Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Желательно составить несколько рассказов о разных объектах.

5. Практическая работа.

Нарисовать рисунок на тему «Что было?» или «Что бу​дет?», используя сюжет картины.

6. Подведение итогов.
80
Упражнение 16 Б

«Составь предложение»

Воспитатель называет два существительных, нужно соста​вить с ними предложение.

Упражнение проводится с постепенным усложнением: вна​чале слова с «привычной связью» (девочка + книга = девоч​ка читает книгу; дом + улица = на улице строят дом), затем пары слов, более далеких по смыслу (девочка + жираф = де​вочка в цирке увидела жирафа; дом + солнце = солнце осве​щает окна в новом доме), и наконец, далекие по смыслу сло​ва (девочка + колдун = девочка любила читать сказки про колдунов; дом + ракета = для космонавтов ракета как дом).

ЗАНЯТИЕ 17 А

Рассказ по картине: выразительные средства речи

Цели: активизировать словарный запас; обучать навыкам срав​нения; систематизировать представления о признаках объектов. Оборудование: рисунки для раскрашивания.

1. Упражнение «Комплименты».

Приходит Игрушка очень нарядная, украшенная и ра​зукрашенная.

В.: Какая ты сегодня красивая! У тебя какой-то праздник?

И.: Да, у меня сегодня День рождения!

В.: Ой, а мы не знали! Что же мы с ребятами можем тебе подарить?

И.: Можно, вы обо мне будете разные хорошие слова гово​рить?

В.: Конечно, можно! Ребята, Игрушка хочет, чтобы мы ей подарили много комплиментов!

Дети называют разные достоинства Игрушки, желатель​но, чтобы признаки назывались не только напрямую (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и через сравнения (глаза сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.).

И.: Спасибо, мне очень приятно. А друг другу вы умеете делать комплименты?

Дети по цепочке говорят друг другу комплименты.

82

2. Работа по картине: признаки и сравнения признаков.

В.: Игрушка, мы тебе подарим картинку, о которой мы го​ворим уже несколько занятий (показывает картинку).

И.: Спасибо. А можно, чтобы вы и предметам на картинке тоже сказали комплименты?

В.: Это нелегко, но мы попробуем. Только давай, чтобы ребята называли не только достоинства разных предметов, но и любые дру​гие признаки.

И.: Хорошо.

Игрушка показывает различные объекты на картинке и задает вопросы: Какой? и На что похож? Дети отвечают. Упражне​ние можно провести в виде соревнования.

3. Физкультминутка «Каравай».

Все дети становятся в круг. В центре помещается Игруш​ка. Дети поют «Каравай», но кроме слов Вот такой ширины, вот такой высоты и др., нужно добавлять и изображать и до​полнительные признаки: Вот такой красоты, вот такой лег-коты, вот такой вкусноты, вот такой белизны и т. п.


4. Упражнение «Раскраска».

Воспитатель предлагает придумать предложения по карти​не. Первой вызывается Игрушка, которая называет несколько предложений, но без прилагательных (Мальчик идет по улице, Котенок играет со щенком на крыльце и др.).

В.: Твои предложения правильные, но они похожи на черно-белые рисунки.

И.: Разве предложения можно раскрашивать?

В.: Конечно, можно. Только не красками, а словами. Вот закрой глаза и повтори свои предложения: ты можешь отве​тить, какой именно это был мальчик, какая была улица, ка​кими были котенок и щенок?

И.: Нет, не получается.

В.: Если я тебе помогу и скажу, что мальчик был малень​кий, светловолосый, в зеленом костюме...

И.: Теперь получается!

В.: Я назвала признаки, описала, каким был мальчик. Сло​ва-признаки как бы раскрашивают речь. Попробуй теперь и ты вместе с ребятами придумать предложения с признаками.

83
Воспитатель может называть предложения без прилагатель​ных, дети должны их «раскрасить»: повторить, вставив как можно больше соответствующих прилагательных.

5. Практическая работа.

Воспитатель раздает детям черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить.

Желательно подбирать интересные по сюжету рисунки, воз​можно дорисовывание серии рисунков по типу комиксов.

Рисунки можно подарить Игрушке.

6. Подведение итогов.

Желательно обсудить, какое настроение сегодня у Игруш​ки, какое вообще бывает настроение, как влияет настроение на то, как мы воспринимаем окружающее.

Упражнение 17 Б «Комплименты»

Нужно научиться придумывать комплименты вначале ок​ружающим людям, затем предметам, явлениям, событиям.

Предложения могут начинаться словами «Ах, какой ты!..», «Ах, какое у тебя!..», «Ах, как ты!..» и т. п.

ЗАНЯТИЕ 18 Обобщающее занятие по рассказу по картинке

Цель: обобщить знания детей о приемах рассказа по кар​тинке: анализ сюжета, составление предложений, использова​ние органов чувств, развитие сюжета во времени, выразитель​ные средства речи.

Занятие проводится по индивидуальным планам воспита​телей, в виде конкурса на лучший рассказ: дети делятся на груп​пы, каждая группа получает свою сюжетную картинку.

Рассказ может вестись от лица различных изображенных объектов.

Можно предложить пофантазировать, представить себя на картинке: Что, с кем и зачем ты будешь делать? Какое у тебя настроение, почему? Что ты будешь делать потом? Что ос​танется па память об этом событии? и др.



84

ЗАНЯТИЕ 19 А Прогнозирование: объект «больница»

Цели: развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориенти​ровать детей на здоровый образ жизни.

Оборудование: градусник.

1. Отгадывание задуманного слова.

Воспитатель предлагает детям при помощи различных воп​росов узнать, какое слово задумано. Вопросы комментируются, выделяются «слабые», «неинтересные» и «сильные», «хорошие», «интересные».

Задумано слово «градусник». После того как дети его от​гадали, воспитатель показывает градусник и проводит крат​кую беседу: зачем нужен градусник (термометр); почему тем​пературу нельзя узнавать «на глаз», а нужен прибор; какие градусники дети знают.

При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что чаще всего с градусником мы «встречаемся», когда болеем.

2. Противоречия в объекте «больница».

В.: Если у человека высокая температура, если он серьезно бо​лен, то его могут положить в больницу. А зачем? Почему дома нельзя лечиться?

В.: Значит, в больнице хорошо то, что там ...

В.: Дети часто не хотят ложиться в больницу, плачут, го​ворят, что в больнице плохо. Почему?

В.: Значит, больница какая: хорошая или плохая?

(Воспитатель добивается полного ответа по схеме: «Объект име​ет «хорошее» и «плохое». «Хорошее» в том, что ..., «плохое» пото​му, что ...».)

Желательно обсудить, что могут делать дети, чтобы мень​ше болеть и не попадать в больницу.

3. Игра на внимание.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сюжет сказки «Айболит»: Кто лечился «под деревом»? Почему звери шли к Айболиту? Зачем Айболит отправился в Африку?

85
Далее воспитатель подчеркивает, что заболеть могут толь​ко живые существа, а не предметы, и предлагает поиграть: когда прозвучит название животного или человека, нужно быстро встать, на все остальные слова — дети сидят.

Воспитатель читает произвольный отрывок из сказки «Ай​болит».

4. Обсуждение «Больница будущего».

Беседа состоит из нескольких этапов.

1.​ Прошлое: Люди болели и раньше, но тогда больниц не
было. Как они лечились?

2.​ Прогноз-1: В больнице сейчас есть и хорошее и плохое. А
в больнице будущего плохого не станет. Как это может быть?
(При обсуждении используются детские ответы из п. 2.)

3.​ Прогноз-2: Больница нужна, чтобы лечить людей. Пред​
ставим себе, что в будущем больниц не будет, как тогда будут
люди лечиться?

4.​ Прогноз-3: В совсем далеком будущем люди вообще никог​

да не будут болеть. Как такое может быть? (Специальные привив​
ки или таблетки, или все станут механические, как роботы, и др.)

5.​ Подведение итогов.

Упражнение 19 Б

«Раньше и сейчас»

Воспитатель обращает внимание детей на различные пред​меты быта и предлагает представить, какими эти предметы были раньше («у древних людей»).

Например: Мы сейчас сидим па стульях, а у древних людей были стулья? А как они сидели? и т. п.

ЗАНЯТИЕ 20 А

Прогнозирование: объект «самолет»

Цели: обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки про​гнозирования и фантазирования; развивать внимание.

1. Сочинение загадок.

Игрушка предлагает загадку:

Он гудит и чертит мелом. Он рисует белым-белым, на бумаге голубой, над моею головой. Сам рисует, сам поет! Что же это? ...

Затем предлагается ответить на вопросы: Самолет какой? Что делает? и составить собственные загадки по схеме: Ка​кой? Что такое же? Что делает? Что делает такое э/се дей​ствие? Например: быстрый, а не ветер, летает, а не орел и др.

2. Противоречия в объекте «самолет».

Обсуждение: зачем нужен такой вид транспорта, как само​лет, что хорошего и что плохого в самолетах.

3. Игра на внимание.

Воспитатель предлагает вспомнить, какие еще летательные ап​параты дети знают (вертолет, воздушный шар, ракета); совместно придумывается, как их можно показать (самолет — руки в сторо​ны, вертолет — руки вращаются над головой (пропеллер), воздуш​ный шар — руки соединены в круг над головой, ракета — руки вытянуты над головой или др.).

Далее воспитатель называет эти слова в произвольном по​рядке, дети должны соответственно реагировать.

В игру можно вставлять без предварительного обсуждения названия сказочных «летательных аппаратов» (ступа, ковер-самолет и др.), чтобы оценить быстроту реакции детей.

4. Обсуждение: самолет будущего.

Беседа состоит из следующих этапов.

1.​ Как в сказках перемещались по воздуху, какие волшеб​
ные предметы были, как ими можно было «управлять».

2.​ Прогноз-1: В самолетах сейчас есть и хорошее и плохое.
А в самолетах будущего плохого не станет. Как это будет?
(При обсуждении используются детские ответы.)

3.​ Прогноз-2: Самолет нужен, чтобы быстро доставлять
людей в другое место. Представим себе, что в будущем само-

87
летов не будет, какие могут быть еще способы быстрого пере​мещения? (Дети могут использовать фантастические идеи из фильмов и мультфильмов.)


5. Практическая работа.

Нарисовать необычный самолет (каких никто никогда не видел).

Рекомендуется вначале кратко обсудить, какие быва​ют самолеты и чем может отличаться необычный самолет от обычного.

6. Подведение итогов.

Упражнение 20 Б «Исчезновения»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть последствия различных исчезновений: Что произойдет, если исчезнут все деревья (дома, книги, магазины, комары, одежда и др.)?

Можно выстраивать цепочки, показывающие последовательность разворачивания событий.

ЗАНЯТИЕ 21 А

Фантазирование (объект «магазин»)

Цели: активизировать мышление детей; развивать диалек-тичность и вариативность мышления; развивать внимание; сис​тематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях.

1. «Отгадайка».

Приходит Игрушка с опозданием. В.: Что случилось? Почему ты опоздала? И.: Задержалась...

В.: А где ты была, что так задержалась? И.: Попробуйте сами отгадать!

Дети задают разные вопросы, отгадка «была в магазине». После чего проводится краткое обсуждение, по каким при​чинам можно было задержаться в магазине.

2. Противоречия в объекте «магазин».

В.: Да, лучше, наверное, в магазин не ходить, там столько всяких неприятностей может быть...

И.: Лучше, чтоб вообще магазинов не было!

В.: Как же без магазинов?

И.: Легко и просто! Все, что предназначено для еды, можно самим выращивать на огороде. Кроме того, люди сами могут шить себе одежду, делать мебель...

В.: Но ведь есть много вещей, которые люди самостоя​тельно не смогут сделать: телевизор, машину, холодильник... (Дети дополняют.)

И.: Такими вещами можно меняться. У всех есть много дру​зей: мы им будем давать то, что не надо нам, а они — нам!

В.: Ребята, а как по-вашему, нужны магазины или нет? Лучше или хуже будет, если магазинов не станет?

В конце вывод по схеме: «В магазине есть и плохое и хоро​шее. Хорошо то, что ..., плохо то, что ...».

3. Обсуждение: какие бывают магазины?

Примерные вопросы к беседе:

Какие магазины дети знают?

Зачем нужны специализированные и универсальные магазины?

Если были бы только специализированные магазины: что в этом хорошего, что плохого?

Если были бы только универсальные магазины: что в этом хорошего, что плохого?

Фантазирование: придумаем специализированный магазин, которого еще не было. Например: «Все для бабушек», или «Все для ленивых», или «Все для любителей ходить по лужам». Что могло бы продаваться в этих магазинах?

4. Игра на внимание.