Файл: Пути и средства преодоления конфликтов между подростками в общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кратко остановимся на некоторых из них.

Школьным радиоузлом под рубрикой "Азбука нравственности" были проведены диспуты на следующие темы: "Что такое справедливость", "Что означает демократия", "Сила кулака или компромисс", "Будем учиться диалогу", "Познаем самих себя", "Не делай другому того, чего бы ты не пожелал себе" и др. Поскольку у подростков не так уж редко имеются ложные представления о мужестве, дружбе, любви, добре и чести, этим вопросам были посвящены специальные выпуски. Беседы заканчивались нравственно-проблемными задачами, на которые должны были найти ответы ученики. Радиопочту учащееся анализировали совместно со взрослыми.

Случаи происшедших в отдельных классах, школе или микрорайонe конфликтов рассматривались на "Совете справедливых" или за "круглым столом".

В процессе урегулирования отношений между участниками конфликта особое внимание уделялось нормализации их эмоционального состояния, установлению причины конфликта, выяснению позиций конфликтующих сторон, диалогу сторон и примирению. Обоснованными, аргументированными обсуждениями ребят подводили к правильному решению.

Каждый четверг после уроков в экспериментальном классе устраивался "Час откровений", где ребята рассуждали о делах класса, делились друг с другом проблемами. Для того чтобы подростки глубже заглянули в себя, разобрались а своих поступках, использовались различного рода тесты, анкеты. Для трудных, конфликтующих учеников, к примеру, был проведен следующий опрос:

Ты в чем-то провинился. С твоей точки зрения, -

1. Как это воспримут окружающие - родители, родственники, друзья, одноклассники (им станет стыдно за тебя, они пожалеют тебя из-зa ожидающего наказания, останутся равнодушными)?

2. Как ты сам воспринимаешь свой поступок (тебе стыдно, мучит совесть, чувствуешь себя оскорбленным, равнодушен)?

3. Назови лиц (родственников, друзей, учителей), перед которыми тебе будет стыдно зa свой поступок.

4. Как ты отнесешься к примененной в отношении тe6я мере наказания (как к слишком строгой, мягкой, справедливой)?

5. Как ты расцениваешь себя в сравнении со сверстниками (считаешь себя лучше, хуже, таким, как все)?

Особое место в нашей работе было уделено активным методам воспитания, каковыми являются игры с распределением ролей по предварительно paзpaбoтанному сценарию. В них были отражены знакомые подросткам жизненные конфликтные ситуации.


Игра с распределением ролей плодотворна в случаях, когда в группе наблюдается тенденция некоторых членов избегать обсуждения реальных проблем, стремление к абстрактному обсуждению, когда они испытывают недоверие к собеседнику, думая, что у них хотят что-то выведать. Беседа с ними связана с определенными сложностями, обусловленными тем, что такие подростки внутренне не воспринимают рекомендаций и советов. Игру с распределением ролей мы считаем полезной и тогда, когда отдельным ее участникам трудно выразить в словах ту или иную проблему или собственные ощущения. Игра дает подростку возможность поупражняться в этом. В то же время члены группы, в присутствии которых происходит игра, видят в этом пример, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Во время игр ребятам предлагались темы: "Трудный разговор", "Просьба", "Требование", "Примирение", "Обида", "Недовольство", "Сожаление", "Сочувствие" и т.д.

После игр мы сообща обсуждали увиденное и услышанное, рассуждали о том, какие рациональные и эмоциональные задачи стояли перед тем или иным исполнителем и насколько адекватными средствами он их решал, какие эмоции вызвал у партнера, насколько соответствовали полученные результаты поставленным задачам и ожидаемому эффекту как с рациональной, так и с эмоциональной точек зрения.

После этого мы разыгрывали сложные ситуации, в которых практически могли участвовать несколько человек. Были написаны сценарии ситуаций, которые обрывались в кульминационный момент. После распределения ролей учащиеся должны были сами искать пути преодоления ситуации (иногда с нашей помощью). Таким образом ребята учились путям выхода из сложных ситуаций, останавливали свой выбор на нравственно оправданном поведении и обращении с другими людьми.

Во втором параграфе второй главы -  "Результаты эксперимента и их анализ" - приведены результаты опытно-экспериментальной работы.

Для того чтобы ясно представить эффективность проведенной работы, следует отметить, что при подборе экспериментального класса мы руководствовались уровнем развития внутриклассных взаимоотношений. В данном классе атмосфера характеризовалась напряженностью, конфликтностью.

В первый год проведения эксперимента в классе имели место 37 конфликтов, 12 из них были зарегистрированы среди девочек.

На второй год эксперимента число конфликтов было снижено до 12. Они возникали в основном из-за нетактичного вмешательства родителей во взаимоотношения ребят. В связи с этим с ними была проведена специальная работа.



В последний год опытной работы был отмечен всего один конфликт среди девочек, в основе которого лежала учебная оценка и зависть по этому поводу.

Наша деятельность в экспериментальном классе не протекала изолированно, она распространялась за его пределы. Так, например, работа радиоузла, школьных клубов и т.п. охватывала учащихся и других классов. Поэтому взаимоотношения между подростками улучшились во всей школе (См. таблицу 2).

Таблица 2

Динамика конфликтов между учащимися в школе

Годы

Количество конфликтов

Последствия конфликтов

Всего

Девочки

Мальчики

I987-88

102

18

84

Тяжелые

1988-89

41

11

30

Средней тяжести

1989-90

11

2

9

Незначительные

Как видно из приведенной таблицы, если в 1987-88 учебном году в школе насчитывалось 102 конфликта, то в 1988-89 году произошел 41 конфликт, в том числе 11 между девочками, 30 между мальчиками. По своему характеру они были не тяжелыми (не было телесных повреждений), драки отмечались в 7 случаях.

В 1989-90 учебном году в школе произошло 11 конфликтов. Из них 2 - между девочками, 9 - между мальчиками. Изменился характер конфликтов, имела место лишь одна драка.

О результативности проведенной работы свидетельствуют материалы "Совета справедливости" и "круглого стола". Их анализ показывает, что подростки научились:

1. Идентификации проблемы конфликта.

2. Анализу ситуации, оценке и определению приоритетов.

3. Мыслительной атаке.

4. Идентификации критических факторов успеха.

5. Выбору и выделению целей, составлению плана действий и др.

Все перечисленные умения обязательны для решения проблемы преодоления конфликтов.

Интересна взаимооценка участников конфликта в ситуации противостояния и после его преодоления. Картина резко изменилась от отрицательной оценки личностных качеств бывшего противника к объективно-положительной.


Резюмируя итоги опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что учащиеся экспериментального класса стали более уступчивыми, покладистыми, доброжелательными, терпимыми. Стихийные выяснения отношений - так называемый "разбор дел" - среди подростков стали заканчиваться примирением противостоящих сторон. В классе установилась атмосфера сотрудничества, стали учитываться различные мнения, взаимоотношения приобрели деловой характер, подростки старались оценивать и обсуждать как собственное поведение, так и поступки других на основе нравственных критериев.

Таковы результаты опытно-экспериментальной работы, основные количественные и качественные показатели проведенного исследования.

В конце диссертации содержатся выводы и рекомендации, вытекающие из содержания работы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. К вопросу о конфликтах среди подростков. - Материалы ХХХШ конференции аспирантов и молодых ученых. Тбилиси, 1987.

2. Некоторые причины конфликтов среди подростков. - Сакартвелос кали (Женщина Грузии), 1988, II.

3. На родительском собрании. - Скола да цховреба (Школа и жизнь), 1986, I.

4. Подростки о конфликтах со сверстниками. - Материалы ХХХШ конференции аспирантов и молодых ученых. Тбилиси, 1990.

5. К вопросу о преодолении конфликтов среди подростков. – Скола да цховреба  (Школа и жизнь), в печати.

Вернуться к списку