Файл: Методы управления инновационными проектами(Теоретические основы управления инновационными проектами на предприятии ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
Таким образом, выполняя перечисленные функции, инновации играют особую роль в повышении конкурентоспособности предприятий и эффективности их деятельности.
Последовательность действий, включающая инициацию инновации, разработку новых продуктов и операций, их реализацию на рынке и дальнейшее распространение результатов называется инновационным процессом. Иными словами, инновационный процесс - это жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность мероприятий, алгоритм работ на протяжении всего цикла инновационных преобразований (инновационного цикла), содержащий этапы создания, освоения и промышленной реализации инноваций.
По мнению многих исследователей в данной области, инновационный процесс включает в себя комплекс элементов, которые, при интеграции в единую последовательность, образуют структуру инновационного процесса [7] (см. рис. 1).
Рисунок 1. Структура инновационного процесса
Так, начальным этапом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, её технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).
После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объём выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, её продвижение, оценка эффективности и диффузия.
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).
Результаты реализации инновации и затраты на её продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.
1.2 Жизненный цикл инновационных проектов и специфика управления ими
Разработка инновационного проекта - длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определённой последовательности всеми исполнителями проекта называется жизненным циклом инновационного проекта. Жизненный цикл состоит из фаз. Каждая фаза характеризуется достижением одного или нескольких результатов. Результат - это измеримый продукт работы. Формально фазы проекта включают стадии. Стадии проекта состоят из этапов. Этапы проекта включают виды работ (работы) [18]. Полная структуризация «фаза - стадия - этап - работа» не обязательна. Все определяется спецификой проекта.
Анализ классификации инновационных проектов позволяет сделать вывод о том, что стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ.
Однако у каждого проекта можно выделить начальную (предпроектную) стадию, стадию разработки (прединвестиционная фаза), стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционная фаза). Каждая фаза инновационного проекта имеет свои цели и задачи (см. таблицу 3).
Как было отмечено ранее, инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.
Таблица 3
Структурная модель жизненного цикла инновационного проекта
Фазы ИП |
Прединвестиционная фаза |
Инвестиционная фаза |
||
Стадии ИП |
Предпроектная стадия |
Стадия разработки |
Стадия реализации |
Стадия завершения |
Этапы ИП |
Определения целей и задач проекта |
Разработка плана НИОКР |
Заключение договоров (на поставку оборудования, подрядные работы и т.д.) |
Оценка экономической эффективности от внедрения результатов ИП |
Маркетинговые исследования |
Разработка ТЭО |
Разработка планов по реализации ИП |
Анализ отзывов и пожеланий потребителей |
|
Разработка инвестиционного плана; предпроектное обоснование инвестиций |
Выдача задания на проектирование |
Выполнение работ |
1. Закрытие проекта, демонтаж оборудования(в случае неудачи); 2. Корректировка планов и начало нового ИП на основе предыдущего (в случае успешной реализации результатов ИП) |
|
Экологическое обоснование и экспертиза |
Принятие окончательного решения об инвестировании |
Мониторинг, контроль и оплата выполненных работ, управление рисками ИП |
||
Подготовка контрактной документации |
Реализация НИОКР, подготовка производства |
Серийное производство, коммерциализация результатов ИП |
К основным стадям жизненного цикла инновационного проекта относят:
1. Предпроектная стадия, в рамках которой происходит установление миссии-предназначения, миссии-ориентации и миссии-политики предприятия, в которых отражается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям, формулируется цель развития организации, проектируется и рассчитывается дерево целей, а именно:
- обозначаются цели и задачи проекта;
- проводятся маркетинговые исследования с целью анализа уже имеющихся на рынке разработок, уточнения источников и условий финансирования, предварительного изучения спроса на продукцию в результате внедрения инновационного проекта;
- осуществляется подготовка предложений по организационно - правовой форме реализации инновационного проекта и составу участников;
- разрабатывается инвестиционный план с дальнейшим обоснованием инвестиций;
- подготавливается контрактная документация на проектные работы.
Участниками предпроектной стадии являются потенциальные
функциональные заказчики, Совет главных инженеров предприятия, Научно - технический совет, Департамент технической политики, Центр инновационного развития, Центр научно - технической информации, дочерние общества предприятия, научные организации и т. д.
Основные результаты данной стадии - оценка экономической эффективности инновационного проекта, установление сроков его реализации и подготовка конкретной документации
2. Стадия разработки включает в себя следующие этапы:
- формирование технического задания на выполнение научноисследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ и составление плана научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ;
-составление технико-экономическое обоснования инновационного проекта;
-описание совершенствуемых производственных и управленческих процессов;
-разработка программы внедрения - комплекса технических, экономических и организационных мероприятий, реализация которых необходима для создания и использования инновационной продукции;
-определение общего объема финансирования по инновационному проекту в целом и отдельно по каждой его стадии;
-включение заявок, одобренных рабочей группой по инновациям, в реестр инновационных проектов;
-выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (научные исследования; изготовление опытных образцов; разработка технологической, конструкторской, проектной документации; разработка нормативно - методических документов; осуществление патентных исследований; проведение испытаний);
-осуществление комплексной подготовки производства.
Результатом данной стадии будет комплексная подготовка производства.
3.Стадия реализации состоит из следующих этапов:
-оформление контрактной документации - заключение договоров (на поставку оборудования, сырья, подрядные работы, виды деятельности, преданные на аутсорсинг);
-разработка планов по реализации инновационного проекта (стратегическое, тактическое и оперативное планирование реализации инновационного проекта);
-календарное планирование реализации инновационного проекта;
-выполнение работ;
-диспетчирование, мониторинг (с целью корректировки хода выполнения работ, прекращения их выполнения в ситуации выявления нецелесообразности дальнейшего продолжения работ, невозможности получения запланированных результатов);
-контроль выполняемых работ, осуществляемый по трем аспектам реализации проекта:
1.время (учет временного ограничения при реализации мероприятий по инновационному проектированию);
2.стоимость (планирование и осуществление этапов инновационного проекта в соответствии с установленным бюджетом);
3.качество (соответствие получаемого продукта и процессов требуемым характеристикам, предъявляемым к их качеству).
Важным аспектом является то, что на процесс реализации проекта оказывает существенное влияние значительное количество как внешних, так и внутренних факторов, что, как показывает практика, зачастую обусловливает изменение расчетных параметров проекта (временных и стоимостных). В данных условиях одним из основных инструментов управления инновационными проектами является эффективная реализация функции контроля. Иными словами, контроль можно определить как постоянный и структурированный процесс, основное направление которого - проверка продвижения работ, а также качество выполнения корректирующих действий. Контроль можно разделить на четыре стадии (см. рис. 2).
Рисунок 2. Стадии контроля при реализации инновационных проектов
Стадия реализации инновационного проекта включает следующие этапы:
- оплата выполненных работ;
- испытание образцов новой техники;
- серийный выпуск новой техники;
- массовое внедрение и применение новой техники, технологий;
- сертификация новой техники;
- получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;
- мониторинг эффективности массового внедрения инновационных продуктов с целью подтверждения заявленных исполнителями показателей эффективности, объемов внедрения;
- коммерциализация интеллектуальной собственности;
- управление рисками инновационного проекта.
Итогом стадии реализации инновационного продукта станет выпуск первой партии инновационной продукции.
4. Стадия завершения инновационного проекта заключается в следующих этапах:
- оценка экономической эффективности инновационного проекта (завершение инновационного проекта осуществляется при дальнейшей невозможности решения целевой задачи проекта, заключающейся в получении дохода (прибыли), преимущества на рынке аналогичной продукции вследствие морального устаревания примененных технических решений либо неэффективности дальнейшего использования инновационного продукта);
- анализ отзывов и пожеланий потребителей (мониторинг каналов обратной связи с потребителями);
- завершение инновационного проекта, демонтаж оборудования - списание (ликвидация) новой техники, прекращение использования технологий, подведение итогов инновационного проекта в части достижения поставленной цели, получения ожидаемой эффективности проекта;
- разработка «улучшающих» инновационных проектов, корректировка планов и продолжение жизненного цикла инновационного проекта (при условии успешной реализации и эффективного внедрения результатов инновационного проекта).
Таким образом, жизненный цикл инновационного проекта охватывает все стадии его воплощения - от появления замысла до его реализации и коммерциализации.
В условиях реализации инновационной деятельности термином «коммерциализация» принято определять процесс продвижения инновационной продукции, что, по одному из определений, является получением прибыли от коммерческого использования информации о продукции или технологии и/или самой продукции или технологии.
В ходе коммерциализации источниками доход может быть получен из следующих источников (см. рис. 3).
Рисунок 3. Основные источники дохода в процессе коммерциализации инновации
Коммерциализация является процессом выведения результатов инновационного проекта на рынок и состоит из нескольких этапов:
- оценка и отбор инновационных проектов, в результате которых происходит формирование необходимых финансовых средств;
- привлечение инвесторов (при необходимости);
- вывод инновации на рынок, параллельно с чем выполняется определение права на инновации в случае привлечения инвесторов;
- производство инновации.
Однако чтобы довести результаты инновационного проекта до стадии коммерциализации, необходимо выполнить определенную номенклатуру работ и предоставить инновационным предприятиям большой перечень услуг. В частности, для продвижения технологий до стадии коммерциализации предприятию необходимо: