Файл: Сущность государственного управления и исполнительной власти. Соотношение понятий исполнительная власть и государственное управление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
События — это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.
Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых - от воли людей не зависит.
18. Виды административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения – общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:
- Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
- Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
- правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)
По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:
- внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
- внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.
Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.
Главные же, определяющие – внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.
Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:
- материальные (административно-правовые),
- административно-процессуальные,
- административно-договорные.
Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.
Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).
Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:
- защищаемые в административном порядке;
- защищаемые в судебном порядке.
19. Административно-правовой статус граждан РФ.
Административно-правовой статус гражданина – это комплекс его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Данный статус гражданина определяется, прежде всего, объёмом и характером его административной правосубъектности, которая складывается из административной правоспособности, административной дееспособности, прав, обязанностей и ответственности за их реализацию.
Административная правоспособность – это признаваемая за гражданином возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения и прекращаются его смертью. Однако ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести позже. В то же время некоторые права прекращаются ещё до смерти. Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств.
Административная дееспособность – это реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами. В отличие от правоспособности административная дееспособность может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т. д.).
В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. В административно-правовой сфере гражданин вправе осуществлять отдельные права и в более раннем возрасте. Ответственность за совершение административных правонарушений наступает с 16 лет. Естественно, те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.
Административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей: 1) он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм; 2) нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права; 3) права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, имеют неотчуждаемый характер, т. е. они не могут быть кому-то передоверены, переданы каким-либо иным способом; 4) основу содержания административной правосубъектности гражданина могут составлять: а) только права без каких-либо обязанностей; б) только обязанности; в) и права, и обязанности одновременно.
Различают общий, особенный и специфический административно-правовые статусы как разновидности и части единого административно-правового статуса гражданина. Общий административно-правовой статус гражданина составляют всеобщие (основные, конституционные) права и обязанности, закреплённые в гл. 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения.
Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Эти права и обязанности реализуются гражданами, выступающими в каком-либо особенном положении: предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т. д.
Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. Такие права и обязанности граждане приобретают по своему желанию, личному интересу, для удовлетворения своих сугубо индивидуальных потребностей, а также в силу особых жизненных обстоятельств. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, права и обязанности охотников-любителей, водителей-любителей, спортсменов-непрофессионалов, туристов, коллекционеров и т. д., а также таких категорий граждан, как безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, лица без определённого места жительства и др. Во многих случаях специальный статус оформляется официально с выдачей документа (удостоверения и проч.) Для каждого специального статуса субъекта установлен определённый специфический круг прав и обязанностей.
Определёнными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. С некоторыми изъятиями они на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не оговорено федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62 Конституции РФ). Из этого общего правила установлены следующие изъятия: 1) иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдумах; 2) не несут обязанностей по военной службе; 3) не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе; 4) им не могут быть проданы земельные участки; 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну; 6) исключительно к ним может быть применена такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
20. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:
временно пребывающие в Российской Федерации;
временно проживающие в Российской Федерации;
постоянно проживающие в Российской Федерации.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (за исключением особых случаев, предусмотренных федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) обязан выехать из страны по истечении срока действия визы или иного срока, установленного для его пребывания в России, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Россию.
Иностранные граждане (лица без гражданства) пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.