Файл: Пути и средства преодоления конфликтов между подростками в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПУТИ И СРЕДСТВА ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Сегодняшний уровень развития общества в нашей стране требует гуманизации во всех сферах общественных отношений. Сознательное, гуманное отношение человека к окружающим является существенным компонентом этической, политической и экологической культуры личности, что необходимо для конструктивного решения глобальных проблем мировой цивилизации. Добрые отношения между людьми предопределяют также индивидуальное счастье самой личности, выявление и реализацию ее возможностей.
Особая роль в процессе гуманизации человека принадлежит общеобразовательной школе, поскольку на нее возложена задача воспитания будущего поколения на гуманистических началах. Педагогические коллективы сталкиваются в воспитательной работе со многими трудностями. Это и обесценивание нравственных принципов, и недостаток внимания к молодежным проблемам, и низкий жизненный уровень отдельных слоев населения, и односторонняя социальная ориентация подрастающего поколения на потребительство, а не на духовные ценности, и недостаточная гуманитаризация учебного процесса, и низкий уровень педагогической культуры части учителей.
Результатом всего этого является негативное отношение некоторой части молодежи к окружающим, что выражается в пренебрежении к чужому достоинству, грубости, жестокости, конфликтах, нередко приводящих к преступлению.
Перед педагогической наукой стоит задача интенсификации исследования условий, методов, механизмов формирования высоконравственной, гуманной личности. Необходимость этого особенно ощущается сегодня, когда возросли психические нагрузки на человека и ему становится трудно управлять своими взаимоотношениями с окружающими.
Поэтому не случайно, что проблема нравственного развития и отклонений от него, а также взаимоотношений и конфликтов явилась предметом глубокого изучения для многих педагогов и психологов.
Как показывают данные многочисленных исследований и практика воспитания, сензитивный период развития личности приходится на переходный возраст. Это пора созревания, интенсивного проявления социальных потребностей. Часто за стремлением подростка изменить свое положение в классе, в системе отношений между людьми следуют конфликты со сверстниками и старшими.
В последнее время проблемам конфликта было посвящено множество исследований. Они касаются конфликтов на производстве, в семье, между педагогами и учениками и т.д. В то же время надо отметить, что конфликты между подростками изучены мало. На какой почве возникают эти конфликты, какого рода воспитательно-профилактическая работа необходима для их предотвращения? Такие вопросы требуют специального исследования, что и предпринято нами в данной работе.
Объект исследования - процесс нравственного формирования подрастающего поколения.
Предмет исследования - взаимоотношения подростков.
Цель исследования - поиск путей профилактики конфликтов между подростками.
Гипотеза исследования. Работа общеобразовательной школы по преодолению подростковых конфликтов результативна, если с учащимися проводится целенаправленная превентивная работа, содержание которой определяется развитием у подростков нравственного сознания и гуманистического самосознания, освоением культуры межчеловеческих отношений и актуализацией эмпатийных процессов; проводится психолого-педагогическое обучение, направленное на формирование коммуникативных способностей и специальных навыков, необходимых для решения конфликтов (идентификация проблемы, анализ ситуации, планирование действия и т.д.).
Задачи исследования:
1. Установление причин межподростковых конфликтов.
2. Разработка методики предупреждения и преодоления таких конфликтов.
Методы исследования:
1. Анализ специальной литературы.
2. Опытно-экспериментальная работа.
3. Изучение школьной документации.
4. Беседы с подростками, педагогами, родителями.
Методологическую основу диссертации составляет диалектико-материалистический подход к пониманию человека, его сущности, роли среды в его становлении, учение гуманистической психологии о личности. Исходными позициями для исследования явились также основополагающие положения общечеловеческой этики.
Научная новизна работы заключается в том, что установлены причины межподростковых конфликтов, определены возможности общеобразовательной школы по предотвращению и преодолению конфликтов между подростками; охарактеризованы формы превентивной работы; раскрыто и обосновано содержание воспитательной работы школы с подростками, способствующей освоению ими способов взаимоотношений, основанных на диалоге (разбор ситуаций, разыгрывание ролей, "круглый стол", "часы откровений", памятки для подростков и т.п.).
Практическое значение работы заключается в разработке рекомендаций по профилактике и преодолению межподростковых конфликтов. Выявленные в процессе исследования конкретные пути и способы регулирования отношений между подростками окажутся полезными не только для педагогов общеобразовательных школ и различного типа воспитательных учреждений но и для родителей. Материалы диссертации можно использовать также в ИУУ для переподготовки учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и выводы диссертации были доложены на конференции молодых ученых и аспирантов в Научно-исследовательском институте педагогических наук им. Я.С. Гогебашвили (1987-1990 гг.). Материалы исследования нашли отражение в лекциях, прочитанных в Тбилисском институте усовершенствования учителей для педагогов-организаторов и инспекторов по делам несовершеннолетних (1987-1990 гг.), в докладах на республиканском совещании-семинаре школьных организаторов (г. Батуми, 1988 г.) и на районной родительской конференции (1988-1989 гг.).
Практически результаты исследования были реализованы в школах № 51 и 53 г. Тбилиси.
Структура работы. Диссертация состоит из вступления, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы
Во вступлении обоснована актуальность темы, определены цель, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, раскрыто его теоретическое и практическое значение.
Первая глава - "Проблемы межподростковых конфликтов: теории ипрактика воспитания" - включает два параграфа.
В первом параграфе - "Проблема межподросткового конфликта в специальной литературе" - дан анализ работ отечественных и зарубежных ученых, тематически связанных с вопросами нашего исследования.
Это вопросы теории и методики нравственного формирования учащихся, содержание и организация гуманного отношения к людям, общение подростков, перевоспитание трудновоспитуемых детей, сущность, условия возникновения, мотивы конфликтов и др.
В поисках путей и средств нравственного развития учащихся мы обращались к трудам Ю.П. Аварова, О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, З.И. Васильевой, В.В. Гагуа, М.Р. Догонадзе, А.В. Зосимовского, Г.Д. Иванишвили, Т.Е. Конниковой, И.С. Марьенко, Л.К. Новиковой, Л.И. Рувинского, Н.В. Рогова, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Филонова, И.Ф. Харламова, В.Э. Чудновского и других.
При изучении функциональной структуры гуманного отношения человека к человеку и определении особенностей формирования гуманистического сознания учащихся мы обращались к результатам исследований Б.Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, К.В. Гавриловец, Е.И. Кульчицкой А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, П.М. Якоб-сона и других.
Много интересных исследований посвящено общению как важнейшему фактору формирования личности. Это труды А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Г.А. Ковалева, Я.Л. Коломинского, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской, А.В. Петровского, Т.С. Яценко и других. Из них особенный интерес для нас представляли те труды, в которых рассматриваются три важных аспекта изучения общения: его исследование в педагогическом плане как фактора развития личности, особенности общения в подсистемах школа, семья и разработка тренинговой техники, повышающей коммуникативную культуру человека.
Поскольку конфликтное поведение в первую очередь отмечается у трудновоспитуемых, для нас было обязательным предусмотреть особенности этой категории учащихся. В разработке оптимальной системы работы с ними опорой для нас явились исследования М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Н.Н. Верцинской, Л.М. Зюбина, А.И. Кочетова, М.Г. Колбая, В.А. Крутецкого, А.С. Макаренко, H.Г. Маградзе, И.А. Невского, Д.И. Фельдштейна и других.
Исследователи, работающие над проблемами трудновоспитуемости, отмечают осложнение положения в переходном возрасте, выделяют характерные черты трудных подростков (неопределенность будущего, центрированность на себе, раздражительность и т.д.); подчеркивают значение нормализации взаимоотношений с ними, включения самих подростков в процесс перевоспитания, коррекционной работы с детьми и их родителями.
Межличностные и межгрупповые отношения исследуется различными науками. Конфликты, возникающие на уровне организации, изучаются социологией, меж- и внутригрупповые конфликты - социальной психологией, влияние конфликта на поведение личности - психологией. Типы конфликтов, причины и динамика их развития, способы разрешения и другие вопросы, связанные с конфликтами, основательно изучены и проанализированы А.Т. Алексеевой, Ф.М. Бородкиным, А.В. Зосимовским, В.В. Мироненко, Э.А. Орловой, Л.А. Петровской, Г.Л. Смолиным, В.О. Урамовым и другими. Хорошо известны такие зарубежные исследователи конфликтов, как И. Доич, Г. Зиммель, Л. Козер, Т. Парсонс и другие. Интересные связи между коммуникацией и конфликтом обрисовывает схема, которая базируется на исследовании С.М. Ретцингер:
КОММУНИКАЦИЯ И КОНФЛИКТ
Активная и пассивная коммуникация |
Неодобрение Неуважение Неотзывчивость |
Униженность |
Союз |
Признание Уважение |
Умение слышать другого человека |
Самоуважение |