Файл: Исследование общей осведомленности. Цель Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание и описание диагностического материала
при обследовании детей с 11 до 14 лет на ГПМПК
(по этапам обследования)
1. Исследование общей осведомленности.
Цель:
- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.
- Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.
Используемые диагностические приемы:
Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.
Процедура проведения.
Ребенку предъявляются следующие вопросы:
-Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Сколько тебе будет лет, когда ты станешь в 2,3 раза старше?
- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).
- Назови 3-й месяц.
- Назови 3, 10 день недели.
- На какой руке у тебя больше пальцев?
- Какие ты знаешь хвойные деревья? Лиственные? Фруктовые?
- Какая разница между фруктами и ягодами?
- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?
- Какие ты знаешь города? Какая столица нашей родины? Какой главный город нашей области?
- Почему заяц летом серый, а зимой белый?
- Что делают врач, учитель, повар?
- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?
- Каких ты знаешь насекомых?
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Достаточно свободно оперируют имеющимися знаниями. Отвечают на поставленные вопросы, обнаруживая определенный эмоциональный подъем от осознания собственного интеллекта. | Обнаруживают значительные проблемы при ответах на вопросы в связи с недостаточной осведомленностью и несоответствием школьных знаний полученному образованию. Легко принимают помощь в форме наводящих вопросов, напоминаний, объяснений. Делают перенос полученных представлений и навыков. | Обнаруживают полную несостоятельность в работе. Не понимают, что от них требуется. Помощи не принимают, уклоняются от работы. |
-
Исследование понимания картин со скрытым смыслом.
Цель:
- Оценка качества восприятия.
- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.
- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.
- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.
Диагностический материал:
Для детей 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка», «Помощница» (Приложение № 3).
Для детей 12 лет – предъявляются картинки «Секрет» (Приложение № 3).
Для детей 13 лет – предъявляются картинки «Случай во дворе» (Приложение № 3).
Для детей 14 лет – «Футболист» (Приложение № 3).
Процедура обследования:
Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло.
Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных вопросов.
Предлагается дать оценку героям и их действиям.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов. Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием. | Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений. Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев. | С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно. Помощь не принимают. |
Для 13 лет
Для 11 лет
Для 12 лет
-
Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.
Цель:
- Оценка качества внимания и восприятия.
- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.
- Возможности выявления нелепостей.
- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны задания.
- Оценка чувства юмора.
Диагностический материал:
Предъявляют картинки:
- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)
- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «Кот-футболист» (Приложение № 7)
- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)
- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).
Процедура обследования:
Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.
Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей.
Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости. Объясняют, почему такое не может быть. В помощи практически не нуждаются. | Не сразу воспринимают комическое содержание сюжета. Нуждаются в активизации внимания, помощи в виде наводящих вопросов. Обычно обнаруживают 60-80% изображенных нелепостей. Четкая адекватная реакция отсутствует. | Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция отсутствует. Описывают конкретно изображенное на картинке. |
- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)
- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «на море» (Приложение № 7)
- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)
- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).
-
Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.
Цель:
- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.
- Оценка категориального мышления.
- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.
- Оценка словесно – логического мышления.
Процедура исследования:
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение № 11).
Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.
Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.
Так строка за строкой подвергается логическому анализу.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием. | Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений. Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее. Словесно – логическое мышление развито слабо. | Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны. |
МАЙ | ОКТЯБРЬ | ВЕСНА | АПРЕЛЬ | ДЕКАБРЬ |
СИНИЦА | ВЕТКА | ВОРОБЕЙ | СОРОКА | ГОЛУБЬ |
ПАЛЬТО | ПУГОВИЦА | ПЛАТЬЕ | ЮБКА | БРЮКИ |
БУЛКА | СУШКА | БАТОН | ХЛЕБ | МОРОЖЕНОЕ |
АБРИКОС | АПЕЛЬСИН | ЯБЛОКО | КОСТОЧКА | ГРУША |
ПОВАР | ШОФЕР | УЧИТЕЛЬ | ПРОФЕССИЯ | ВРАЧ |
СРЕДА | ПОНЕДЕЛЬНИК | УТРО | СУББОТА | ПЯТНИЦА |
ВОРОНА | ДЯТЕЛ | ЛАСТОЧКА | ВОРОБЕЙ | СИНИЦА |
ТУЧА | ГРОМ | СОЛНЦЕ | ДОЖДЬ | МОЛНИЯ |
ЦИФРА | БУКВА | СЛОГ | СЛОВО | ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
ГРАБЕЖ | НАПАДЕНИЕ | ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЕ | ХУЛИГАНСТВО | РАЗБОЙ |
РИСУНОК | КАРТИНА | ГРАФИКА | СКУЛЬПТУРА | ЖИВОПИСЬ |
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | СЛОВО | ОКОНЧАНИЕ |
-
Исследование способности устанавливать закономерности.
Цель:
- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.
- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.
- Оценка умения устанавливать закономерности.
- Оценка обучаемости.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.
В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом (Приложение № 22).
Например: Собака Рыба__________________
Шерсть сеть, рыбак, лодка, вода, чешуя
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Имеют достаточно высокий уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности. Дети легко и быстро справляются с заданием. | Испытывают трудности при проведении операции синтеза. Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием. Дети хотя и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно. | Это задание не понимают. Большая по объему помощь остается неэффективной. |
ДОМ | СЛОВО | | ЛЕТО | ЗИМА |
КИРПИЧ | ….. | | ЖАРА | …. |
ЧАСЫ | ГРАДУСНИК | | СТОЛ | КАСТРЮЛЯ |
ВРЕМЯ | …… | | МЕБЕЛЬ | …. |
СУК | ПАЛЕЦ | | КЛЕТКА | АКВАРИУМ |
ДЕРЕВО | ….. | | ПТИЦА | …. |
РЫБА | ЯЙЦО | | ОСЕНЬ | ЗИМА |
ЧЕШУЯ СОБАКА | ….. ВОРОНА | | ЛИСТОПАД ЧАЙ | …. СУП |
ШЕРСТЬ МОРКОВЬ | ….. ЯБЛОКО | | САХАР ЛОШАДЬ | ….. КОРОВА |
ЗЕМЛЯ | ….. | | ЖЕРЕБЕНОК | …. |