ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ. Часть 1. (до 1917 века)
2. Древнерусское государство (Древняя Русь)
8. Борьба Руси с нашествием монголов в XIII в.
9. Московское княжество в XIV веке.
Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
12. Россия на рубеже XVI–XVII веков. «Смутное время»
15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
18. Внешняя политика России во 2–й половине ХVIII века при Екатерине II и Павле I
Отмена крепостного права в России в 1861 г.
Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
Историки называют общественный строй, созданный Сталиным, «государственным социализмом». Социализм – так как произошло обобществление производства, ликвидация частной собственности и «эксплуататорских» классов. Государственный – так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись не народом, а партийно-государственным аппаратом и лично вождём – И. В. Сталиным.
Признаки тоталитарного режима – системы мобилизационного типа в СССР. Тоталитарный режим – государственная власть, которая осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества. Тоталитарный режим называют также общественной системой мобилизационного типа.
Её политическую основу составляли:
1. Господство однопартийной политической системы в лице ВКП(б).
2. Единая официальная идеология (коммунизм).
3. Система тотального контроля.
4. Культ харизматического вождя (И. В. Сталина).
5. Мощный репрессивный аппарат, массовый террор против оппозиции, целых классов, народов.
6. Сращивание партийного и государственного аппаратов.
7. Создание системы огосударствленных массовых организаций, вовлечение всех слоёв населения в идеологические организации (пионерия, комсомол, партия), обязательное участия граждан в делах режима, невозможность оставаться в стороне.
8. Унификация всей политической и общественной жизни.
9. Государственный контроль над средствами массовой информации, государственная монополия на СМИ.
Её экономическую основу составляли:
1. Руководство экономикой через бюрократический аппарат.
2. Полное подчинение производителя государству.
3. Ликвидация свободы труда, внеэкономическое принуждение.
4. Присвоение государством средств производства и рабочей силы.
5. Государственное регулирование рабочего дня и заработной платы.
6. Запрет забастовок.
7. Экономическая автаркия.
8. Милитаризация экономики и труда.
9. Государственное регулирование имущественных отношений.
В сфере духовной жизни происходило:
1. Огосударствление партийной идеологии и символики.
2. Изъятие и уничтожение «вредной» литературы, не укладывающейся в идеологические рамки правящего режима.
3. Разветвлённый аппарат обработки общественного сознания.
4. Идеологизация системы образования, начиная от детских садов.
5. Унификация и стандартизация духовной жизни.
6. Создание творческих союзов интеллигенции, обслуживающих правящую партию.
53. Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.
Культура русского зарубежья
В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
«Культурная революция» в 1920-е гг.
Культурная революция – совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществлённых в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».
Цели культурной революции.
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят декрет Совнаркома «О ликвидации неграмотности». В 1923 г. учреждено общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. Открылись тысячи изб-читален, где обучались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.
Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. Под руководством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии, разведка нефти между Волгой и Уралом. Академик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Дальнем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ракетной техники сделали
К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáндер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основоположник самолётостроения Н.Е. Жуковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов).
Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли.
В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв. Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.
В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит, осуществлявший контроль за «враждебными выпадами» против политики правящей партии. Затем создан Главрепетком – комитет по контролю репертуаров театров.
В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух «философских пароходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных видных учёных и деятелей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Сорокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).
В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «антисоветских и антихудожественных книг». В их число попали даже произведения античного философа Платона и Л.Н. Толстого. К сер. 1920-х гг. были закрыты частные книгоиздательства и журналы.
Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции.ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безоговорочно преданной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и университеты (к 1927 г. – 148, в дореволюционное время – 95). Например, в 1918 г. был открыт политехнический институт в Иваново-Вознесенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие факультеты
(рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей среднего образования. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов. Выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских «социально чуждых» слоёв доступ к высшему образованию был затруднён.
Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.
Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней (1-я ступень – четыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры административного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориентированы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обществоведение.
Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать церковные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между «староцерковниками» (патриарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, патриаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митрополит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.