Файл: Рабочая программа педагогапсихолога Моргуновой Эльвиры Николаевны (высшая квалификационная категория).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ Г.Р. Петрова
«27» августа 2021г.


«Утверждено»

Директор школы

___________ О.П. Кадейкина

Приказ № 131/19 от 30.08.2021 г.





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога

Моргуновой Эльвиры Николаевны

(высшая квалификационная категория)
психолого-коррекционной работы

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(5-9 классы)


2021

Пояснительная записка

В последние время остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с нарушениями в психическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в общеобразовательной школе.

В системе психологической помощи детям с умственной отсталостью на первое место необходимо ставить природу дефекта, а на второе формирование и развитие той стороны личности ребенка, которая способна направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих сохранных возможностей для успешного вхождения в социальную среду.

1.1 Актуальность и практическая направленность

Актуальность проблемы создания программы по развитию познавательной сферы учащихся начальных классах школ
ы, заключается в том, что ситуация обучения умственно-отсталых школьников осложняется низкой потребностью в познании, недостаточной сформированностью познавательных процессов и низким уровнем социализации.

Учитывая, что главной задачей школы является формирование личности ребёнка с интеллектуальным нарушением, в учебный план был включён курс блок психолого-коррекционных технологий для учащихся 5-9 классов.

В подростковом возрасте особенности психического развития детей с умственной отсталостью, проявляются в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Уже к 10 - 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на практической полезности, формируется "способность не углубляться в привязанности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания.

При организации занятий с детьми учителю, педагогу - психологу следует принимать во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону ближайшего развития.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Адаптированной основной образовательной программы (АООП) начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Хреновская СОШ 1

  • Устава образовательного учреждения.


Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.


1.2 Психологическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

Структура психических нарушений детей с умственной отсталостью складывается из особенностей недоразвития практически всех психических процессов. Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством недостатков. Изменения зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых восприятий, а также затруднения анализа и синтеза воспринимаемого препятствует созданию адекватной ориентировки в окружающей и внутренней среде и установлению наиболее полных связей и отношений между объектами реального мира. Ухудшение концентрации внимания приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность. Произвольное внимание у них вырабатывается с трудом. Узость поля внимания связана у таких детей с трудностью осуществления мыслительного синтеза. В их деятельности обнаруживается переключения внимания, проявляющееся в застревании или соскальзывании на уже знакомый способ решения заданий. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они, например, не могут сразу выполнять два задания: рисовать и рассказывать стихотворение. Таким образом, произвольное внимание нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации. Недоразвитие мышления таких детей определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Дети мыслят конкретно, т.е. остаются во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Они скорее вспоминают, чем размышляют. Предметы ими группируются на основе второстепенных признаков. Пословицы понимаются буквально. При сравнении предметов им легче установить различия, чем уловить сходство. В процессе обучения слабость обобщения проявляется в плохом усваивании правил и общих понятий. Несовершенно отражается предметный и человеческие миры и взаимосвязи в них. Обнаруживается замедленность интеллектуальных процессов и трудности переключения. При вязкости мышления наблюдаются нелогичные скачки.

Нарушение мотивационного компонента мышления приводит к тому ,что оно перестаёт быть регулятором поведения. Нарушается критичность мышления – при выполнении заданий обнаруживается много ошибок, которые они не замечают.


В речи нередко замечается косноязычие. У них замедленно развитие артикуляции. Неправильное различение звуков на слух не может способствовать улучшению произношения, неправильность же собственного произношения не способствует лучшей дифференцировки фонем на слух. Словарный запас бедный. Особенно плохо формируется активный словарь.

Слово не используется в полной мере как средство общения. Фразы бедные, односложные. Отстающая в своём развитии речь детей не может служить адекватным средством общения.

Память у учащихся отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью, плохим припоминанием. Запоминают лишь то, что считают нужным. Лучше воспроизводят по памяти завершённые действия.

Произвольная активность отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, импульсивностью, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных мотивов.

Чувства детей незрелы, недостаточно дифференцированы, тонкие оттенки им недоступны. Эмоции могут быть неадекватными, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. Слабость мысли тормозит развитие высших чувств. Преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств.

Ролевые функции детей в обществе ограничены, это затрудняет их адаптацию и делает неуверенными.

1.3 Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ коррекционной программы– выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями и его индивидуальными возможностями, создание условий для социально – психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение учащихся.

ЗАДАЧИ коррекционной программы

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

— определение особенностей организации коррекционного процесса в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с умственной отсталостью с учётом особенностей психического физического развития, индивидуальных возможностей детей;


— разработка и реализация индивидуальных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с ОВЗ

— обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

коррекция поведения; стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться, или же в приобретении профессиональных навыков. Воспитание у этих детей правильного отношения и способности к обучению, положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активности, формирование адекватной самооценки, коммуникативных навыков.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

    1. Место в учебном плане

На освоение программы отводиться 68 часов в год. Интенсивность занятий составляет 2 раза в неделю.
1.5 Принципы реализации программы

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития