Файл: Американская модель менеджмента (История возникновения американской модели менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджер не может быть «универсальным гением».[15] Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.[16]

Проанализировав американскую модель управления, можно сделать несколько выводов:

1. Американские компании в качестве первостепенной задачи выделяют ускорение оборота вложенных средств и увеличение стоимости акций.

2. Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преобладающая направленность на максимальную гибкость системы управления.

3. Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были направлены на некие индивидуальные особенности.

Можно сказать, что важность развития американской модели менеджмента для развития науки и менеджмента неоценима в целом. Ведь именно в США появился термин «менеджмент», были заложены его основы и разработаны курсы по его дальнейшему развитию, а также внедрены новые методы управления предприятием.[17]

Американская модель менеджмента имеет как свои достоинства, так и недостатки, как и все модели менеджмента, но все ещё является неоспоримым лидером в мировом менеджменте.

Глава 2. Сравнение различных моделей менеджмента

Отличительные особенности японской модели менеджмента от американской

"Японская модель" формировалась в течение 150 лет. Во второй половине XVIII века правительство взялось за быструю индустриализацию под лозунгом "Богатая страна - сильная армия".[18]

Японский менеджмент - особенный стиль управления персоналом, разновидность кадровой политики, распространенная в Японии и проявляющая исторические особенности, разновидности общественно-экономического уклада, культуру и общественную психологию этой страны.


Японский бизнес, вводя в жизнь какую-либо новую политику в экономической жизни страны, доскональным образом учитывает этнопсихологический облик и специфику поведения персонала.

Все многочисленные приёмы, которые активно встаиваются на японских фирмах, тесно сопряжены с социальными нормами поведения, усвоенными японцами за свою многовековую историю.

Основные черты японского национального характера столь же общеизвестны, как и труднодостижимы во всей их совокупности для людей иных национальностей:[19]

- трудолюбие;

- дисциплинированность;

- приверженность традициям;

- преданность авторитету;

- самообладание;

- чувство долга;

- аккуратность;

- вежливость;

- любознательность.

Подобное сочетание черт национального характера делает японцев удивительно приспособленными к мобильному восприятию нового без утраты традиционного.

Согласно японской морали, основа взаимоотношений людей – взаимная зависимость. Поэтому принадлежность к той или иной группе – основа мироощущения японца. Отсюда проявляется ещё одна знаменитая черта японца – верность группе, компании, государству, нации, самоотверженность при отстаивании их интересов и высокая организованность.

Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и прогрессивного опыта менеджмента. Что касается национальных традиций, то они проявляются в том, что японцы предпочитают не придерживаться писаных правил, а их языку в силу иероглифического характера письменности несвойственна четкая однозначность определений, характерная для европейских языков.[20]

В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство это люди. Именно опираясь на них, управляющие круги страны и рассчитывают выиграть «скачки с препятствиями».

Акио Морита в своей книге «Сделано в Японии» замечает: «У лучших японских компаний нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятия успешными; это сделать могут только люди. Самая важная задача японского менеджера состоит в том, чтобы установить нормальные отношения с работниками, создать отношение к корпорации как к родной семье, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба».[21]

99% населения Японии составляют японцы. В связи с этим в японских фирмах практически все сотрудники – японцы. Соответственно, когда на фирме царит дух одной нации, обладающей собственной культурой, традициями, управлять становится проще.


Процесс управления – сам по себе сложный процесс, и отличительный менталитет сотрудников лишь усложняет его.

Японский менеджмент имеет ряд особенностей, выражающих его гибкость. Такими особенностями являются:[22]

- гарантия занятости;

- гласность и ценность корпорации;

- управление, основанное на информации и на качестве;

- высокоразвитая система подготовки кадров;

- специфическая система принятия решений;

- эффективная система стимулирования персонала.

В отличие от японского менеджмента, американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в высшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.

Для американского менеджмента также очень характерно представление о личной ответственности работника. Так американский менеджмент является негибким, то есть строго формализованным.

Нужно обратить внимание на существенное различие, отделяющее японский менеджмент от американского: Япония – страна Востока. Менеджмент там представляет зависимость от культуры, национальных традиций. В США менеджмент также зависит от культуры, только культура там другая.

В приведенном ниже сравнительном анализе можно наглядно выявить отличительные черты японской (ЯМ) от американской (АМ) модели менеджмента.

1.Характер принятия управленческих решений:

ЯМ: Принятие решений по принципу консенсуса;

АМ: Индивидуальный характер принятия решений.

2.Ответственность :

ЯМ: Коллективная ;

АМ: Индивидуальная.

3.Структура управления :

ЯМ: Нестандартная, гибкая;

АМ: Сурово формализованная.

4.Характер контроля:

ЯМ: Коллективный;

АМ: Индивидуальный контроль руководителя.

5.Организация контроля :

ЯМ: Мягкий неформализованный контроль;

АМ: Четко формализованная жесткая процедура контроля.

6.Оценка результатов деятельности руководителя:

ЯМ: Замедленные оценка работы работников и служебный рост;

АМ: Быстрая оценка результата и ускоренное продвижение по службе.

7. Оценка качеств руководителя:

ЯМ: Умение осуществлять координацию действий и контролировать;

АМ: Профессионализм и инициатива.

8. Направленность управления :

ЯМ: Ориентация управления на группу, повышенное внимание к человеку;

АМ: Ориентация управления на отдельное лицо, внимание к человеку как к исполнителю.

9.Оценка результатов деятельности персонала:

ЯМ: Достижение коллективного результата;


АМ: Достижение индивидуального результата.

10.Отношения с подчиненными:

ЯМ: Личные неформальные отношения;

АМ: Формальные отношения.

11. Карьера:

ЯМ: Продвижение по службе с учетом возраста, выслуги лет и лояльности к фирме;

АМ: Деловая карьера предопределяется личными достижениями.

12.Подготовка руководителей:

ЯМ: Подготовка универсальных руководителей ;

АМ: Подготовка узкоспециализированых руководителей.

13. Оплата труда:

ЯМ: Оплата труда за показателями работы группы, стажем ;

АМ: Оплата труда за индивидуальными достижениями.

14.Срок занятости на фирме:

ЯМ: Долгосрочная занятость руководителя на фирме, пожизненный наем;

АМ: Занятость на контрактной, договорной основе, краткосрочный наем.

15.Общий принцип управления:

ЯМ: "Снизу-Кверху";

АМ: "Сверху-Книзу".

16.Штатное расписание:

ЯМ: Отсутствие четко определенных должностей и задач внутри организации;

АМ: Функциональная подчиненность и четкие границы полномочий.

17.Повышение квалификации:

ЯМ: Без отрыва от производства (на рабочем месте);

АМ: Отделено, за специальными программами подготовки.

Анализируя данное сравнение можно сделать вывод, что японская модель менеджмента имеет более размытые границы в управлении между начальниками и подчинёнными, предпочитает долгосрочные контракты с работниками и универсальных специалистов. В то время как американская модель имеет формальные границы, краткосрочные контракты и узкоспециализированных работников.

Школы управления США и Японии являются в настоящее время в мире ведущими и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента.[23]

При противоположных различиях, между ними, однако, имеется определенное сходство: обе школы основное уделяют внимание активизации человеческого фактора (используя, однако, различные формы и методы), постоянным инновациям, разнообразие выпускаемых товаров и услуг, разукрупнению крупных предприятий и умеренной производственной децентрализации; ориентируются на разработку и реализацию долговременных стратегических планов развития предприятия (американские менеджеры разрабатывают свои планы на 5-8 лет, а японские - на срок до 10 лет и более).

В это же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные своеобразием социально-экономического развития их стран.

Между японской и американской моделью управления можно выделить следующие основные отличия:


1. Для японской модели управления свойственна более низкая степень специализации, чем в американской. Для американской модели более характерным является высокая специализации и жесткое разграничение обязанностей, для японской модели характерна направленность на развитие способности каждой группы рабочих, самостоятельно разрешать их местные проблемы. Японские фирмы характеризуются отсутствием служб контроля и распределения потока материалов между цехами, в то время как в американских компаниях этому уделяется большое внимание.

2. Японские рабочие ориентируются на постоянные взаимоотношения с компанией, в то время, как американские рабочие являются более мобильными и часто меняют работу. Управленческий аппарат в японских компаниях меньше в два раза аналогичного американского, чем, в частности, объясняют большую производительность американских фирм.

3. Процесс принятия решений в японских фирмах осуществляется обычно на уровне групп рабочих, в то время как американские компании ориентируются в данном случае на менеджеров.

Отличительные особенности европейской модели менеджмента от американкой

У создания европейской модели менеджмента стоят англичане, хотя роль других стран Западной Европы в этом вопросе также играет не последнею роль.

Менталитет народа, проживающего в определенной стране, влияет на традиции, устои, характерные свойства коммуникации на государственной территории, а также особенности управления этим народом.[24]

К тому же, если они соседствуют на карте, тесно друг с другом взаимодействуют и объединены между собой экономическими договорами и обязательствами, то велика вероятность того, что кто-то будет заимствовать необходимые знания у других стран. Модель менеджмента, соединившая опыт руководства сразу нескольких европейских государств, получила название европейской модели менеджмента.

Огромное влияние на формирование европейского менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.[25]

Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который появился впервые в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.[26]