ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ. Часть 1. (до 1917 века)
2. Древнерусское государство (Древняя Русь)
8. Борьба Руси с нашествием монголов в XIII в.
9. Московское княжество в XIV веке.
Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
12. Россия на рубеже XVI–XVII веков. «Смутное время»
15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
18. Внешняя политика России во 2–й половине ХVIII века при Екатерине II и Павле I
Отмена крепостного права в России в 1861 г.
Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
Литература и искусство в 1920-е гг.Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали выставки последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Революция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока, С.А. Есенина. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, конструктивизма – в живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).
Возникает множество новых литературных групп и организаций:
-группа «Серапионовы братья» (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин и др.) искала новые художественные формы отражения послереволюционной жизни страны;
-группа «Перевал» (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.
Возникли литературно-художественные объединения пролетарско-большевистской коммунистической ориентации:
-Пролеткульт (1917–1932 г.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Демьян Бедный);
-литературная группа «Кузница» (1920–1931 гг.), вошла в РАПП;
-Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), (1925–1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту»;
-группа ЛЕФ «Левый фронт искусств» (1922–1929 гг.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».
Эти группы подвергли травле беспартийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигрантами» за уклонение от воспевания «героики революционных свершений». Критиковались также «попутчики» – литераторы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «колебания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).
Завершение «культурной революции» в 1930-е годы.
Наука.В сфере науки царили унификация и регламентация. Была ликвидирована автономия Академии Наук. История была коренным образом переработана и превращена, по выражению Сталина, в «грозное оружие в борьбе за социализм». В 1938 г. вышел в свет
«Краткий курс истории ВКП(б)», ставший универсальной книгой для школ и вузов. Он объяснял с точки зрения исторического материализма советское настоящее как апофеоз всего прошлого развития человечества и рисовал прекрасное будущее.
Наиболее известные учёные:
-физика (П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе, С. А. Чаплыгин);
-математика (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш);
-физиология (И. П. Павлов); биология (Н. И. Вавилов);
-селекция растений (И. В. Мичурин); -химия (Н. Д. Зелинский);
-геохимия и биохимия, теория ноосферы (В. И. Вернадский).
И. Д. Папанин изучал Арктику на дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1». Сверхдальние перелёты совершили лётчики В. П. Чкалов, М. М. Громов, В. С. Гризодубова и др.С 1924 г. началось регулярное радиовещание, а с 1939 г. – телевизионное вещание.
С кон. 1930-х гг. в науке утвердилась лысéнковщина (по фамилии создателя псевдонаучного «мичуринского учения» академика Т. Д. Лысенко, пользовавшегося поддержкой Сталина). Генетика была провозглашена «нацистской наукой», генетикН. И. Вавилов был репрессирован. Репрессиям подверглись С. П. Королёв, Л. Д. Ландау, А. Н. Тýполев и другие талантливые учёные.
Просвещение.Государство, испытывая нужду в квалифицированных кадрах, открыло сотни новых вузов, где обучалось в 6 раз больше студентов, чем в царской России. Среди студентов доля выходцев из рабочих составляла 52 %, из крестьян – 17 %.
В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование (в городах – обязательное семилетнее). В 1931 г. возвращены старые методы обучения (уроки, предметы, оценки). В 1934 г. введены: начальная школа –1-4 классы, неполная средняя –1-7 классы, средняя –1-10 классы. В 1934 г. восстановлено преподавание истории (но только в большевистском толковании, по «Краткому курсу истории ВКП(б)»). К 1939 г. неграмотность была преодолена (87 % грамотных). К концу 1930-х гг. свою письменность получили 46 народов, ранее её не имевшие.
Литература и искусство 1930-х гг. Постановление ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировало многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства. Их место заняли подконтрольные ВКП(б) творческие союзы: Союз композиторов (1932 г.), Союз архитекторов
(1932 г.), Союз художников (1932 г.), Союз писателей (1934 г.). Главным творческим направлением провозглашён социалистический реализм, требовавший служения задачам «воспитания трудящихся в духе социализма» (крупнейший представитель – Максим Горький), возглавивший СП СССР. В литературе и искусстве основными стали темы революции 1917 г. и Гражданской войны. Произошла канонизация образов Ленина и Сталина.
Советскими архитекторами были построены: плотина Днепрогэса (архитекторы – уроженцы Ивановской обл. братья Л., В. и А. Веснины), Мавзолей В. И. Ленина (А. Щýсев), театр Красной Армии (К. Алабян и В.Н. Симбирцев), Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВДНХ), станции московского метрополитена, Крымский мост через Москва-реку и др. В это же время в 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя, уничтожены Чудов и Воскресенский монастыри Московского Кремля, Сухарева башня, Красные ворота, разрушены памятники царям и т.д. На нужды индустриализации были распроданы ценнейшие экспонаты Эрмитажа и других музеев. В результате Эрмитаж по богатству собраний с 3-го места в мире скатился на 17-е.
Выдающиеся деятели искусства 1930-х годов:
-композиторы С. Прокофьев (1891–1953), Д. Шостакович (1906–1975), И. Дунаевский (1900–1955);
-скульпторы В. И. Мухина («Рабочий и колхозница»), И. Д. Шадр («Булыжник – оружие пролетариата»);
-художники М. В. Греков («Тачанка»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»), К. С. Петров-Водкин (Смерть комиссара»);
-театральные режиссёры К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Дáнченко, В. Э. Мейерхольд,Е. Б. Вахтангов, драматург М. А. Булгаков (пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»).
-актёр В. И. Качалов, певец-тенор Л.В. Сóбинов.
Активно развивался кинематограф. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», сказал В. И. Ленин. Появились звуковые фильмы «Путёвка в жизнь» режиссёра Н. Экка, «Семеро смелых» С. Герасимова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых,«Броненосец "Потёмкин"», «Александр Невский», «Иван Грозный»С. Эйзенштейна, «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»Г. Александрова, «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»М. Рóмма и др. Популярны были артисты Н. Черкасов (1903–1966), Б. Бабочкин (1904–1975), М. Жаров (1899–1981), Ф. Раневская (1896–1884), И. Ильинский (1901–1987), Н. Крючков (1911–1994) и др.
Несмотря на идеологический диктат, в 1920-1930-е гг. были созданы выдающиея произведения:
романы «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Железный поток» А. Серафимовича, «Жизнь Клима Самгина» А. Горького, «Разгром» А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка и др. Были популярны детские писатели – С. Михалков (1913–2009), С. Маршак (1887–1964), К. Чуковский (1882–1969), А. Гайдар (1904–1941) и др.
В то же время подвергались гонениям писатели и поэты М. Булгаков, С. Есенин, Е. Замятин, А. Платонов, художники П. Корин, К. Малевич, П. Филонов. Были репрессированы О. Мандельштам, Б. Пильняк, И. Бабель и др.
В декабре 1935 г. по инициативе партийного деятеля Павла Постышева (1887–1939) в СССР была восстановлена традиция новогодней ёлки (ранее была запрещена как «буржуазный пережиток»).
Русское зарубежье.В революцию и Гражданскую войну около 2 млн. россиян, в том числе многие представители культурной и политической элиты, покинули страну. Центрами культуры русской эмиграции были: Париж, Берлин, Прага, Белград, на востоке – Харбин (Китай). В Париже возникли объединения российских земских и городских деятелей (Земгор). С их помощью создавались русскоязычные школы и гимназии. Русская гимназия в Париже просуществовала 40 лет.
За рубежом продолжили научную работу многие российские учёные. Авиаконструктор И. Сикорский (1889–1972) создал в США фирму по производству вертолётов. Инженер-судостроитель В. Юркевич (1885–1964) – конструктор крупнейших французских пассажирских кораблей «Атлантик» и «Нормандия». В. Зворыкин (1889–1982) является изобретателем кинескопа и одним из создателей телевидения в США.
В Праге в 1921 г. группа эмигрантов опубликовала сборник «Смена вех». По его названию возникает сменовеховство – общественно-политическое течение в среде русской эмиграции. Идеологи сменовеховства (Н. Устрялов и др.) под влиянием НЭПа надеялись на перерождение большевизма, призывали интеллигенцию к возвращению в Россию.
Наиболее крупные деятели русской культурной эмиграции:
-писатели и поэты А. И. Куприн, И. А. Бунин, М. И. Цветаева, Д. С. Мережковский, З. Н. Ги́ппиус, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замятин. М. Горький в 1921–1928 гг. жил в эмиграции на о. Кáпри (Италия);
-художники К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, Л.С. Бакст, В.В. Кандинский, М.З. Шаг
áл, скульптор С.Т. Конёнков;
-композиторы С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский;
-певец-бас Ф.И. Шаляпин, балерина А.П. Павлова;
Впоследствии в Россию вернулись: А. Куприн, М. Цветаева, А. Толстой, М. Горький, С. Конёнков и др.
Культура русского зарубежья, развиваясь вдали от Родины, являлась неотъемлемой частью общерусской культуры.
Таким образом, в результате осуществления культурной революции были достигнуты опредёленные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения составила 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. человек; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии, согласно официальной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.