Файл: Пути и средства преодоления конфликтов между подростками в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сопротивление Оппозиция |
Непризнание Неуважение |
Озлобленность Агрессивность |
Чувство уни- женности Стыд |
Чувство уни- женности Стыд |
Озлобленность Агрессивность |
Переговоры Сотрудничество |
Договоренность Соглашение |
Одобрение Уважение Отзывчивость |
| | | | | | | | | | |||
| | | | | | |||||||
| |
| | |||||||||
| | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | |||||
| | | | | | | | |||||
| | | | |||||||||
| | | | | | | ||||||
| | | | | ||||||||
| | | | | | |
Ocобо выделим труды, касающиеся конфликтов в условиях школы, конфликтного поведения подростков, его причин, индивидуального подхода при разрешении конфликтных ситуаций, актуализации мотивов морального развития в конфликте, особенностей конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в зависимости от уровня притязаний и самооценки учащихся, средств преодоления конфликтов (Л.И. Воробьева, И.М. Вереникина, B.C. Волков, Т.В. Драгунова, Л.В. Копеел, В.Г. Степанов, И.Г. Шендрик, Е.А. Шумилин, Е.К. Ховенмей и др.).
Эти исследования - в основном психологического характера. Содержащиеся в них положения и выводы помогут в работе всем, кто имеет дело с проблемами подростковых конфликтов.
Вместе с тем надо отметить, что еще требуют разработки педагогические аспекты конфликтологии - конкретные методические средства как коррекционного воздействия, так и коммуникативного обучения. Практики ждут от ученых-педагогов рекомендаций по превентивной paботе и преодолению сложных ситуаций, чтобы повысить конструктивные последствия конфликта и снизить его деструктивные тенденции.
Во втором параграфе первой главы - "Проблема подростковых конфликтов в практике воспитания" - дана характеристика отношений нынешних подростков, описаны типичные конфликтные ситуации, выделены основные причины и условия, способствующие межподростковым конфликтам.
Как показывают наблюдения за жизнью подростков, конфликты часто перерастают в правонарушения. Об этом свидетельствуют нашумевшие стычки между подростками из разных школ, дворов, или же городских районов, вообще - образ жизни и нравы подростков, тяготеющих к "металистам", "рокерам", "панкам" и тому подобным неформальным группировкам.
Учет органами внутренних дел республики несовершеннолетних правонарушителей показывает, что в последние годы налицо pост преступности несовершеннолетних, в том числе умышленные убийства, попытки убийства, умышленные телесные повреждения, кражи имущества, вымогательство и т.д.
Происходящие в стране социально-политические процессы сопряжены с обострившимся нервным и психическим напряжением людей, с их тревожностью. В первую очередь это относится к неокрепшим физически и духовно подросткам. Почти у половины несовершеннолетних преступников отмечаются различного рода психоневрологические отклонения. Следует принять во внимание и возрастные особенности подростков: обостренное стремление к свободе, независимости, престижности, желание выделиться. Для их удовлетворения создались новые, не всегда благоприятные условия. Многолетняя атеистическая пропаганда дала свои результаты: сместились вековечные нравственные ценности, появилась потребность в иных, иногда извращенных идеалах и нормах. Такие "идеалы" подросток без труда находит как в кинофильмах, где превалируют эпизоды насилия из жизни суперменов, так и в реальной жизни, где человеколюбие и милосердие являются дефицитом. Все это создает своеобразный фон для порождения конфликтов и перерастания их в правонарушения.
Каково же положение в этом отношении в нашем экспериментальном классе и в наших базовых школах? С целью выяснения этого учащимся была роздана анкета с вопросами примерно такого содержания:
- Случались ли у тебя конфликты со сверстниками? Если да, то на какой почве?
- С кем у тебя чаще происходят конфликты - с девочками или с мальчиками?
- Как находите выход из конфликтной ситуации?
- Что по-твоему, нужно сделать, чтобы избежать конфликтов? – и т.п.
Опрос учащихся показал, что не все из них воспринимают конфликт как нечто отрицательное. С точки зрения одних, конфликты и столкновения делают жизнь интереснее и разнообразнее; другие считают, что они помогают понять характеры близких людей, сверстников и т.д. Такое отношение к конфликтной ситуации подтвердили и специальные исследования, проведенные нами с тремя различными категориями подростков: а) учениками положительного поведения, б) группой трудных подростков и в) правонарушителями. Результаты изложены в таблице I:
Таблица 1
Отношение подростка к конфликтам
Категория опрашиваемых | Положительная оценка | Отрицательная оценка | Оставлено без ответа |
1. Положительного поведения | 17% | 80% | 3% |
2.Трудновоспитуемые | 85% | 15% | - |
3.Правонарушители | 88% | 2% | 10% |
Материалы опроса и анализ зарегистрированных нами в школе конфликтов показывают, что в жизни подростков стали обычным явлением физические и словесные оскорбления друг друга, употребление нецензурных слов (даже представительницами "прекрасного пола"), издевательство над человеком, зависть (к успехам товарища, его материальному благосостоянию), эгоизм и т.д.
Желание защитить личное достоинство, борьба за лидерство, самоутверждение в классе, привлечение к ceбe внимания при помощи силы, а то и чувство мести часто толкают на конфликты со сверстниками. Такие подростки не считают нужным уступать и прощать друг другу промахи, так как не имеют верного представления о добре и справедливости, мужестве и самолюбии. Основываясь на материалах исследования можно прийти к заключению, что существенным фактором межподростковых столкновений является неудовлетворенность их материальных и духовных запросов, запретов чего-то, входящего в сферу интересов личности, утрата авторитета, привилегий и др.
Что же делают семья и школа для нормализации подростковых взаимоотношений, для формирования между ними нравственных отношений?
Как показало изучение жизни и поведения трудных детей, семья и школа не всегда оказывают им должную помощь, порой, наоборот, сами они становятся источником обострений. Это относится к семьям с неупорядоченными взаимоотношениями родителей, являющимися для детей отрицательным примером. Формированию эгоистичной и агрессивной личности также способствует неверная воспитательная позиция родителей. Школа, обладающая педагогическим опытом, системой средств воздействия и контроля, призвана формировать у учащихся устойчивые нравственные ориентации, создавать условия для гуманных взаимоотношений между детьми. Однако данная задача не всегда решается ею положительно. Скудность материально-технической базы, занятия в две смены, переполненные классы, раздутые учебные программы, низкий уровень психологической службы, неподготовленность части педагогов к соответствующей деятельности и другие причины мешают планомерной нравственно-воспитательной работе с учащимися. У ребят нет педагогических и психологических условий для духовного роста, реализации своих потребностей и устремлений, самовыражения и искреннего обмена мнениями. Разве авторитарная атмосфера школы всегда дает подросткам возможность высказать свою точку зрения, проявить свое отношение к тому или иному событию, спорить во имя утверждения истины? Разве кто-нибудь учит их пониманию мотивов поступка другого человека ( или хотя бы их собственного), управлению своим поведением и взаимоотношениями? Взрослые не оказывают помощи в овладении умениями расслабиться психологически, снять стрессовое состояние, освободиться от отрицательных эмоций, действовать в напряженной ситуации. Специальные знания и навыки позволили бы подростку избежать конфликтов или находить правильный выход из конфликтной ситуации.
Отмеченные выше пробелы в педагогической практике были приняты нами во внимание при составлении рабочей гипотезы, содержание которой раскрыто во вступлении.
Глава вторая - "Предотвращение подростковых конфликтов и пути их преодоления" - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе - "Содержание и организация экспериментальной работы" - описана опытно-экспериментальная работа, которая проводилась по двум основным направлениям: а) общая нравственно-воспитательная работа, ставящая перед собой целью усвоение подростками нравственных ценностей и этических отношений и б) специальная работа по обучению подростков умениям предотвращения и преодоления конфликтов.
Опытная работа, согласно рабочей гипотезе, проводилась в течение четырех лет в YI-IX классах тбилисской 51-й средней школы им. Г. Табидзе.
Нравственное развитие личности в значительной степени обусловлено познанием канонов нравственности, самого себя и способов управления своими поступками. Вооруженность учащихся такими знаниями достигалась целенаправленно и планомерно.
У подростков вырабатывалось положительное отношение к нравственным ценностям, им разъяснялось значение взаимоотношений между людьми для нормальной деятельности, жизни в обществе, личного счастья.
Усвоение нравственных норм протекало в учебном процессе, углубленное изучение продолжалось во внеучебное время. Ни один факт из жизни школы, класса не оставался без реагирования.
Детям оказывалась помощь в осознании своего "Я" своих интересов, возможностей, собственных слабых и сильных сторон, в осмыслении причин своих недостатков и достижений, в выяснении мнений окружающих людей о себе и основы данных оценок, в понимании мотивов поступков других людей, в регулировании отношений со сверстниками, в овладении приемами самоконтроля и т.д.
Работа проводилась со всем классом, но небольшими группами и индивидуально Это были беседы-консультации по вопросам самоанализа и самосовершенствования, которые протекали при активном участии самих учащихся. Чем старше становились наши ученики, тем больше отдавалось преимущество индивидуальным беседам-консультациям, советам-объяснениям, так как нами принималось во внимание характерное для переходного возраста болезненное самолюбие.
В этом возрасте часты конфликты учеников как с учителями, так и со сверстниками. Мы устраивали "разборы дел", где совместно обсуждали, какие последствия могут вызвать поступки учащихся для окружающих, для них самих, какое поведение более приемлемо и как оно должно осуществляться, как побороть подростку актуальные потребности.
Передаваемые ученикам знания не ограничивались лишь нравственной сферой, а содержали и вопросы психологии, и самовоспитания личности. Для руководства нами был разработан курс, который условно назывался "Познай человека". В усвоении этих знаний и в самовоспитании определенную помощь ученикам оказывали предназначенные для них и специально разработанные памятки "Советы подросткам".
Из комплекса использованных нами средств по предотвращению и преодолению межподростковых конфликтов особенно популярными среди детей были: "Часы откровения", "Совет справедливых", "Клуб интересных встреч", киноклуб "Подросток и нравственность", рубрика школьных радиопередач "Азбука нравственности", "круглый стол", клубы для мальчиков и девочек, анализ конфликтных ситуаций и разыгрывание ролей.