Файл: Методическая разработка работу подготовила Рыжкова Ирина Александровна вохма 2022 год Цель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОУ «Вохомская средняя общеобразовательная школа»

Вохомского муниципального района

Костромской области


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




Работу подготовила:

Рыжкова Ирина Александровна

ВОХМА

2022 год

Цель:

  • Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов, уважения к культурному и историческому прошлому русского народа, традициям России, формирование патриотических ценностей посредством музыкального фольклора.


Задачи:


  1. Воспитательные задачи:

  • формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство патриотизма, причастности к своему народу, к его истории и культуре;

  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;

  • учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

  1. Образовательные задачи:

  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

  • воспитывать творчески-активную личность;

  • развивать внимание, память.

Ценностные установки:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:


  • Учащиеся будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.

  • Учащиеся получат опыт ролевого взаимодействия и реализации патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

  • Дети младшего школьного возраста получат личный опыт участия в праздниках, проектах, в творческой и сценической деятельности в школе.



Участники- учащиеся 1 – 4 классов

- родители

- гости

Ход подготовки:

  1. Заранее разучить с учащимися русские народные песни.

  2. Дать задание учащимся вспомнить загадки, пословицы, поговорки.

  3. Оформить помещение, используя стилизованные элементы русской избы, горницы.

  4. Предложить всем участникам праздника отразить в своей одежде элементы народного костюма.

Ход праздника:

Ведущий.

(читает на фоне фонограммы песни муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой «Моя Россия»).
“Россия… какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то”

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва…

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.
Песня Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой «Моя России».

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Припев.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Припев.
Ведущий.

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.
Ведущий.

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мшистом?

В радости ли?

В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Ведущий.

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а с песней? С песней на Руси родились!
(Звучит фонограмма песни «Травушка-муравушка»)
Ведущий.

Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
Ведущий.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели


И водили хоровод.
Ведущий.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.
Ведущий.

Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах.
Ведущий.

Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила петь, рассказать какую-нибудь бывальщину, вспомнить про свою молодость, про горести и радости.
Ведущий.

Посиделки были праздником деревенских девушек и парней. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу: девушкам напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали донце, нарезали гребни для расчёсывания конопли.
Ведущий.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.
Ведущий.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.
(Звучит фонограмма песни Муз. О.Иванова Сл. А.Прокофьева «Завалинка».)

Открывается занавес, на сцене Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!
Хозяйка.

Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице.
Хозяин.

Красны девицы, добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.
Хозяйка.

Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется.
(Звучит музыка, ребята из 1 и 2 класса подходят к сцене.)
Ведущий.

На посиделки каждый должен был что-то принести: дров для растопки печи, керосина для лампы, пшена для блинов.

(Ребята из 1 класса поднимаются на сцену.)
Девица.

В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
Хозяин.

Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Хозяйка.

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяин.

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Гость.

Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяин.

Проходите, гости дорогие.
(Хозяин усаживает гостей, на сцену поднимаются ребята из 2 класса, ребята из 3 класса подходят к сцене.)

Хозяйка.

Редкий гость никогда не в тягость.
Гость.

Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяин.

Собралось к нам гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие, проходите.
(Гости садятся на свои места, хозяева стоят на сцене.)

Хозяйка.

Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.
Хозяин.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Хозяйка.

Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.
Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость.

Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка.

В тесноте, да не в обиде!
Хозяин.

Сядем рядком, да поговорим ладком.
Гость.

Мужики здесь - мастера,

Ловко правят все дела.
Гостья.

Да и женщины под стать,

Им не станут уступать.
(Выходят на сцену ребята из 4 класса.

У девочек в руках пироги.)
Девушка.

Тара-тара-тара-гами,

Пришли девки с пирогами!

Будут петь да плясать,

Всех вокруг забавлять.
Песня «Пироги» Муз. Виталия Алексеева Сл. Инги Лейме

Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.
Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.
С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

Припев.
Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

Припев.
Хозяин. Спасибо! Проходите, гости дорогие!
(Хозяева и гости садятся на свои места.)

Гости (ребята из 4 класса)

Небылицы в лицах

Сидят в теремах - в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,

А таки, что в самый раз,

Как от меня до вас.
Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, -

Говорят собаки.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.
Сидит ежик на березе -

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.
На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.
(Из-за печи выходит Домовой.)

Домовой.

Веселитесь, а про меня-то забыли?
Хозяйка.

Домовой, Домовой!

Угощу тебя халвой!
Домовой.

Я – дед хозяйственный такой –

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды!
Ведущий.

Домовой живёт за печкой, следит за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень любит, когда вещи лежат на своих местах.
Гость.

А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснётся, а мяса-то и нет… Говорят, что Домовой съел.
Гость.

Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят – Домовой спёр. Что скажешь на это?
Домовой.

Поклёп всё это. Поищет-поищет человек вещь, а когда найдёт – вспомнит, что сам её вчера вечером в угол бросил. У каждой вещи в доме своё место должно быть! И это надо помнить, чтобы наутро головы не ломать.
Ведущий.

А ещё говорят, что никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.
Домовой.

Это верно: посуда, веники, лопаты, кочерга, грабли… Никто лучше меня в этом не разбирается.
Ведущий.

Это точно! Ты всё знаешь!

А сейчас для вас, ребятки,

Загадает он загадки.

Знает, знает наперед -

Вы смекалистый народ.
(Домовой загадывает загадки, дети отгадывают загадки и вместе с ведущими находят в горнице предметы.)
- Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает. (ухват)
- Кривой конь лезет в огонь. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке. (кочерга)
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)
А ещё отгадаете загадку?

- Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (чугунок)

А кашка-то хороша получилась…
Ведущий.

Молодцы, знаете домашнее хозяйство.
Домовой.

Что правда, то правда. Молодцы! Но похвалите и меня.


Ведущий.

И тебя похвалим – уж больно твои загадки понравились. И весёлые, и смешные, и умные были. Сядь, отдохни, на ребят посмотри.
Домовой. Сяду, посмотрю и на вас погляжу.
Ведущий.

Во время посиделок любили гости не только небылицы рассказывать, попеть, но и поиграть.
Хозяин.

А давайте поиграем?
Гости.

Давайте.
1.Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)
Девочки:

"Бояре, вы зачем пришли,

Молодые, вы зачем пришли?"

Мальчики:

"Княгини, мы невесту выбирать,