Файл: Инженерноземлеустроительная.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»
УЧЕБНАЯ
ИНЖЕНЕРНО-ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ
ПРАКТИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
САРАНСК
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2018

УДК 378.147(076):55:574
ББК У32
У 91
А в т о р ы :
А. А. Ямашкин, С. А. Ямашкин, О. А. Зарубин,
М. М. Гераськин, А. Н. Фролов, С. А. Москалева
Р е ц е н з е н т ы : доктор географических наук профессор
Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина В. А. Кривцов; кафедра землеустройства и кадастра
Смоленского государственного университета
(заведующий – доктор географических наук профессор С. П. Евдокимов)
У 91
Учебная инженерно-землеустроительная практика : учеб. пособие [Электронный ресурс] / А. А. Ямашкин, С. А. Ямашкин,
О. А. Зарубин [и др.]. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2018. –
3,34 Мб
ISBN 978-5-7103-3582-6
Изложены особенности проведения учебной инженерно- землеустроительной практики по направлению подготовки 21.03.02 «Земле- устройство и кадастры». Основная цель организации и проведения практик – закрепление студентами теоретических знаний и приобретение ими практиче- ских навыков в выполнении кадастровых и землеустроительных работ по изу- чению состояния земель, планированию и организации рационального исполь- зования земель и их охраны.
Для студентов направления подготовки «Землеустройство и кадастры».
Учебное издание
ЯМАШКИН Анатолий Александрович
ЯМАШКИН Станислав Анатольевич
ЗАРУБИН Олег Александрович и др.
УЧЕБНАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Учебное пособие
Издательство Мордовского университета
430005, г. Саранск, ул. Советская, 24
ISBN 978-5-7103-3582-6
© Коллектив авторов, 2018
© ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарѐва», 2018
© Оформление. Издательство
Мордовского университета, 2018

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
УЧЕНИЕ О ЛАНДШАФТЕ И ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
1.1.
Ландшафтно-экологический подход в землеустройстве
1.2.
Исследование закономерностей природной дифференциации
1.3.
Агроэкологическая оценка земель и проектирования адаптивно- ландшафтных систем земледелия и землеустройства
1.4.
Адаптивно-ландшафтные системы земледелия
1.5.
Принципы планирования культурных ландшафтов и функциональное зонирование структуры землепользования
1.6.
Организация и ведение мониторинга состояния геосистем и агроландшафтов
2.
ОБЩАЯ СХЕМА ИНЖЕНЕРНО-ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1.
Сбор, анализ архивных, фондовых и литературных материалов для землеустроительного проектирования
2.2.
Топографическая карта
2.3.
Географические информационные системы
2.4.
Визуальное и инструментальное дешифрирование многозональных космических снимков
2.5.
Общая программа полевых землеустроительных исследований
3.
СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЛАНДШАФТНОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
3.1.
Проблемные направления современного ландшафтоведения
3.2.
Визуальное дешифрирование земель на многозональных космических снимках
3.3.
Дешифрирование объектов землеустройства
4.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМ В ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
4.1.
Проектирование системы электронных карт полигона
4.2.
Проектирование электронных карт природных компонентов
4.3.
Создание тематических электронных карт
4.4.
Инструментальное дешифрирование космических снимков
4.5.
Автоматизированное проектирование карты фактического землепользования
4.6.
Расчет параметров состояния почвенно-растительного покрова
5.
АНАЛИЗ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
АТЕМАРСКОГО УЧЕБНОГО ПОЛИГОНА
5.1.
Картографирование и анализ земель Атемарского сельского поселения
5.2.
Экологические проблемы и мероприятия по их решению
5.3.
Анализ земель сельскохозяйственного назначения
5.4.
Зонирование земель сельскохозяйственного назначения
5.5.
Картографирование территориальных и функциональных зон
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и ка- дастры» является необходимым начальным этапом подготовки специалистов высшей ква- лификации. Основная цель организации и проведения практики – закрепление студентами теоретических знаний и приобретение ими практических навыков в выполнении кадаст- ровых и землеустроительных работ, без которых невозможна успешная профессиональная деятельность.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О землеустройстве» понятие землеустройство включает в себя мероприя- тия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального исполь- зования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местно- сти границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражда- нами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяй- ственного производства. Землеустройство – это последовательность связанных между со- бой картографических, инженерно-технических, инвентаризационных работ, направлен- ных на изучение состояния земель.
Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федера- ции, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
По результатам проведения землеустройства формируется землеустроительная
документация: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустрой- ства муниципальных образований, схема использования и охраны земель; карта (план) объекта землеустройства; проект внутрихозяйственного землеустройства; проекты улуч- шения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоле- ния, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоак- тивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; мате- риалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга земель и Единого государ- ственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), поэтому многие нормативно-правовые акты, приведенные при рассмотрении данных вопросов, имеют отношение и к земле- устройству. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга земель и ЕГРН, государ- ство управляет земельными ресурсами независимо от того, в чьей собственности находят- ся земельные участки.
Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации террито- рии имеет три взаимосвязанных аспекта: экономический (земля – средство производства), юридический (обеспечение прав собственности и иных вещных прав на земельные участ- ки) и естественно-технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и об- следовательских работ).
Важнейшими требованиями при землеустройстве являются планирование исполь- зования сельскохозяйственных земель с учетом природных, эколого-хозяйственных свойств земельных участков; проектирование и освоение комплексной ландшафтной си- стемы земледелия; формирование эффективных размеров устойчивого землепользования; внедрение севооборотов с травосеянием; улучшение сенокосов и пастбищ и всего ком- плекса по охране ценных угодий.
Землеустройство по своему содержанию подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Первое имеет целью рациональную организацию территории не- скольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Вто- рое осуществляется на территории отдельного землепользования в целях организации ра-

ционального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны в рам- ках конкретных предприятий, организаций, физических и юридических лиц.
Важными аспектами практики являются работы по систематизации землеустрои- тельной информации в рамках схем территориального планирования муниципального района, генеральных планов и правил землепользования и застройки сельских поселений, данных ЕГРН; освоению камеральных и полевых методов сбора и анализа материалов, характеризующих месторасположение района исследования, его природные и экономиче- ские условия; проведению природно-сельскохозяйственного и земельно-оценочного райо- нирования; выявлению факторов, влияющих на распределение, размещение и улучшение качественного состояния земельных ресурсов.
В ходе полевых землеустроительных практик студент учится: выбирать оптимальные маршруты расположения в пространстве «ключевых участков» по изучению свойств природных компонентов и комплексов; анализиро- вать свойства природных компонентов земель – геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир; устанавливать связи между природными компонентами и комплексами; уметь максимально подробно описывать почвообразовательные факторы, процессы, генетические горизонты почв и определять классификационную принадлежность почв; соблюдать стандартные требования при отборе образцов почв, воды, горных пород и четвертичных отложений, биоты на химические анализы; проводить камеральную обработку полевых материалов, вносить необходимые коррективы на основании аналитических данных; создавать рукописные и электронные карты землепользования и землеустройства с помощью ГИС- технологий, в том числе на основе анализа данных дистанционного зондирования
Земли (далее – ДЗЗ); составлять рекомендации по рациональному использованию и повышению природного плодородия почв.
Приоритетные задачи учебных землеустроительных практик: закрепление теоретических знаний учебных дисциплин по организации и ведению землеустроительных работ; ознакомление с программами и методами землеустроительных исследований для целей оптимизации природопользования; приобретение навыков по анализу и разработке карт градостроительного и функционального зонирования и землеустроительной документации: схем землеустройства муниципальных образований, схем использования и охраны земель; проектов внутрихозяйственного землеустройства; проектов рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, подтопления, заболачивания, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления.
Учебная инженерно-землеустроительная практика проводится в 4-м семестре. Она ориентирована на получение студентами первичных профессиональных умений и навыков по землеустройству; т. е. представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В результате прохождения практики бакалавр должен:
знать: организацию и осуществление проектно-изыскательских работ по землеустройству, предусмотренных законодательством; требования к оформлению технической и проектной документации;
уметь: использовать информационные технологии, моделирование и современную технику при создании кадастровых карт; разрабатывать проектную и рабочую техническую документации по землеустройству и кадастрам; выполнять проектно- изыскательские изыскания для целей землеустройства в республиках, областях
(краях), районах, городах, поселках и населенных пунктах;


владеть: навыками проведения предварительного технико-экономического обоснования проектов и схем землеустройства, планирования использования земель; осуществлять мониторинг земель.
Учебная практика по землеустройству может проводиться в лабораториях ФГБОУ
ВО «МГУ им. Н. П. Огарѐва», базовой кафедре землеустройства и ландшафтного планирования в Филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия. Значительная часть учебной практики в Мордовском университете проводится на Атемарском учебном полигоне, расположенном в окрестностях с. Атемар Лямбирского района, в 12 км восточнее города Саранска.
Практика проходит под контролем научного руководителя, в обязанности которого входят: согласование программы практики и календарных сроков ее проведения, подготовка списков студентов и необходимых персональных данных по ним на прохождение практики; проведение необходимых организационных мероприятий по выполнению программы практики; постановка задач по самостоятельной работе студента в период практики с выдачей индивидуальных заданий, консультации по вопросам прохождения практики; ведение систематического контроля за ходом практики и работой студента; помощь студенту по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета; проведение индивидуальных консультаций, рекомендация основной и дополнительной литературы; проверка отчетов студентов о практике, подготовка отзыва и заключения о прохождении практики; участие в работе комиссии по защите отчетов студентов по практике.
Общая трудоемкость учебной практики по получению профессиональных умений и навыков научно-исследовательской деятельности составляет 2 зачетные единицы, 72 часа
(табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Общая структура учебной практики
Разделы (этапы) практики
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость в часах камеральные работы полевые работы
1 Подготовительный период
1.1 Инструктаж по технике безопасности
1 1.2 Обсуждение программы и методов исследований
6 1.3 Сбор и систематизация информации о свойствах природных компонентов района исследований
5 2 Полевой этап
2.1 Рекогносцировочные исследования
6 2.2 Работа на ключевых участках
4 2.3 Оценка состояния природных компонентов и земель
12 3 Завершающий камеральный период
3.1 Обработка и оформление результатов
8 3.2 Оформление карт и графических материалов
12 4 Написание отчета
16 5 Защита отчета
2
ВСЕГО: 72 часа


1. УЧЕНИЕ О ЛАНДШАФТЕ
И ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
1.1. Ландшафтно-экологический подход в землеустройстве
Суть ландшафтно-экологического подхода в землеустроительной практике очень образно и точно сформулировал В. О. Ключевский в «Курсе русской истории». Он отме- чает: «Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, – природу его страны» [1956, с. 45]. Далее историк проводит глубокий анализ взаимодействия природы и этносов, отмечая: «Наше мышление привыкло расчленять изучаемый предмет на составные его части, а природа ни в себе са- мой, ни в своем действии на людей не любит такого расчленения; у нее все силы ведут со- вокупную работу, в каждом действии господствующему фактору помогают незаметные сотрудники, в каждом явлении участвуют разнородные условия… Несомненно то, что че- ловек поминутно и попеременно то приспособляется к окружающей его природе, к ее си- лам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия, чувства и стремления, а частью и свои отношения к другим людям. И чем более природа дает возбуждения и пищи этим способностям человека, чем шире раскрывает она его внутренние силы, тем ее влияние на историю окружаемого ею населения должно быть признано более сильным, хотя бы это влияние природы сказывалось в деятельности чело- века, его возбужденной и обращенной на ее же самоѐ» [там же, с. 61]. По сути, В. О. Клю- чевский формулирует положения о целостности природы и необходимости гармонизации взаимодействия природы, населения и хозяйства, так как они находятся в процессе непре- рывного взаимодействия.
Анализ многовековых процессов хозяйственного освоения земель показывает, что он успешен тогда, когда имеет выборочный характер, ориентирован на адаптацию струк- туры расселения, инфраструктуры и производственной деятельности к пространственно- временной структуре ландшафтов. При этом координирующая роль землеустроителей за- ключается в: 1) исследовании закономерностей природной дифференциации; 2) формиро- вании адаптивно-ландшафтной системы земледелия (далее – АЛСЗ), при котором земли определенной агроэкологической группы ориентированы на производство продукции экономически и экологически обусловленного количества и качества в соответствии с природными и производственными ресурсами, общественными (рыночными) потребно- стями и обеспечивается устойчивость агроландшафта и воспроизводство почвенного пло- дородия; 3) функциональном зонировании ландшафтов для упорядочивания хозяйствен- ной деятельности, сохранения природного потенциала и здоровой среды обитания; 4) ор- ганизации и ведении мониторинга состояния земель с целью предупреждения, минимиза- ции развития деструктивных процессов, разработки и реализации комплекса мероприятий по рекультивации и охране земель.
1.2. Исследование закономерностей природной дифференциации
В XX веке в естествознании утвердилось положение, что в качестве основного гео- графического объекта должна рассматриваться ландшафтная оболочка – зона контакта и активного энергомассообмена литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Нижняя граница оболочки проводится по подошве первого грунтового водного потока, а верхняя – по высоте влияния подстилающей поверхности на формирование местного климата. Это сфера отличается наиболее активным развитием географических процессов: выветрива- ния, экзогеодинамических, гидрологических, почвообразовательных, биологических про-