Файл: Организация научного исследования в вузе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первоначальная интерпретация, как правило, связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

В задачи интерпретации входят: выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться “вектору” инерции, пойти по привычному пути.

Необходимыми этапами созревания работы являются ее апробация и внедрение в педагогическую практику.

Надежная апробация исследования – одно из условий его корректности, состоятельности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Слово “апробация” латинского происхождения и дословно означает “одобрение, утверждение, установление качеств”. В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации).

Основными формами информации о ходе и итогах научного поиска являются выступления исследователя с лекциями, научными сообщениями. Непосредственный контакт с массовой аудиторией позволяет ему облечь свои выводы в наиболее доступную и убедительную форму, показать их практическую значимость путем показных и инструктивных занятий и т.п. Одновременно анализируется реакция слушателей,
проверяются и уточняются выдвинутые положения, сделанные выводы.

Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научные практические и методические конференции, дискуссии, творческие диспуты и другие формы обсуждения проблемы исследования или смежных с ней тем. В ходе этих мероприятий демонстрируются, иллюстрируются, разъясняются материалы, раскрывающие суть предлагаемых новинок и показывающие их преимущества перед привычным, давно используемым. В результате исследователь обретает еще большую уверенность в силах, стремится активнее продолжать работу, внедрять научные результаты в жизнь.


  1. Какие этапы предусматривает процесс внедрения результатов исследования в педагогическую практику?

Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на следующие этапы:

– ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;

– формирование положительного отношения, интереса к ним;
– практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения;

– предъявление этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.

Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования и организацию их внедрения в массовую практику.

Ознакомление общественности с материалами исследования - половина дела. После того как уяснена суть выводов и рекомендаций, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенного, нового. Для этого используются показные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п. Большую помощь в этом оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации и так далее.

После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций, к соответствующим руководителям образовательного процесса предъявляются требования активного применения нововведений, внедрения их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль.

Внедрение нового всегда связано с преодолением косности мышления, возникающих трудностей. При этом возможны ошибки и просчеты, организационные неурядицы, способные поколебать намерения исполнителя, внедрить предложенные ему рекомендации в жизнь: он может занять выжидательную позицию или отказаться от них. Своевременная квалифицированная помощь такому человеку крайне необходима. Она позволяет не только правильно проанализировать его практическую работу, но и еще раз проверить, уточнить выводы исследования.




  1. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?

Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть путем последовательного описания, воспроизводящего весь ход исследования. Изложение подчиняется иным, нежели само исследование, законам и обладает собственной логикой, вытекающей из содержания и логики исследования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать научную работу (доклад, статью, отчет, курсовую работу, дипломный проект, диссертацию и т. п.), он уже знает результат, и этот результат, так или иначе, определяет способ изложения. Поэтому научное изложение, логика которого воспроизводит логику поиска от полученных результатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали этого поиска. В нем как бы высвечивается самое существенное для понимания процесса и результатов поиска.

При изложении результатов научного исследования можно начать с теоретических исходных положений (постулатов, исходных единиц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на описание хода исследования, а прежде всего на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Как правило, выделяют три основных методических варианта изложения содержания научной работы:

-воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

-воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

-теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

Единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каждый исследователь ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привлекательные способы изложения результатов своих изысканий.

Любая работа научного характера условно подразделяется на три основных части – вводную, основную и заключительную. Как правило, структура большинства научно-учебных работ аспирантов композиционно состоит из перечисленных ниже компонентов:

титульный лист

оглавление

введение

основная часть

заключение

списк использованных литературных источников.

  1. Напишите эссе на тему: «По каким критериям я выбираю тему магистерской работы», объем 0,5-1 страница текста А 4.


Магистерская диссертация — это вид ВКР, который должен доказать наличие у студента профессиональных знаний в рамках выбранной специальности и его готовность к дальнейшей научной деятельности.


Исходя из этого, тема исследования магистерской диссертации должна:

быть актуальной (отражать современные тенденции отрасли);

содержать научную новизну (решать перспективную научную проблему);

иметь теоретическую и практическую значимость (содержать не только научный, но и прикладной аспект). Перед тем, как определиться с темой диссертации в магистратуре, очень важно правильно выбрать научного руководителя.

Важно не только выбрать сферу исследования и тему для магистратуры, но и подобрать грамотную формулировку. Как сформулировать тему магистерской диссертации подскажет научный руководитель: ведь она должна звучать убедительно для членов комиссии и рецензента. Так же нужно вспомнить свои прошлые учебные работы и подумать, какую из них хотела бы продолжить на более глубоком уровне. И самый важный пункт: тема должна быть интересна самому магистранту, иначе он не сможет плодотворно работать над ней. В общем к подбору темы для магистерской работы, я подхожу очень ответственно и сознательно. Это интересный и важный вид деятельности для каждого магистранта.

Литература:


  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф.Ануфриев. – М. : Ось-89, 2004. – 112 с.

  2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования : учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова, А.В.Губанов ; научн. ред. Б.С.Волков. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.

  3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. – Минск, 1998. ‑ 272 с.

  4. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / Игорь Николаевич Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2006. – 460 с.

  5. Куликов Л. В. Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб. : Наука, 1994. – 145 с.

  6. Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. проф. К.П. Власова.—Х. : Изд-во «Гуманитарный центр», 2002. – 256 с.

  7. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. — СПб. : Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

  8. Подольская Е. А. Практикум по логике и методологии научного познания / Е.А.Подольская, О.Н.Куликова. ‑ X. : Изд-во НфаУ, 2000. ‑ 52 с.

  9. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : учебное пособие / Р.А.Сабитов. – Челябинск : Челяб. гос.ун-т., 2002. – 138 с.

  10. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учеб.-методич. пособ. / Умберто Эко ; пер. с ит. Е. Костюкович. – М. : Университет, 2003. – 240 с.

Практическое занятие 5-6.

Тема: Использование теоретических и сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования при написании магистерской диссертации.

1. Сформировать у студентов знания о теоретических методах и правилах их применения в магистерской диссертации.

2. Актуализировать у студентов знания о сравнительно-исторических методах психолого-педагогического исследования.

3. Создать условия для формирования навыков применения теоретических и сравнительно-исторических методов в научном исследовании.
1. Вопросы для самоподготовки: