Файл: Исследование общей осведомленности. Цель Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание и описание диагностического материала

при обследовании детей с 11 до 14 лет на ГПМПК

(по этапам обследования)
1. Исследование общей осведомленности.

Цель:

- Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.

- Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному образованию.

Используемые диагностические приемы:

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и представлений, направленность познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения.

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

-Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе будет лет, когда ты станешь в 2,3 раза старше?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Назови 3, 10 день недели.

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Какие ты знаешь хвойные деревья? Лиственные? Фруктовые?

- Какая разница между фруктами и ягодами?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Какие ты знаешь города? Какая столица нашей родины? Какой главный город нашей области?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

Анализ результатов


Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Достаточно свободно оперируют имеющимися знаниями. Отвечают на поставленные вопросы, обнаруживая определенный эмоциональный подъем от осознания собственного интеллекта.

Обнаруживают значительные проблемы при ответах на вопросы в связи с недостаточной осведомленностью и несоответствием школьных знаний полученному образованию.

Легко принимают помощь в форме наводящих вопросов, напоминаний, объяснений.

Делают перенос полученных представлений и навыков.

Обнаруживают полную несостоятельность в работе.

Не понимают, что от них требуется.

Помощи не принимают, уклоняются от работы.




  1. Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

Цель:

- Оценка качества восприятия.

- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их мысли, чувства.

- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения, лежащие в основе ситуации.

Диагностический материал:

Для детей 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка», «Помощница» (Приложение № 3).

Для детей 12 лет – предъявляются картинки «Секрет» (Приложение № 3).

Для детей 13 лет – предъявляются картинки «Случай во дворе» (Приложение № 3).

Для детей 14 лет – «Футболист» (Приложение № 3).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно рассмотреть их и сказать, что на них произошло.

Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных вопросов.

Предлагается дать оценку героям и их действиям.
Анализ результатов


Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Лишь иногда требуют помощь в форме стимуляции внимания или наводящих вопросов.

Чаще всего они самостоятельно справляются с заданием.

Нуждаются в организующей помощи в форме наводящих вопросов или дополнительных объяснений.

Помощь принимают, с заданием в целом справляются. Испытывают небольшие трудности при определении эмоциональных состояний героев.

С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно.

Помощь не принимают.


Для 13 лет


Для 11 лет


Для 12 лет




  1. Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми сюжетами.

Цель:

- Оценка качества внимания и восприятия.

- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Возможности выявления нелепостей.



- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны задания.

- Оценка чувства юмора.

Диагностический материал:

Предъявляют картинки:

- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)

- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «Кот-футболист» (Приложение № 7)

- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)

- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).

Процедура обследования:

Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.

Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна, назвать элементы нелепостей.

Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании картинки.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Очень живо, эмоционально, часто со смехом, описывают обнаруживаемые ими нелепости.

Объясняют, почему такое не может быть.

В помощи практически не нуждаются.

Не сразу воспринимают комическое содержание сюжета.

Нуждаются в активизации внимания, помощи в виде наводящих вопросов. Обычно обнаруживают 60-80% изображенных нелепостей.

Четкая адекватная реакция отсутствует.

Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция отсутствует.

Описывают конкретно изображенное на картинке.


- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз» (Приложение № 7)



- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «на море» (Приложение № 7)


- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес» (Приложение № 7)


- Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море», «Летний день» (Приложение № 7).



  1. Исследование способности проводить исключения предметов и понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным признакам.


Цель:

- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и синтез.

- Оценка категориального мышления.

- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных признаков.

- Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов (Приложение № 11).

Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит ко всем остальным.

Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

Так строка за строкой подвергается логическому анализу.
Анализ результатов


Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Чаще всего не нуждаются в дополнительной помощи, легко находят «лишнее» слово и объясняют, почему оно лишнее, объединяя 4 слова общим понятием.

Нуждаются в предварительном объяснении принципа действия. Необходима значительная помощь при выполнении исключений.

Затрудняются в обобщении. Часто затрудняются объяснить, почему названное ими слово лишнее.

Словесно – логическое мышление развито слабо.

Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна. Задания непосильны.




МАЙ

ОКТЯБРЬ

ВЕСНА

АПРЕЛЬ

ДЕКАБРЬ

СИНИЦА

ВЕТКА

ВОРОБЕЙ

СОРОКА

ГОЛУБЬ

ПАЛЬТО

ПУГОВИЦА

ПЛАТЬЕ

ЮБКА

БРЮКИ

БУЛКА

СУШКА

БАТОН

ХЛЕБ

МОРОЖЕНОЕ

АБРИКОС

АПЕЛЬСИН

ЯБЛОКО

КОСТОЧКА

ГРУША

ПОВАР

ШОФЕР

УЧИТЕЛЬ

ПРОФЕССИЯ

ВРАЧ

СРЕДА

ПОНЕДЕЛЬНИК

УТРО

СУББОТА

ПЯТНИЦА

ВОРОНА

ДЯТЕЛ

ЛАСТОЧКА

ВОРОБЕЙ

СИНИЦА

ТУЧА

ГРОМ

СОЛНЦЕ

ДОЖДЬ

МОЛНИЯ

ЦИФРА

БУКВА

СЛОГ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ГРАБЕЖ

НАПАДЕНИЕ

ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЕ

ХУЛИГАНСТВО

РАЗБОЙ

РИСУНОК

КАРТИНА

ГРАФИКА

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

СЛОВО

ОКОНЧАНИЕ



  1. Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

- Оценка обучаемости.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются определенные закономерности.

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые должны быть проанализированы на основе существенных признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом (Приложение № 22).


Например: Собака Рыба__________________

Шерсть сеть, рыбак, лодка, вода, чешуя

Анализ результатов


Дети с нормой интеллекта

Дети с задержкой психического развития

Дети с умственной отсталостью

Имеют достаточно высокий уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности.

Дети легко и быстро справляются с заданием.

Испытывают трудности при проведении операции синтеза.

Испытывают значительные сложности при проведении первых заданий, но после дополнительных объяснений справляются с заданием.

Дети хотя и с трудом, но усваивают общий принцип. Пользуются им в части вариантов осмысленно.

Это задание не понимают.

Большая по объему помощь остается неэффективной.




ДОМ

СЛОВО




ЛЕТО

ЗИМА

КИРПИЧ

..




ЖАРА

.

ЧАСЫ

ГРАДУСНИК




СТОЛ

КАСТРЮЛЯ

ВРЕМЯ

……




МЕБЕЛЬ

.

СУК

ПАЛЕЦ




КЛЕТКА

АКВАРИУМ

ДЕРЕВО

..




ПТИЦА

.

РЫБА

ЯЙЦО




ОСЕНЬ

ЗИМА

ЧЕШУЯ
СОБАКА

..
ВОРОНА




ЛИСТОПАД
ЧАЙ

.
СУП

ШЕРСТЬ
МОРКОВЬ

..
ЯБЛОКО




САХАР
ЛОШАДЬ

..
КОРОВА

ЗЕМЛЯ

..




ЖЕРЕБЕНОК

.