Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
| | «Утверждено» Директор школы ___________ О.П.Кадейкина от «___»___2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога
Моргуновой Эльвиры Николаевны
(высшая квалификационная категория)
«Позитив»
по формированию навыков эмоциональной саморегуляции
у младших школьников.
2021 - 2022
учебный год
Пояснительная записка
Обоснование программы:
Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном социокультурном пространстве.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального регулирования обусловлена тем, что возрастной период 7- 10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.
Учитывая, что человеку изначально присуще стремление выражать себя, свое внутреннее «я» в формах, приемлемых для окружающих людей, и специальная работа по обучению способам эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста актуальна в условиях образовательного учреждения и семьи.
Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточных много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании, требует необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состояниями, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности, явно недостаточно.
Самовыражение и самопознание эмоций в речи, в действиях и в общении, предоставляют значительный ресурс для развития личности ребенка, однако в практике обучения учащихся начальных классов в качестве механизма саморазвития личности используется недостаточно; отсутствует система работы по обучению младших школьников способам эмоциональной саморегуляции.
Данная программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности и сохранение психического здоровья детей.
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Задачи программы:
-
формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умения их различать и понимать; -
развитие умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание; -
совершенствование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой) – средствами человеческого общения;
-
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; -
развитие умения слушать других людей; -
обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; -
обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания; -
снятие негативных импульсов; -
формирование позитивной моральной позиции.
Адресат: учащиеся младших классов.
Продолжительность: 15 занятий; один раз в неделю, по группам 6-8 человек; длительность занятия 40 минут.
Структура программы:
Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков.
Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов.
На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию. Творческому самовыражению, самопроверке, рефлексии.
Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Структура занятий:
1.Вводная часть. Мимическая гимнастика.
-
знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой; -
работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
-
рассказ учителя по теме занятия; -
вопросы для обсуждения; -
психологические игры и упражнения.
3. Заключительная часть. Упражнения на релаксацию. Анализ занятия.
-
снятие психо-эмоционального напряжения; -
рефлексия.
Материально-техническое оснащение: наглядные пособия: «Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого учащегося.
Учебный план
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Категория обучающихся: учащиеся младших классов.
Срок обучения: 15 недель.
Режим занятий: 1 час в неделю (1ч = 40 мин).
№ | наименование тем | всего часов | в том числе | |
теоретич. | практич. | |||
1 | Умение выражать свое эмоциональное состояние | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
2 | Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние | 6 ч | 1,5 ч | 4,5 ч |
3 | Умение общаться со взрослыми и сверстниками | 2ч | 0,5 ч | 1,5 ч |
4 | Умение снимать эмоциональное напряжение | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
5 | Умение оценивать свои потенциальные возможности | 1 ч | 0,25 ч | 0,75 ч |
Итого: | 15 ч | 4,25 ч | 10,75 ч |
Тематический план
Цель программы: научить детей осознавать собственные эмоциональные состояния и обучить их способам эмоциональной саморегуляции.
Категория обучающихся: учащиеся младших классов.
Срок обучения: 15 недель.
Режим занятий: 1 час в неделю (1 час = 40мин).
№ | Наименование тем | Всего | В том | числе |
| | часов | Теоритич. | Практич. |
1. | Умение выражать свое эмоциональное состояние. | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
1.1 | Эмоции и взаимопонимание. | 1 ч | 0,5 ч | 0,5ч |
1.2 | Разные настроения. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
1.3 | Учимся менять свое настроение. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
2. | Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. | 6 ч | 1,5 ч | 4,5 ч |
2.1 | Как найти выход из трудной ситуации. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
2.2 | Меняем отношение к тому, что нас огорчает. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
2.3 | Избавляемся от плохих мыслей. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
2.4 | Как победить страх. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
2.5 | Прогоняем злость. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
2.6 | Учимся говорить «нет!», когда это нужно. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
3. | Умение общаться с взрослыми и сверстниками. | 2 ч | 0,5ч | 1,5ч |
3.1 | Живи в согласии с другими. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
3.2 | Как просить прощения. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
4. | Умение снимать эмоциональное напряжение. | 3 ч | 1 ч | 2ч |
4.1 | Саморегуляция. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
4.2 | Уверенное и неуверенное поведение. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
4.3 | Вырабатываем уверенность в своих силах. | 1 ч | 0,5ч | 0,5ч |
5. | Умение оценивать свои потенциальные возможности. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
5.1 | Как добиться удачи. | 1 ч | 0,25ч | 0,75ч |
| Итого | 15 ч | 4,25 ч | 10,75 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Наименование тем | Примечание |
| | | | |
| | | Умение выражать свое эмоциональное состояние. 3 ч | |
1 | 14.01 | | Эмоции и взаимопонимание. | |
2 | 21.01 | | Разные настроения. | |
3 | 28.01 | | Учимся менять свое настроение. | |
| | | Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. 6 ч | |
4 | 4.02 | | Как найти выход из трудной ситуации. | |
5 | 11.02 | | Меняем отношение к тому, что нас огорчает. | |
6 | 18.02 | | Избавляемся от плохих мыслей. | |
7 | 25.02 | | Как победить страх. | |
8 | 4.03 | | Прогоняем злость. | |
9 | 11.03 | | Учимся говорить «нет!», когда это нужно. | |
| | | Умение общаться с взрослыми и сверстниками. 2 ч | |
10 | 18.03 | | Живи в согласии с другими. | |
11 | 8.04 | | Как просить прощения. | |
| | | Умение снимать эмоциональное напряжение. 3 ч | |
12 | 15.04 | | Саморегуляция. | |
13 | 22.04 | | Уверенное и неуверенное поведение. | |
14 | 29.04 | | Вырабатываем уверенность в своих силах. | |
| | | Умение оценивать свои потенциальные возможности. 1 ч | |
15 | 13.05 | | Как добиться удачи. | |
| | | Итого 15 ч | |