 3708,3 |
2965,0 3558,0 |
97,72 95,47 |
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. |
54650 |
55560 |
101,67 |
Затраты на 1 руб. реализации, руб. |
0,82 |
0,78 |
95,12 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. |
12100 |
15600 |
128,93 |
Рентабельность продаж, % |
18,14 |
21,92 |
- |