Файл: Методическая разработка работу подготовила Рыжкова Ирина Александровна вохма 2022 год Цель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Молодые, да невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Мальчики:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят
Мальчики:
Княгини, а мы пряничком её,
Дорогие, а мы пряничком её
Девочки:
Бояре она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест!
Мальчики:
Княгине, а мы плеточкой её,
Дорогие, а мы плёточкой её!
Девочки:
Бояре, она плёточки боится,
Дорогие, она плеточки боится!
Мальчики:
Княгине отворяйте ворота,
Отдавайте нам невесту навсегда!
(Выбранная девочка с визгом убегает, мальчики стараются её поймать.)
2.Игра «У медведя во бору».
Играют две команды. Они ходят возле берлоги собирают ягоды и произносят следующие слова:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
(Медведь выскакивает и ловит ребят, пойманных детей отводит в берлогу.)
3.Русская народная игра «Колечко» (дети играют под фонограмму «Завалинка»)
Хозяин.
Хорошо поиграли, гости дорогие.
Хозяйка.
А вы, гости дорогие, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. И для вас у нас есть забава.
Хозяин.
Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, гостюшки, поплясать для меня?
Гости.
Сумеем.
Девочка.
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
(Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».)
1. – Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
2. – Некому березу заломати,
Некому кудрявузаломати.
Люли, люли заломати.
3. – Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
4. – Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
5. – Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Мальчик:
"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"
(Звучит песня «На горе то калина», мальчики и девочки исполняют танец.)
-
На горе то калина
Под горою малина.
Ну, что ж кому дело калина,
Ну, кому какое дело малина.
-
Там девицы гуляли.
Там красные гуляли
Ну, что ж кому дело гуляли,
Ну, кому какое дело гуляли.
-
Калинушку ломали.
Во пучочки вязали.
Ну, что ж кому дело ломали,
Ну, кому какое дело вязали.
-
На дорожку бросали
На дорожку бросали.
Ну, что ж кому дело бросали,
Ну, кому какое дело бросали.
-
На горе то калина
Под горою малина.
Ну, что ж кому дело калина,
Ну, кому какое дело малина.
(После танца ребята садятся. Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих обращаются друг к другу.)
1-ая.
Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.
2-ая.
Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки.
Домовой.
Ой, вы, гости дорогие! Мне пора домой, на свою печку.
Ведущий.
Русской печки нет добрее:
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Спать в тепле ребят уложит.
Домовой.
Словно бабушка моя,-
Нам печка улыбается,
И сразу между кирпичей
Морщинки разбегаются.
Ведущий.
Бегут от вьюшки до чела,
Повсюду перекрещены.
На них поближе посмотри,
А это – просто трещинки!
(Домовой уходит.
Выходит из зала мальчик, он ведёт за руку самовар._
Самовар. Я иду, иду, иду.
Мальчик. Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!
Хозяйка.
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей!
Гость.
Тары-бары-растабары.
Выпьем чай из самовара!
Гость.
С сухарями! С кренделями!
С бубликами вкусными!
С сушками, ватрушками!
Все гости (поднимаясь)
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара!
Гостья.
Чаю сладкого попьем.
Все гости.
Нашу песенку споем!
Песня «Самовар» Муз. Д. Тухманова Сл. Ю. Энтина
Жил поживал самовар, самовар,
Был он не молод, не стар самовар.
Он на работе кипел, самовар,
Песню такую он пел:
Припев:
Пых-пых, тумба-тумба, самовар,
Тумба-тумба, тумба-тумба,
Русский самовар.
Пых-пых, тумба-тумба, самовар,
Тумба-тумба, тумба-тумба,
Русский самовар.
Пусть неуклюж он на вид, самовар,
Но на Руси знаменит!
Чайник с почтеньем большим, самовар,
Робко стоит перед ним.
Припев.
Всем он приносит тепло, самовар,
Много воды утекло, самовар,
Медью сверкают бока, самовар,
Топает через века самовар.
Ведущий.
На русские посиделки приходила и бабушка – Потешница.
Бабушка – Потешница.
Я весною на завалинке,
А зимою в горнице посиживаю.
Сижу, на народ всегда гляжу.
Всё всегда запоминаю
И в копилку собираю.
Вот моя корзинка – копилка.
Она полна – полнёхонька всякой всячины.
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней – погляжу.
(Бабушка – Потешница садится с детьми, загадывает загадки о музыкальных инструментах.)
Бабушка – Потешница.
Ну что ж, готовы?
Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется (свирель)
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (балалайка)
Ведущий.
Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент
Это — один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа. Её ещё называли «балабайка», что значит балакать, болтать, пустозвонить.
Бабушка – Потешница.
Круглый, яркий и тугой.
Есть и голос – бас густой.
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока! (бубен).
Бабушка – Потешница.
Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Садко? (гусли)
Ведущий.
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Основной материал для изготовления гуслей - клен-явор. Поэтому гусли называли иногда "яровчатые". А с тех пор, как стали использовать металлические струны вместо жильных, гусли стали называть "звончатыми".
Бабушка – Потешница.
Тут же сразу тянет нас
На частушки и на пляс,
Если весело Серёжка
Заиграет на... (гармошке)
Ведущий.
Гармонь (или гармоника) - это исконно русский музыкальный инструмент. Веками не было праздника на Руси без пения и плясок под гармонь, а на селе и сейчас без нее не обходится ни одно радостное событие.
Гость.
Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки.
Мой дружочек, ох хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула, он упал.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я, как картинка.
Мы с веселой песней дружим,
И по-русски говорим,
Хорошо живем, не тушим,
Без сметаны хлеб едим.
Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка - в тарантас
,
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ!
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Но гармошка так играла,
Я не удержалася.
Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Хозяйка: гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,
да сказочку послушать?
Ребята. Хотим.
Хозяйка. Хозяин, расскажи сказку!
Хозяин. Вот ещё! Приходил дед Овёс, он и сказки унёс. В речке щука да елец, вот и сказочке конец.
Гость.
Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку сначала.
(Хозяйка машет головой.)
Бабушка – Потешница.
Ну и сказки! А на посиделки в деревне собирались не только песни петь, да хороводы водить. Ещё рассказывали сказки. Вслушайтесь в слово «сказка»… сказка сказывается, рассказывается…
Отгадайте загадку:
Вот она какая, большая – пребольшая.
Вытащить её решили, вшестером одну тащили.
Но уселась крепко. Что же это? (Репка)
А сейчас мы исполним сказку «Репка».
(Бабушка – Потешница рассказывает сказку «Репка», а дети из зала инсценируют.)
Бабушка – Потешница.
Ай да, молодцы. Спасибо вам.
А для этих гостей(показывает в зал), званых да почётных, я приготовила игру. Ну-ка, кто из вас пословицы говорить горазд? Туесок я открываю, пословицу достану. Прочитаю поскорей, доскажите веселей.
Я буду говорить начало пословицы, а вы должны будете её закончить:
Без труда ………………..(не вынешь рыбку из пруда).
Играй, играй……………..(да дело знай).
Пирог на стол-………….(праздник в дом).
Не красна изба углами,………..(а красна пирогами).
Бабушка – Потешница.
Ай да, молодцы. Спасибо вам.
Гость.
Посидели, повеселились, пора и честь знать.
Гость.
Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок.
У меня хорош квасок
И варенья, и соленья...
Заходи без стесненья!
Гость 1.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
Гость 2.
Большого здоровья!
Гость 3
С новым вас урожаем!
Гость 4.
С вкусными блинами, пирогами!
Песня «Ай, спасибо хозяюшке!»
Ай, спасибо хозяюшке
За мягкие пирожки.
Ай, ли, ай, люли.
За мягкие пирожки.
Да спасибо тому,
Кто хозяин во дому.
Ай, ли, ай, люли.
Кто хозяин во дому.
Ай, спасибо хозяюшке
За мягкие пирожки.
Ай, ли, ай, люли.
За мягкие пирожки.
(Ребята стоят на сцене до окончания праздника, звучит фонограмма песни «Балалайка».)
Гость.
Мы гордимся стариною.
Стала нам она родною.
Мы за вечер утомились.
Танцевали, веселились.
Бабушка-Потешница.
В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.
Ведущий.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад,
Делу время, а потехе
Рады люди как – никак.
Ведущий.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
Ведущий.
Не потухнет, не погаснет,
Если ты на нём не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.
Ведущий.
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси-
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Ведущий.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Ведущий.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
Ведущий.
Что ж вы, гости?
Не сидите, к самовару
подходите!
Угощайтесь, не стесняйтесь,
С нами попрощайтесь.
(Ребята под музыку проходят к гостям и угощают пирогами и конфетами.)
Ведущий.
На этом наш «Праздник русской души» подошёл к концу, угощайтесь, гости дорогие!
Используемая методическая литература:
История культуры русского народа / А.В. Терещенко.-М.: Эксмо, 2007.- 736 с.: ил.
Календарные фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. – М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – (Мозаика детского отдыха).
Музыка: учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. / Авторы - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2005. – 128 с.: ил.
Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелева.-М.: Русская книга, 1992.- 608 с., 24 л. ил.- (Б-ка русского фольклора; Т. 12).
Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. / Авторы: Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.,2007.
Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина.-М.: Худож. лит., 1985.-367 с. (Классики и современники).
Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина; Предисл. В.Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В.Аникин.-М.: Худож. лит., 1988.-431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит-ра)
Русский фольклор. Редактор – составитель Н.Н. Миронова – М.: Дрофа - Плюс, 2008. – 256 с.