Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1








«Утверждено»

Директор школы

___________ О.П.Кадейкина
от «___»___2021 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога

Моргуновой Эльвиры Николаевны

(высшая квалификационная категория)
«Позитив»

по формированию навыков эмоциональной саморегуляции

у младших школьников.

2021 - 2022

учебный год


Пояснительная записка
Обоснование программы:
Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.

Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.


Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.

Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции.

Данная программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.


Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Задачи программы:

  • формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать;

  • развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;

  • совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;

  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  • развитие умения слушать других людей;

  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания;

  • снятие негативных импульсов;

  • формирование позитивной моральной позиции.



Адресат: учащиеся младших классов.

Продолжительность: 15 занятий; один раз в неделю, по группам 6-8 человек; длительность занятия 40 минут.

Структура программы:


Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.

Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Структура занятий:
1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.

  • знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой;

  • работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.

2.Основная часть. Работа по теме занятия.

  • рассказ учителя по теме занятия;

  • вопросы для обсуждения;

  • психологические игры и упражнения.

3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.

  • снятие психо-эмоционального напряжения;

  • рефлексия.



Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося.


Учебный план
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Категория обучающихся: учащиеся младших классов.

Срок обучения: 15 недель.

Режим занятий: 1 час в неделю (1ч = 40 мин).




наименование тем

всего часов

в том числе

теоретич.

практич.

1

Умение выражать свое эмоциональное состояние

3 ч

1 ч

2 ч

2

Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние


6 ч

1,5 ч

4,5 ч

3

Умение общаться со взрослыми и сверстниками



0,5 ч

1,5 ч

4

Умение снимать эмоциональное напряжение

3 ч

1 ч

2 ч

5

Умение оценивать свои потенциальные возможности

1 ч

0,25 ч

0,75 ч

Итого:

15 ч

4,25 ч

10,75 ч



Тематический план
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Категория обучающихся: учащиеся младших классов.

Срок обучения: 15 недель.

Режим занятий: 1 час в неделю (1 час = 40мин).





Наименование тем

Всего

В том

числе







часов

Теоритич.

Практич.

1.

Умение выражать свое эмоциональное состояние.

3 ч

1 ч

2 ч

1.1

Эмоции и взаимопонимание.

1 ч

0,5 ч

0,5ч

1.2

Разные настроения.

1 ч

0,25ч

0,75ч

1.3

Учимся менять свое настроение.

1 ч

0,25ч

0,75ч

2.

Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние.


6 ч

1,5 ч

4,5 ч

2.1

Как найти выход из трудной ситуации.

1 ч

0,25ч

0,75ч

2.2

Меняем отношение к тому, что нас огорчает.

1 ч

0,25ч

0,75ч

2.3

Избавляемся от плохих мыслей.

1 ч

0,25ч

0,75ч

2.4

Как победить страх.

1 ч

0,25ч

0,75ч

2.5

Прогоняем злость.

1 ч

0,25ч

0,75ч

2.6

Учимся говорить «нет!», когда это нужно.

1 ч

0,25ч

0,75ч

3.

Умение общаться с взрослыми и сверстниками.

2 ч

0,5ч

1,5ч

3.1

Живи в согласии с другими.

1 ч

0,25ч

0,75ч

3.2

Как просить прощения.

1 ч

0,25ч

0,75ч

4.

Умение снимать эмоциональное напряжение.

3 ч

1 ч



4.1

Саморегуляция.

1 ч

0,25ч

0,75ч

4.2

Уверенное и неуверенное поведение.

1 ч

0,25ч

0,75ч

4.3

Вырабатываем уверенность в своих силах.

1 ч

0,5ч

0,5ч

5.

Умение оценивать свои потенциальные возможности.

1 ч

0,25ч

0,75ч

5.1

Как добиться удачи.

1 ч

0,25ч

0,75ч




Итого

15 ч

4,25 ч

10,75 ч



Календарно-тематическое планирование




Дата план

Дата факт

Наименование тем

Примечание

























Умение выражать свое эмоциональное состояние. 3 ч




1

14.01




Эмоции и взаимопонимание.




2

21.01




Разные настроения.




3

28.01




Учимся менять свое настроение.













Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. 6 ч





4

4.02




Как найти выход из трудной ситуации.




5

11.02




Меняем отношение к тому, что нас огорчает.




6

18.02




Избавляемся от плохих мыслей.




7

25.02




Как победить страх.




8

4.03




Прогоняем злость.




9

11.03




Учимся говорить «нет!», когда это нужно.













Умение общаться с взрослыми и сверстниками. 2 ч




10

18.03




Живи в согласии с другими.




11

8.04




Как просить прощения.













Умение снимать эмоциональное напряжение. 3 ч




12

15.04




Саморегуляция.




13

22.04




Уверенное и неуверенное поведение.




14

29.04




Вырабатываем уверенность в своих силах.













Умение оценивать свои потенциальные возможности. 1 ч




15

13.05




Как добиться удачи.













Итого 15 ч