Файл: 1. Мировоззрение, его определение, функции, исторические типы и уровни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для Шопенгауэра главный вопрос философствования — это вопрос о том, как избежать страдания. Сделать это помогает воля к жизни. Она развивается, но остается ущербной и незаконченной. Такое ее состояние, по его мнению, является естественным. Воля к жизни — несчастная воля, ибо она не спасает от мук и страданий. Согласно Шопенгауэру, воля наполняется этическим содержанием, когда человек отрешается от себя. Иными словами, нравственная воля представляет собой умерщвление воли к жизни и к свободе.
Свободу Шопенгауэр рассматривает как "отсутствие преград и помех. Она, по его мнению, может быть физической, интеллектуальной и моральной. Причем "физическая свобода есть отсутствие всякого рода материальных препятствий.
Свобода моральная для него выступает реализацией независимой свободой воли, которая является трансцендентальной. Воля же есть подлинное ядро человеческой личности.
Шопенгауэр возражал тем философам, которые пытались доказать, что целью человеческой жизни должно быть счастье, являющееся, по их мнению, достижимым. Для немецкого мыслителя счастье в этом мире невозможно, а идеалом выступает аскетизм святого, отшельника, избравшего героический жизненный путь, служение правде.
Ориентируя на подавление воли к жизни, этика Шопенгауэра санкционирует жизненную неволю, аскетизм и самоотречение. Шопенгауэр утверждает: "Моя философия — единственная, которая знает нечто высшее, а именно аскетизм. Этическое совершенство состоит в том, чтобы избавиться от самолюбия, от служения своему "Я и от удовлетворения личных эгоистических желаний. Аскет у Шопенгауэра принимает каждое страдание как должное.
Однако аскетизм — не конечный пункт шопенгауэровской этики. Этот пункт заключен не в "страдании, а в "сострадании.
По мнению Шопенгауэра, "всякое человеколюбие, даже истинная дружба, которое не есть сожаление, сострадание… это не добродетель, а своекорыстие.
Понимание общественной жизни Шопенгауэром отличается антиисторизмом. Мир, согласно немецкому мыслителю, постоянен, а его развитие иллюзорно. История лишь повторяет то, что уже было. Законы в истории отсутствуют, а значит, история — не наука, так как до всеобщего она не поднимается.
Шопенгауэр в своих взглядах на историю отразил умонастроения отчаявшейся части буржуазного общества, надеявшейся на изменение мира к лучшему, но потерпевшей крах на этом пути.
Согласно взглядам немецкого мыслителя, государство — это средство обуздания человеческого эгоизма. Оно не должно допускать свободы.
Шопенгауэр считал, что он опережает свое время и что его время придет. Действительно, после смерти он приобрел широкую известность. Его идеи подверглись критике, но у него были и почитатели. Так, Ф. Ницше писал: "Я принадлежу к тем читателям Шопенгауэра, которые прочитав одну его страницу, вполне уверены, что они прочитают все, написанное им, и будут слушать каждое сказанное им слово. У меня сразу явилось доверие к нему, и это доверие теперь таково же, каким было девять лет назад… Я понял его, как будто он писал для меня. Ф. Ницше называл А. Шопенгауэра вождем, который ведет "с высот скептического недовольства или критического отречения на высоты трагического жизнепонимания.
34. Проблема бытия и её трактовки в философии. Основные формы бытия. Материализм, идеализм (субъективный и объективный), дуализм как основные философские подходы к вопросу о соотношении форм бытия.
Бытие – одна из самых общих философских категорий, определяемая через соотношение с противоположной категорией небытия, «ничто», и фиксирующее свойство, присущее всему, что окружает человека. Философское значение категории бытия предполагает проблематизацию всего существующего. Содержание категории Бытия тесно соприкасается с содержанием категории «субстанция», которое заключает в себе два момента: субстанция как «существующее само по себе», ни от чего не зависящее; и субстанция как первоначало, определяющее существование всех других вещей.
Попытка осмыслить идею бытия в ее первозданности и чистоте была предпринята Парменидом. Понятие бытия у Парменида тождественно понятию субстанции как того, что существует «само по себе». Оно не порождает мир с его изменчивостью и множественностью, оно несоединимо с понятием субстанции во втором значении – как первоосновы. Попытки слить значение понятий бытия и субстанции как первоосновы мира (Гераклит) вели к подмене понятия бытия понятием становления, которое по отношению к бытию имеет противоположные характеристики. В концепции Платонасубстанцией как первоначалом выступают идеи и материя, они порождают видимый мир, а «чистое» бытие отодвигается от взоров человека, оно не постижимо для него, Единое, которое ведет абсолютно автономное существование.
В средние века категории бытия и субстанции были слиты воедино в персонифицированном образе Бога. Но в сотворенном Богом мире бытие и субстанция «расходятся»: все сотворенное лишь «причастно» бытию, но не есть само бытие. Отделение понятия субстанции от понятия бытия И. Кантом ведет к полному разделению сфер познавательной активности человека и ценностно-ориентационной, «практической». «Онтологический поворот» в философии XX в. связан с потребностью «помыслить человека» в его обособленности, конечности, временности. В новой онтологии (Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггери др.) понятие бытия отделено от понятия субстанции. Человек рассматривается во взаимодействии с бытием, оформляющим его собственную жизнь; исследуются формы проявления бытия в человеческом существовании.
Таким образом, бытие есть, прежде всего, интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, явлений и процессов, кроме одной черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
Одним из главных вопросов философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия. По способу существования бытие разделяется на два мира: материальный (природный, физический) и идеальный (сознание, психические процессы, духовный мир человека). Первый существует объективно, независимо от воли и сознания человека, «сам по себе». Второй – субъективно, т.к. зависим от воли и желания отдельных индивидов. Комбинация двух способов существования бытия позволяет выделить формы бытия: бытие самого человека; бытие вещей, создаваемых человеком; духовный мир человека (индивидуальный уровень); человеческое общество (материальная и духовная культуры), природный мир.
Дадим краткую характеристику своеобразных черт каждой формы. Природный мир – это мир физических форм, таких как неорганические минералы и стихии, растения и животные, космические и галактические явления. Мы предполагаем, что мир в его многообразии существует объективно, что он бездуховен и бессмысленен. Это основная установка научного познания, выработанная в процессе развития западного мышления. В рамках восточной философии данный принцип не работает, поскольку считается, что материальный мир является одушевленным.
Человек принадлежит одновременно к двум мирам: природному (как его часть) и духовному (что и делает его человеком). Мир материальной культуры отличается от бытия естественной природы, поскольку все продукты человеческой деятельности в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим сознанием.
Духовный мир существует в форме субъективной и объективной реальности. Субъективный дух – это психический мир человека, включающий самосознание, бессознательное, подсознание, чувства, эмоции, логическое мышление, нравственные принципы. Совместная деятельность людей в обществе порождает интерсубъективную или объективированную реальность. Это такие духовные образования
, которые являются достоянием сообществ индивидов, духовной культуры общества в целом. Подобную природу имеет язык, научное знание, религия, мораль, искусство. Духовная реальность (субъективная и объективная) не может существовать вне материальных носителей.
Общество, любые социальные системы также представляют собой тесное переплетение материального и идеального. Кроме отмеченных форм бытия, существуют еще и уровни бытия: существование в возможности (потенциальное бытие) и существование в действительности (актуальное бытие).
Объективная реальность внешнего мира не является самоочевидной, поскольку мир дан опосредованно, субъективно (и по форме и по содержанию). Философ подвергает сомнению сам факт существования внешнего по отношению к человеку мира, показания его органов чувств, теоретические концепции, возможность познания вещей в их объективности. Внешний мир, если мы признаем его существование, открывается нам через различные каналы – органы чувств (цвет, запах, форма), разум (сущность, смысл, целостность, закономерность), интуицию, озарение. Требуется интеллектуальная работа по совмещению разнообразных картин, чем, собственно говоря, занимается философия. Бытие раскрывается человеку не сразу, целиком, а в процессе длительного его познания.
Фактически все различия в философских учениях касаются различий в понимании форм бытия, трактовки их взаимоотношения и взаимодействия. Прежде всего, это различие в вопросе о том, какая из форм является основной, исходной, а какие формы производны и вторичны. Так материалисты считают исходной формой природное материальное бытие, все остальные – производными (сознание, человек, общество). Субъективный идеализм основной формой считает внутренний мира человека (субъективное бытие). Объективный идеализм в качестве таковой формы принимает объективный дух. И материализм, и идеализм имеют в равной степени фундаментальное философское обоснование, представлены великими мыслителями прошлого и настоящего. Выбор между этими позициями определяется персональными предпочтениями, типом образования (например, ученые склоняются к материализму), воспитанием, общим складом мышления.
Параллельно с двумя течениями всегда существовало и третье – дуализм, представители которого стремились к совмещению материального и духовного начал (