Файл: Особенности реализации инклюзивного образования в условиях электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) Гибкость. Обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам. Процесс обучения может начинаться когда угодно, длиться сколько угодно - сколько есть времени и сил; он может быть внезапно прекращен или прерван, и может быть продлен с любого места. А сверху еще накладываются субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфика освоения материала и т.д. и т.п.
3) Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность использования ДОТ. В среднем ДОТ обходится на 50% дешевле традиционных фор обучения.
4) Модульность позволяет изучать ту или иную дисциплину блоками (модулями).
5) Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию. Причем это расписание может оперативно изменяться в соответствии с текущей занятостью учащегося и его темпом восприятия информации.
6) Живое общение. Видеолекции, видеоконференции и форумобщение компенсирует отсутствие прямого визуального контакта. Компьютерная программа, в которой происходит обучение и обмен данными, позволяет выходить на связь не только с преподавателями, но и со студентами.
7) Социальность. Возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий. [6].
2.2 Реализация инклюзивного образования в условиях ЭО и ДОТ.
Инклюзивное образование предполагает включение всех обучающихся в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения; построение системы обучения, удовлетворяющей потребности каждого обучающегося; обеспечение всех обучающихся такой психолого-педагогической поддержкой, которая позволит им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Именно таким требованиям соответствуют ДОТ.
Дистанционное обучение – это образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми нуждами с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждения.
Для включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство применяются ДОТ:
1) Комплексные кейс технологии. Это технологии основаны на самодеятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса.
2) Телекоммуникационные технологии построены по модульному принципу, который предполагает разделение предмета на замкнутые блоки с контрольными мероприятиями.
3) Интернет - технологии – технологии, характеризующиеся широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных с помощью глобальной и локальной компьютерной сетью. В настоящее время интернет-технологии являются самой распространённой формой дистанционного обучения. Использование интернет-технологий возможно при использовании компьютерных конференций, электронной почты, специализированных сред (например, Moodle). Система Moodle содержит следующие инструменты:
- доска объявлений;
- чат, который предназначен для проведения дискуссии между преподавателем и обучающимся в режиме реального времени;
- внутренняя электронная почта, по которой возможно проведение консультаций при изучении курса лекций;
- инструмент для использования материалов курса.
Средствами дистанционного обучения могут быть: учебники и учебные пособия на бумажных и электронных носителях; аудио учебно-информационные материалы; видео учебно-информационные материалы; компьютерные обучающие системы; тренажеры с удаленным доступом. Эффективность реализации дистанционного обучения зависит от четырех составляющих:
- эффективного взаимодействия педагога и обучаемого;
- используемых педагогических технологий;
- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
- эффективности обратной связи.
Для эффективной реализации дистанционного обучения необходимо на каждого обучающегося составить учебный план индивидуального обучения. В этом плане обязательно должно быть отражено: расписание занятий; объем учебного времени на неделю, отводимый на их изучение, перечень дисциплин и пр. Для каждого из обучающихся необходим свой арсенал приемов и техник, свой темп работы, своя форма выполнений задания, свой способ представления результатов. Применяя дистанционные технологии, педагог должен учитывать:
-время непрерывной работы обучающегося за компьютером не должно превышать 15-20 минут, очень важно делать 15-20 минутные перерывы для выполнения физических упражнений для снятия мышечного напряжения, зарядку для глаз;
- доступность технических средств, программного обеспечения (компьютер, веб-камера, наушники, акустические колонки);
- достоверность. Педагог должен знать, кто выполнял задание;
- соответствие используемым педагогическим технологиям. Например, при индивидуальном обучении формой контроля может быть тест или реферат, если применяется метод проектов, то формой контроля будет описание выполненного проекта, его презентация;
- оперативность, наличие обратной связи. Чем быстрее педагог получит ответ от обучающегося, а обучающийся от педагога, тем эффективнее будет процесс обучения.
Не менее важным является вопрос оценки знаний обучающихся. Оценивать знания может как педагог путем направления обучающемуся задания и получения от обучающегося ответа, так и компьютерная программа, когда задания даются и контролируются с помощью компьютерных тестов [7].
Для обеспечения доступности и качества дистанционного обучения большое значение имеет применение вспомогательных технологий. Вспомогательные технологии – это «устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ОВЗ. В случае зрительных нарушений вспомогательные технологии делают возможность процесс чтения, использую специальные режимы, делают возможным процесс восприятия информации посредством слуха или осязания. С целью адаптации выводимой информации применяется системное программное обеспечение, позволяющее шрифт текста и размер графических изображений, а также специальные программы, позволяющие подобрать необходимую яркость и контрастность изображений. Нарушения слуха, с одной стороны, затрудняют или вовсе препятствуют восприятию слуховой информации человеком, а с другой стороны, не позволяет контролировать свою собственную речь. Один из подходов к использованию вспомогательных технологий для развития и совершенствования коммуникативных навыков предполагает наличие обратной связи, основанной на зрительных ощущениях. Другой подход состоит в использовании различных альтернатив устной коммуникации, например, субтитра. Для решения коммуникативных задач, технологии могут выступать посредником в процессе общения людей с особыми потребностями. Для каждой категории пользователей, испытывающие трудности в процессе коммуникации, должны быть подобраны и адаптированы специальные вспомогательные устройства и программное обеспечение. К таким можно отнести компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ограниченными возможностями здоровья; доступные форматы – например, доступный HTML, говорящие книги системы DAISY (электронная доступная информационная система), а также «низкотехнологические» форматы, система Брайля, устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями и т.д.
Помимо использования доступных технических и программных вспомогательных средств, обучающиеся достигают положительного эффекта в обучении при использовании электронных пособий, разработанных непосредственно педагогами с учетом образовательных потребностей обучающихся и размещенных на Интернет-ресурсах и сайтах [8].
Особую значимость в инклюзивном образовании в рамках дистанционного обучения имеет личность педагога. Ведь педагог должен уметь учитывать индивидуальные возможности каждого обучающегося, грамотно распределять время на занятии, сможет проследить развитие отдельного обучающегося и его личный прогресс [9].
Ключевым фактором в организации дистанционного обучения является деятельность родителей обучающихся. Ведь все обучение реализуется в результате согласования с родителями программы обучения. В начале образовательного процесса обучающему необходимо помочь в освоении компьютера, принципа работы в специальных системах и средах. Соответственно необходимо заинтересовать родителей обучению в дистанционном режиме.
Получение образования является неотъемлемой составляющей благополучного общества. А получение инклюзивного образования в рамках дистанционного обучения в значительной мере повышает эффективность образования обучающихся с ОВЗ, где учитываются индивидуальные особенности обучающихся.
Заключение
Таким образом, инклюзивное образование - это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и прочих особенностей, которые являются включенными в систему образования и проходят обучение по месту жительства вместе с их сверстниками, у которых отсутствует инвалидность, в одних общеобразовательных школах.
Условиями для реализации инклюзивного образования в образовательных организациях являются:
– профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивное образование обучающихся;
– построение соответствующей развивающей предметно пространственной среды в образовательной организации;
– организация социального партнёрства образовательной организации и семьи в процессе инклюзивного образования.
При дистанционном обучении учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда могут вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы, а уже известные пропустить. Использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.
Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром.
Библиографические ссылки.
1. Козырева О.А. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов/ О. А. Козырева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 179 с. (Высшее образование) - ISBN 978-5-534-14411-6 – Текст: непосредственный.
2. Консультант плюс: [сайт] – 2023. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения 08.032023). –Текст электронный.
3. Левшукова Ж.А. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 114 с. - BN 978-5-7638-3741-4. - Текст: непосредственный.
4. Чернова Т.В. Педагогические технологии в инклюзивном образовании: Сборник методических материалов / Авт.-сост. Т. В. Чернова, С. А. Губанов. - Электронное издание. - Электрон. текстовые и графич. дан. - Кострома: ОГБПОУ «Костромской торговоэкономический колледж», 2021. – Ок. 2, (64 с.). - ISBN 978-5-534-14411-6. Текст электронный.
5. Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Мельник Ю.В., Нестерова А.А., Карпенкова И.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под редакцией С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2022 – 151 с. - BN 978-5-94051-243-1. - Текст: непосредственный.
6. ООО «Знания». Особенности преподавания учебных предметов с использованием дистанционных технологий: [сайт] / Учредитель Григорьев В.И. – автор статьи Л. Коваленко. – Смоленск, 2017. - URL: https://www./ znanio.ru/. - (дата обращения 08.03.2023). - Текст электронный.
7. Крюкова К.А. Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения / К.А. Крюкова // Молодой ученый. – 2018. - № 2 (188) – С. 126-129. URL: https//moluch.ru/ - (дата обращения: 11.03.2023). – Текст: непосредственный
8. Коликова Е.Г. Применение технологий инклюзивного образования для создания без барьерного обучения детей с ОВЗ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по предметам естественно - математических и технологических дисциплин / Е.Г. Коликова, Н.Ю. Хафизова ; под ред. Т.В. Уткиной. – ЧИППКРО, 2017. – 72 с. - Текст электронный.
9. Студеникина О. В. Особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании / О. В. Студеникина. –// Молодой ученый. - 2017. - № 8 (142). - С. 368-371. - URL: