Файл: Тема Восточные славяне.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Историки называют общест­вен­ный строй, созданный Сталиным, «государственным социализмом». Социализм – так как произошло обобществление произ­водства, ликвидация част­ной соб­ст­венности и «эксплуататорских» классов. Государственный – так как обобществле­ние было не реальным, а иллюзорным: функ­ции по распо­ряжению собст­венностью и политическая власть осущест­влялись не народом, а партийно-государст­венным аппаратом и лично вождём – И. В. Ста­ли­ным.

Признаки тоталитарного режима – системы мобилизационного типа в СССР. Тоталитарный режим – государственная власть, которая осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества. Тоталитарный режим называют также общественной системой мобилизационного типа.

Её политическую основу составляли:

1. Господство однопартийной политической системы в лице ВКП(б).

2. Единая официальная идеология (коммунизм).

3. Система тотального контроля.

4. Культ харизматического вождя (И. В. Сталина).

5. Мощный репрессивный аппарат, массовый террор против оппозиции, целых классов, народов.

6. Сращивание партийного и государственного аппаратов.

7. Создание системы огосударствленных массовых организаций, вовлечение всех слоёв населения в идеологические организации (пионерия, комсомол, партия), обязательное участия граждан в делах режима, невозможность оставаться в стороне.

8. Унификация всей политической и общественной жизни.

9. Государственный контроль над средствами массовой информации, государственная монополия на СМИ.

Её экономическую основу составляли:

1. Руководство экономикой через бюрократический аппарат.

2. Полное подчинение производителя государству.

3. Ликвидация свободы труда, внеэкономическое принуждение.

4. Присвоение государством средств производства и рабочей силы.

5. Государственное регулирование рабочего дня и заработной платы.

6. Запрет забастовок.

7. Экономическая автаркия.

8. Милитаризация экономики и труда.

9. Государственное регулирование имущественных отношений.

В сфере духовной жизни происходило:

1. Огосударствление партийной идеологии и символики.

2. Изъятие и уничтожение «вредной» литературы, не укладывающейся в идеологические рамки правящего режима.

3. Разветвлённый аппарат обработки общественного сознания.

4. Идеологизация системы образования, начиная от детских садов.


5. Унификация и стандартизация духовной жизни.

6. Создание творческих союзов интеллигенции, обслуживающих правящую партию.



53. Культурная жизнь в СССР в 1920–1930-е годы.

Культура рус­ского зарубежья
В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:

1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.

2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.

3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
«Культурная революция» в 1920-е гг.

Культурная революциясовокупность изменений в духовной жизни общества, осуществлённых в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек­рет Совнаркома «О ликвида­ции неграмотности». В 1923 г. учреждено обще­ство «Долой не­грамот­ность» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. От­крылись тысячи изб-читален, где обу­чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми­лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко­номического потенциала Советского государства. Под руко­водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома­лии, раз­ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде­мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль­нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра­кетной техники сделали
К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн­дер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо­ложник самолётостроения Н.Е. Жу­ковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли­генции участ­вовать в политической жизни, влиять на об­щественное созна­ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб­ных заведений. Про­фессоров и препо­давателей, не разде­лявших коммунистические убеж­дения, увольняли.

В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв. Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

В 1922 г. был создан специальный цензурный коми­тет – Главлит, осуществлявший контроль за «враждеб­ными вы­падами» против по­литики правящей партии. Затем создан Главрепет­ком – комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух «философских паро­ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид­ных учёных и деятелей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со­рокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).

В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти­советских и антиху­дожественных книг». В их число попали даже произве­дения античного философа Пла­тона и Л.Н. Толстого. К сер. 1920-х гг. были закрыты ча­стные книгоизда­тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции.ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово­рочно пре­данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты­вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель­ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни­вер­ситеты (к 1927 г. – 148, в дорево­люционное время – 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче­ский институт в Иваново-Возне­сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа­культеты
(раб­факи) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне­го образования. К 1925 г. выпускники рабфа­ков со­ставляли половину студентов. Вы­ходцам из бур­жуазно-дворянских и интеллигентских «соци­ально чуждых» слоёв доступ к высшему об­разованию был затруднён.

Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту­пеней (1-я ступень – че­тыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи­стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти­рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще­ствове­дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер­ков­ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между «староцерковниками» (пат­риарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат­риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо­лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро­полит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.