ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МАТЕРИАЛЫ
ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ РАО
Тема:
17.10.2022
День музыки
5 -7 класс

Всероссийский проект «Открытые уроки»
СМОТРЕТЬ
https://disk.yandex.ru/d/TsCuUY7uqwwAtQ
«Ритм жизни - музыка»
Вместе с ведущими вы пройдёте по выставочным залам музея музыки, вспомните о физической природе звука и
многообразии его использования в музыке.
А также узнаете:
Что сделали для мирового музыкального искусства
Игорь
Стравинский,
Александр
Скрябин и другие великие композиторы?
Какие традиционные инструменты можно встретить в разных регионах нашей страны?
Как связаны музыка и математика?

Ролики Всероссийского проекта
«Открытые уроки»
2d-ролик
«Об истории музыки»
«Великие русские
композиторы»
СМОТРЕТЬ
https://disk.yandex.ru/d/UJY_y9jg6o1JTg

КНИГИ
Мария Бершадская «Большая маленькая девочка. История 4.
Семь с половиной крокодильских улыбок», 0+
повесть, КомпасГид, 2017 – 48 с
История повествует о том, как удивительная большая маленькая девочка Женя впервые пошла в школу. Женя не похожа на других, ведь чтобы заплести ей косы,
маме приходится встать на табурет. Но зато в Жениной душе всегда звучит внутренняя музыка, интересная и увлекательная. А ещё Женя так ждала школу, но с самого начала всё не заладилось: накануне Женю отвели к стоматологу, и она лишилась всех своих крокодильских улыбок, а первого сентября обнаружила, что ей не только парта, но и вся школа МАЛА. Как же теперь быть? Может, лучший друг Мишка, как всегда, что-нибудь придумает?
Вопросы для обсуждения:
§
Папа говорит Жене, что у каждого человека, даже если он уже вырос, есть
ВНУТРЕННИЙ РОСТ. Жене пока не очень понятно, что нужно делать для этого роста,
который внутри. Она предполагает: «Гулять под дождём? Петь песни? Есть какую- нибудь полезную гадость?» А ты как думаешь, что такое внутренний рост? Что нужно делать для него?
§
Женя с первых же минут в школе попадает в неприятности. Как она себя чувствует?
А как реагирует? Как достойно выходить из таких ситуаций?
§
Женя говорит: «Со мной всё время случается что-то интересное». Какими качествами обладает Женя? Не потому ли с ней всё время случается что-то интересное, на её
взгляд?
§
Женя не похожа на других ребят. Мешает ли ей это быть счастливой?


КНИГИ
Нина Дашевская «Вивальди. Времена года. Музыкальная история», 6+
повесть, Детское время, 2022 – 64 с.
Разговоры главного героя Антона с его потрясающим внимательным дедушкой переносят читателя на 250 лет назад, в то время, когда жил и творил великий композитор Антонио Вивальди. Именно тогда Вивальди создаёт свой знаменитый цикл концертов «Времена года». Спустя два с половиной столетия другой мальчик с восторгом и замиранием сердца слушает это произведение под руководством любимого деда. Дедушка учит внука слушать и слышать музыку,
улавливать в ней настроения природы, шум грозы и шелест ветра, лай собак или гул праздничной суматохи.
Вопросы для обсуждения:
§
Знаешь ли ты других композиторов? Знаком с их творчеством? С кем из композиторов прошлого ты хотел бы встретиться?
§
Какие качества помогли Вивальди стать великим композитором?
§
Какие качества помогают Антону и дедушке изучать музыку?
§
В книге есть фраза: «У человека много струн внутри, разных. И бывает так,
точно что-то попадёт, и у тебя отзывается внутри, звенит». Как ты понимаешь эту фразу? От чего у тебя в душе «звенит», от каких дел, событий?
§
Как ты понимаешь слово «наследие»? Что может обозначать это слово?
§
Задание: вместе послушать любой отрывок из цикла «Времена года». Какие чувства остались после прослушивания? О чём для тебя эта композиция?

КНИГИ
Сергей Георгиев «Вольфганг Амадей Моцарт. Светлый ангел», 6+
биография, Издательский дом Мещерякова, 2018 – 32 с.
Небольшая,
но необычайно красочная книга повествует о
самых значимых этапах творческого пути мастера музыки Моцарта. От детских путешествий по европейским столицам вместе с отцом и старшей сестрой,
где юный
Вольфганг исполняет вслепую музыкальные произведения, до жизни в императорских дворцах и соборах.
Вопросы для обсуждения:
§ Какой факт из биографии
Моцарта показался тебе самым удивительным? Почему?
§ Какие качества развивал в себе юный композитор в детстве и отрочестве? Как эти качества помогли ему во взрослой жизни?
§ Как ты понимаешь слово «наследие»? Что может обозначать это слово?
§ Задание: вместе послушать одно из произведений Моцарта. Какие чувства остались после прослушивания?
О
чём для тебя эта композиция?

КНИГИ
Борис Евсеев «Чайковский, или Волшебное Перо», 12+
художественная биография, Энтраст Трейдинг, 2015 – 72 с.
«Чайковский был самым большим талантом в
России...
и самым правдивым», – написал о Петре Ильиче другой знаменитый композитор,
Игорь Федорович Стравинский. Эта же мысль нашла своё воплощение и на страницах данной книги. Мы шаг за шагом знакомимся с биографией
Петра Ильича, прикасаемся вместе с ним к миру волшебства, сказок и магии – к миру музыки…
Вопросы для обсуждения:
§ Какой факт из биографии Чайковского показался тебе самым удивительным? Почему?
§ Какие качества развивал в себе юный композитор в детстве и отрочестве? Как эти качества помогли ему во взрослой жизни?
§ Задание: вместе послушать одно из произведений Чайковского.
Какие чувства остались после прослушивания? О чём для тебя эта композиция?
§ Как ты понимаешь слово «наследие»? Что может обозначать это слово?


КНИГИ
Евгения Басова «Уезжающие и остающиеся», 6+
сборник, повести, КомпасГид, 2014 – 208 с.
Три разные повести. Главные герои – подростки. В первой, «Открытые окна», главный герой проходит путь от компьютерной зависимости до осознания того, что компьютер можно нужно использовать в других целях и жить в реальной жизни. Во второй, «Танец ветра сирокко», – о подростковых переживаниях и
чувствах,
взаимоотношениях с родителями и любви. Третья, «Уезжающие и остающиеся», – о желании уехать туда, в придуманную идеальную жизнь, подальше от проблем,
безденежья и бедности.
Вопросы для обсуждения:
§ Почему Костик смог найти с Макаром общий язык? Чем Макар его привлёк?
§ Какие качества проявляет Валя? Почему она поначалу встречает непонимание к своим поступкам? Важно ли обладать такими качествами, которыми обладает она? Почему?
§ Важно ли уметь признаваться в любви? Какие качества мы развиваем, прямо говоря о своих чувствах?
§ Какая из повестей понравилась тебе больше других? Почему?

КНИГИ
Анастасия Малейко «Моя мама любит художника», 6+
повесть, КомпасГид, 2016 – 96 с.
Подростковая повесть о жизни и переживаниях необычной девочки
Лины и её семьи. Может показаться, что она самая обычная девочка,
ведь у неё всё как у всех: друзья, любимое занятие, папа и мама. Но это совсем не так. Лучшая подруга Лины – соседка, пианистка Кира
Сергеевна. Ещё Лина дружит со старушкой Гертрудой – говорящим деревом, которое растёт у неё во дворе. Больше всего на свете Лина любит собирать необычные вещи – платья , шляпы, разные безделушки
– и даже устроила целый музей у себя в кладовке.
Вопросы для обсуждения:
§ Какими качествами обладает Лина? Приятно было бы дружить с нею?
Почему?
§ Лина определяет картины как «живые» и «неживые». Как ты думаешь, по каким параметрам, ощущениям можно так говорить о картинах?
§ Лине нравится мальчик из класса, корректно ли она себя ведёт по отношению к нему? Почему?
§ Откуда у Лины такая любовь к музыке?
§ Какую роль в жизни Киры играет Кира Сергеевна?

КНИГИ
Нина Дашевская «Около музыки», 12+
сборник рассказов, КомпасГид, 2018 – 128 с.
Каждый рассказ,
написанный тонко и
гармонично,
складывается в единую картину, которая воспринимается как единая повесть. Эта повесть о дружбе и одиночестве, о том, что творится внутри у всех героев рассказов, юных ребят. И о Музыке. В каждом рассказе герои каким-то образом связаны с
музыкой,
музыкальной школой или музыкальным инструментом. У каждого – своя интересная история,
в которой музыка выделяет их из толпы или помогает пережить какую- то сложную жизненную ситуацию.
Вопросы для обсуждения:
§ Какими качествами обладает Аркадий? Чем его так вдохновляет скрипка?
§ Почему Никита захотел подружиться с Осей? Что их объединило?
§ Какие качества характеризуют Лёльку? Почему она себя так интересно ведёт?
§ Чему учит нас эта книга?
§ Какой из рассказов тебе понравился больше других? Почему?


КИНОУРОК
«Великий», 6+
История о внутреннем росте эгоистичной и обиженной на всех девочки под началом прекрасного и мудрого педагога. Юная Катя по прозвищу Скала прекрасно поёт, но абсолютно не видит смысла развивать в себе это умение. Волею судьбы она встречается с удивительным педагогом по музыке Верой Дмитриевной, которая стала свидетелем неудавшегося воровства девочкой в магазине чупа-чупса. Вместо нарекания учительница предложила оплатить покупку и пригласила к себе в студию. Вера
Дмитриевна заверила Катю, что денег с неё не возьмёт, ведь она уверена,
что талантам нужно помогать. Лишь много позже Катя догадалась, что учительница много помогает ученикам за свой счёт.
Вопросы для обсуждения:
§ Как Вера Дмитриевна смогла «укротить» Катю? Каким отношением?
§ Какими качествами обладает Вера Дмитриевна как педагог?
§ Чему учит нас фильм? Как вы можете совершать благородные поступки?
§ Какое впечатление произвёл на вас фильм?
§ Какие качества сумела раскрыть в себе Катя?
Качество: справедливость
https://kinouroki.org/velikiy
СМОТРЕТЬ

КИНОУРОК
«Мой друг Дима Зорин», 6+
Дима Зорин – удивительный мальчик. Каждый его поступок служит окружающим компасом благородства, честности, верности своим идеалам. Однажды вместе со своим хором Дима выступал в детском саду с концертом, где он услышал волшебную мелодию. Композицию написал особый мальчик с синдромом
Аспергера. Дима загорелся идеей показать миру это волшебное произведение и написал к ней добрые слова, превратив мелодию в песню. Дима сумел объединить для исполнения этой песни много людей, каждый из которых через это общее дело смог стать добрее, чище и отзывчивей.
Вопросы для обсуждения:
§ Чему учит нас фильм? Как вы можете совершать благородные поступки?
§ Какое впечатление произвёл на вас фильм?
§ Каким предстаёт Дима Зорин в начале фильма? Как его характеризует эпизод записи в хоре? («Спасибо. Только как я буду выглядеть? Пришёл с Оксаной,
её не взяли, а я буду петь. Это как-то неправильно, Вы так не думаете?»)
§ Как вы думаете, почему было важно Диме помочь Егору? Только ли потому,
что Егор болен?
§ Почему и другим людям важно было услышать музыку, которую сочинил
Егор?
Качество: благородство
https://kinouroki.org/dima-zorin
СМОТРЕТЬ


КИНОУРОК
«Хорошие песни», 6+
Волею судьбы соседкой мамы и шестилетнего сына становится старушка Галина
Фёдоровна, которая возвращается с дачи. Любое её выказывание – это критика:
молодёжи, интерьера вагона, управляющего дачным кооперативом. Мальчик с удивлением смотрит на такую ворчунью. С первых минут легко заметить, что малыш очень воспитан и добр сердцем. Когда ему попался счастливый билет,
главным его желанием стало, чтобы всем остальным тоже попались счастливые билеты.
Вопросы для обсуждения:
§
Мальчик неординарно думает и высказывает свои мысли свободно, не боится проявлять себя, показывать доброту своего сердца. Как ты думаешь, судя по такому поведению ребёнка, какими качествами обладает его мама?
§
Как ты думаешь, отчего сердце Галины Фёдоровны зачерствело? Легко ли ей было перенастроить своё отношение к окружающему?
§
Ребята (хор) в вагоне проявили себя с самой доброй и красивой стороны и получили в ответ то, что к ним окружающие повернулись тоже самой своей доброй стороной. Исходя из этой мысли, как ты думаешь, в чём состоит ответственность каждого человека при его общении с другими?
§
Чему учат песни, прозвучавшие в киноуроке? Какое состояние они передают?
§
Знаешь ли ты ещё подобные мудрые песни? Составь плейлист из таких песен.
Качество: благородство
https://kinouroki.org/horoshie-pesni
СМОТРЕТЬ

МУЛЬТФИЛЬМЫ
«Мой друг Дима Зорин», 0+
Однажды родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. Ребятам было скучно и, когда наступил антракт, они не пошли в буфет, они запрыгнули в оркестровую яму. Что тут началось!
Дети перепробовали все инструменты, какие-то из них даже сломали... Вдруг явился сверчок Антонио Иннокентьевич Сверчинский – музыкальный хранитель. Он рассказал, что из-за того, что дети неправильно обращались с дирижёрской палочкой и музыкальными инструментами, музыка ушла и нужно её спасать.
Вопросы для обсуждения:
§ Каждый инструмент в мультфильме имеет свой характер. Как ты думаешь, верно ли это? Можно ли сравнить инструменты с людьми?
Каким инструментом был бы ты?
§ Чему нас учит этот мультик?
§ Арфа говорит о «струнах души». Как ты думаешь, что такое «струны души»? Как можно их задеть?
развивающий мультфильм, 26 мин., реж. Елена Куркова

МУЛЬТФИЛЬМЫ
«Малышарики. Шум и музыка», серия 146, 0+
Коротенький мультик о маленьких мудрых малышариках, которые смогли превратить шум в музыку. Нюшенька очень любит слушать музыку и танцевать. Но её отвлекает шум. Прислушавшись, Нюшенька поняла, что и шум может превратиться в ритмичную музыку. Все вместе малышарики сочинили прекрасную добрую мелодию, использовав для этого свои обычные игрушки и свой голос. А в конце серии звучит нежная песня «Что такое музыка».
Вопросы для обсуждения:
§ А вы замечали, что некоторые звуки очень похожи на музыку? Давайте вместе попробуем с помощью подручных средств наиграть маленькую мелодию.
§ Малышарики смогли договориться и вместе сыграть общую мелодию.
Какие качества им в этом помогли? (Внимательность к другому, умение слышать, смелость проявить творчество и т. д.)
§ Какое чувство осталось после просмотра?
развивающий мультфильм, 6 мин.