Файл: Исследование общей осведомленности. Цель Определить запас знаний и представлений об окружающей действительности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведро Кастрюля
Вода Металл, крышка, огонь, суп, половник
Река Лес
Рыба Ягоды, деревья, грибы, звери, охотники
Золото Камень
Металл Булыжник, дорога, гора, камнетес, минерал
Бумага Ткань
Дерево Платье, ножницы, игла, хлопок, портной
Повар Почтальон
Пища Бумага, велосипед, дорога, письма, человек
Чувство Ощущение
Любовь Свет, брат, голод, красота, холод
Солнце Луна
Свет Ночь, звезды, темнота, луноход, спутник.
Море Река
Акула Вода, тина, лодка, щука, рыбак
Дерево Куст
Фрукты Листья, ветки, колючки, муравьи, ягоды
Голубой Бледно-голубой
Цвет Стекло, платье, цветок, оттенок, бант
-
Исследование понимания литературных текстов.
Цель:
- Выявить понимание скрытого смысла текста.
- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.
- Оценить умение делать выводы и умозаключения.
- Оценка умения использовать помощь.
- Оценка состояния речи.
Диагностический материал:
В качестве диагностического материала используются:
Для детей 11 лет - рассказ “Жадная собака”(Приложение № 15)
Для детей 12 лет – рассказ "Лев и лиса"(Приложение № 15)
Для детей 13 лет – рассказ "Осел и муравей"(Приложение № 15)
Для детей 14 лет – рассказ “Голодный человек”(Приложение № 15)
Процедура исследования:
1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.
2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Чаще справляются самостоятельно, лишь иногда возникает необходимость в помощи в форме наводящих вопросов. Они проводят анализ содержания рассказов, делают выводы, эмоционально реагируют на содержание. | Нуждаются в помощи, которая оказывается в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационного выделения значительных слов, понятий, разъяснений, актуализации прошлого опыта. Эмоции не имеют яркого проявления. Дети скорее напряжены и легко теряются. | Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не эффективной. |
Литературные тексты, используемые для обследования детей 11-14 лет
Жаднаясобака.
Шла собака по дощечке и несла в зубах мясо. Посмотрела она на воду и увидела там другую собаку, несущую мясо в зубах. Решила она её мясо забрать, своё в воду бросила и кинулась отнимать мясо у той собаки. Но той собаки вовсе не было, а её мясо волной унесло.
Голодныйчеловек.
Шел по дороге голодный человек. Зашел он в магазин, купил буханку хлеба, съел её, но не наелся. Пошел, купил батон. Съел. Опять не наелся. Тогда он купил пряник. Съел его и сразу наелся. И говорит: «Зачем только деньги тратил, надо было сразу пряник купить, и наелся бы сразу».
Левилиса.
Заболел царь зверей Лев. Лежит у себя в пещере и на охоту ходить не может. Приходят разные звери навестить льва, пришла и лиса. Подошла к пещере, а в пещеру не заходит. Лев приглашает её: «Заходи ко мне лисонька», а она ему отвечает: «Вижу я много следов, которые ведут к тебе, а обратных следов не вижу».
Оселимуравей.
Дружили муравей и осел. И вот однажды встречаются они, и муравей спрашивает: "Почему ты, осел, такой грустный?" "Я такой голодный" – отвечает осел. "Не грусти, ослик. Я тебе помогу. Иди по этой дороге и там, за пригорком, увидишь высокую, сочную траву, вот и наешься". Обрадовался осел, побежал по дороге искать траву. Бегал-бегал, ничего не нашел. Обиделся осел, решил, что муравей обманул его. Как ты думаешь, обманул муравей осла или нет?
-
Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.
Цель:
- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.
- Оценка умения делать обобщения.
- Оценка уровня речевого развития ребенка.
- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.
- Оценка внимания, восприятия.
Диагностический материал:
Детям 11 лет – предлагаются серии: «Трусиха», «Случай на реке» (Приложение № 19)
детям 12 лет – предлагается серия: «Ежик» (Приложение № 19)
детям 13 – 14 лет – предлагается серия: «Фермер» (Приложение № 19)
Процедура обследования:
Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом. Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они рассказывают.
Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Выполняют задание без труда. Легко устанавливают причинно-следственные отношения. Составляют рассказ с учетом сюжета. Делают выводы. Легко пользуются речью, лишь изредка нуждаются в уточняющих вопросах. | Испытывают трудности на всем протяжении работы, им нужна помощь при установлении причинно-следственных отношений и в еще большей степени при составлении рассказа. С заданием справляются с помощью взрослого. | Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна. |
«Трусиха»
«Случай на реке»
«Ёжик»
«Фермер»
-
Оценка умения выделять существенные признаки предметов при проведении сравнений.
Цель:
- Выявить запас и точность представлений.
- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.
- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.
- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной деятельности.
- Оценка способности к отвлеченному мышлению.
Процедура исследования:
Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие названных мною двух предметов, явлений».
Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и тапочки и др.
Анализ результатов:
Дети с N интеллекта | Дети с ЗПР | Дети с УО |
Без труда справляются с заданием, понимают, что от них требуется. Проводят сравнения по существенным признакам, проявляя при этом эмоциональное оживление. | Не сразу понимают смысл задания. После предварительного объяснения принципа действия проводят сравнения по существенным и второстепенным признакам. Но при оказании помощи в форме наводящих вопросов чаще дают правильный ответ. | Сравнение не проводят, задания не осмысливают. |
-
Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.
Цель:
- Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет.
- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний, поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.
- Оценка образного мышления, представлений.
- Оценка качества речи, умения выражать мысли.
- Оценить умение вербального выражения умозаключений.
- Выявление возможности применения их в жизни.
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.
Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 24).
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Лишь изредка затрудняются при объяснении некоторых иносказаний. Чаще объясняют их легко и с хорошим эмоциональным подъемом. Легко выражают свои мысли. | Чаще проводят работу с помощью. Метафоры в контексте понимают легче. . Иногда им представляется выбор правильного ответа из двух – трех вариантов. Без помощи объясняют знакомые метафоры или легкие варианты заданий (золотые руки, золотая голова, старый друг). | Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания. |
Процедура обследования:
Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение № 24).
Примеры поговорок:
- «Как аукнется, так и откликнется».
- «Шило в мешке не утаишь».
- «Куй железо пока горячо».
- «Семь раз отмерь, один отрежь».
Примеры пословиц:
- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
- «Не руби сук, на котором сидишь».
- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Легко справляются с объяснением скрытого смысла пословиц и поговорок. Четко выражают свои мысли и объясняют случаи применения их в жизни. Работу проводят быстро на эмоциональном подъеме. | Справляются с заданием с помощью взрослого и при использовании их жизненного опыта, примеров из жизни. Выбирают чаще правильное объяснение из 2х – предложенных вариантов. Часто имеется внутреннее понимание пословиц и поговорок, но при невозможности выразить их смысл словами. | Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и оказываемая им помощь оказывается неэффективной. |
Метафоры, пословицы и поговорки, используемые для обследования детей 11-18 лет
Метафоры:
Свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы, глухая ночь, старый друг, светлая голова, золотое сердце, золотые руки, язык без костей и т.д.
Поговорки:
-
«Как аукнется, так и откликнется». -
«Шило в мешке не утаишь». -
«Куй железо пока горячо». -
«Семь раз отмерь, один отрежь». -
«Весенний день год кормит». -
«Хлеб – всему голова». -
«А ларчик просто открывался». -
«Друзья познаются в беде».
Пословицы:
-
«Не рой яму другому, сам в нее попадешь». -
«Не руби сук, на котором сидишь». -
«Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». -
«Долог день до вечера, коли делать нечего» -
«Дерево живет корнями, а человек друзьями». -
«Не в свои сани не садись». -
«Глаза бояться, а руки делают». -
Исследование школьных знаний.
Цель:
- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с программой.
Материал:
Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной программе (Приложение № 25, 26).
Процедура проведения:
Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней задания.
Анализ результатов
Дети с нормой интеллекта | Дети с задержкой психического развития | Дети с умственной отсталостью |
Выполняют задание самостоятельно или по наводящим вопросам. | Испытывают желание понять смысл задания, проявляют большую заинтересованность. Необходима организующая помощь. Способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. | Выполняют совместно, частично. Помощь использовать не могут. Перенос на аналогичные задания не осуществляют. Задания часто выполняют формально. Мотивация слабая. |