Файл: Лекция 2 Тема Источники самообразования и самоорганизации личности Тема Особенности самообразования и самоорганизации личности в условиях современного общества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 2
Тема 3. Источники самообразования и самоорганизации личности
Тема 4. Особенности самообразования и самоорганизации личности в
условиях современного общества
Тема 5. Творческий потенциал личности
Тема 6. Жизненный путь как программирование и как творчество
Аннотация
Данная лекция посвящена различным источникам самообразования и самоорганизации личности. Подробно разбираются основные виды и цели самообразования. Дается определение понятию «Целенаправленное самообразование». Рассмотрены различные условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.
Затрагивается аспект особенностей самообразования и самоорганизации личности в условиях современного общества, так как вопрос самообразования и самоорганизации появился достаточно давно, то вслед за изменениями окружающего нас мира, условий, как социальных, так и природных, климатических данный аспект очень сильно деформировался.
И имеет ряд серьезных особенностей, особенно под воздействием научно- технического прогресса, перехода в информационное общество. Сущностные характеристики самообразования. Объект, субъект и виды самообразования.
Поднимается вопрос творческого потенциала личности. Дается определение понятию «Творчество». Рассмотрены различные фазы творчества, а также творческий процесс в целом. Более подробно изложены такие понятия как «Мозговой штурм» и «Синектика».
Также в лекции затрагиваются вопросы жизненного пути личности, как программирование и как творчество. В первую очередь дается определение понятию «Личность». Личность как субъект жизни. Термин «жизненная стратегия». Также коротко изложены варианты жизненного пути по гипотезе
В.Н. Дружинина.
Тема 3. Источники самообразования и самоорганизации личности
В современном обществе, любому человеку чтобы соответствовать текущей реальности необходимо непрерывно совершенствовать, обновлять,
развивать свои знания и умения. Именно поэтому приходиться постоянно заниматься самообразованием, имея при этом многогранность интересов.
Свою максимальную актуальность вопрос самообразования и самоорганизации личности обрел в современных условиях быстро развивающегося информационного общества. На данном этапе развития общества во главе угла стоит именно информация, умение находить и работать с ней являются основополагающим успеха. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание [3, с. 56].
Именно этим объясняется повышенные требования к совершенствованию знаний и умений. Причем самообразование крайне важно в современном обществе не только с профессиональной точки зрения,
но и для того чтобы нормально существовать и адаптироваться в прогрессирующем обществе. Мир вокруг нас динамично эволюционирует, и для того чтобы быть его частью необходимо ему соответствовать.
Источников знания большое количество, информацию можно получать различными способами. В современном обществе предлагается разнообразный перечень услуг по повышению квалификации. Но, ни стоит забывать о том, что большая часть приобретенных знаний и технологий теряет свою актуальность примерно через лет пять. Знания, полученные путем подобных курсов, безусловно, нужны, но только этих знаний не достаточно для полноценного развития. Следовательно, самым эффективным способом повышения своего уровня мастерства является именно самообразование и самоорганизация. Непрерывное регулярное самообразование – это и есть ключевой жизненный актив человека в современном обществе, который поможет не отстать от жизни и не остаться за бортом.
Одной из самых характерных особенностей профессиональной деятельности принято считать ее динамичность, связанную с постоянными преобразованиями в области информационных технологий и ресурсов.
Становится все более очевидным тот факт, что уже имеющиеся профессиональные навыки и наработки очень быстро теряют свою актуальность и устаревают. Появляется острая необходимость в иных формах и методах работы, более полные теоретические знания смежных наук и многое другое. В связи с необходимостью соответствовать таким жестким требованиям, у человека появляется высокая потребность постоянно учиться чему-то новому и совершенствовать уже имеющиеся навыки. Человек,
ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства.
Для того чтобы достигнуть высоких результатов и определенного уровня мастерства следует осознавать и решать три основных задачи:
искать всевозможные способы и энергично пользоваться методами самообразования, саморазвития и самоорганизации.
беспрерывно работать над повышением своей квалификации и профессионального уровня; пополнять и обновлять свои знания и умения,
поддерживать хорошую творческую форму, развивать способность к динамичному усвоению современных, актуальных достижений;
постоянно отслеживать изменения в профессиональной сфере,
которые происходят под воздействием процессов информатизации,
социально-экономических и политических реформ;
Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры,
политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. В то же время, самообразование является действенным средством самовоспитания, по той причине, что оно содействует выработке
настойчивости, целеустремленности в достижении поставленных задач,
внутренней организованности. Повышает такие качества как усидчивость,
старательность, трудолюбие и другие моральные качества. А также самообразование напрямую связано с понятием самодисциплины. Данное качество является очень полезным и необходимым, особенно когда речь идет о конкуренции. Привычка делать все из-под палки пагубно сказывается на работоспособности, в тоже время самодисциплина строится на внутренних мотивах и приоритетах [3, с. 92].
В более широком смысле, под понятием самообразование принято понимать все возможные виды приобретения знаний, которые связанны с самостоятельной работой изучаемого какой-либо материал. Основной формой самообразования являются: изучение научной, научно-популярной,
учебной, художественной и другой литературы, прессы.
Самообразование также предусматривает возможность использования разнообразных вспомогательных средств: В первую очередь к таким средствам можно отнести прослушивание всевозможных лекций, докладов,
выступлений; Также различные консультации специалистов, советы коллег;
Безусловно, различные виды практической деятельности – эксперименты,
опыты, моделирование; К вспомогательным средствам также можно отнести посещение музеев, выставок, галерей. И даже просмотры концертов,
спектаклей, кинофильмов, телепередач.
Самообразование – эта такая форма образования, которая подразумевает, что человек обучает, просвещает и воспитывает самого себя.
Одним из основных мотивов является осознание человеком внутренней неудовлетворенности собственной деятельностью, желание развиваться и совершенствоваться, вслед за этим осознанием приходит острая необходимость в переподготовке и профессиональном росте. [3, с. 102].
Самообразование обязательно таит в себе личную заинтересованность.
Самообразование формируется, основываясь на потребностях, а они, в свою очередь, реализуются в различных сферах, таких как профессиональная
внутренней организованности. Повышает такие качества как усидчивость,
старательность, трудолюбие и другие моральные качества. А также самообразование напрямую связано с понятием самодисциплины. Данное качество является очень полезным и необходимым, особенно когда речь идет о конкуренции. Привычка делать все из-под палки пагубно сказывается на работоспособности, в тоже время самодисциплина строится на внутренних мотивах и приоритетах [3, с. 92].
В более широком смысле, под понятием самообразование принято понимать все возможные виды приобретения знаний, которые связанны с самостоятельной работой изучаемого какой-либо материал. Основной формой самообразования являются: изучение научной, научно-популярной,
учебной, художественной и другой литературы, прессы.
Самообразование также предусматривает возможность использования разнообразных вспомогательных средств: В первую очередь к таким средствам можно отнести прослушивание всевозможных лекций, докладов,
выступлений; Также различные консультации специалистов, советы коллег;
Безусловно, различные виды практической деятельности – эксперименты,
опыты, моделирование; К вспомогательным средствам также можно отнести посещение музеев, выставок, галерей. И даже просмотры концертов,
спектаклей, кинофильмов, телепередач.
Самообразование – эта такая форма образования, которая подразумевает, что человек обучает, просвещает и воспитывает самого себя.
Одним из основных мотивов является осознание человеком внутренней неудовлетворенности собственной деятельностью, желание развиваться и совершенствоваться, вслед за этим осознанием приходит острая необходимость в переподготовке и профессиональном росте. [3, с. 102].
Самообразование обязательно таит в себе личную заинтересованность.
Самообразование формируется, основываясь на потребностях, а они, в свою очередь, реализуются в различных сферах, таких как профессиональная
деятельность, бытовые моменты, процесс познания окружающего мира,
выработка различных качеств, способствующих реализации себя в социальной среде. Принято выделять четыре основных вида самообразования:
Бытовое – постижение социального опыта, необходимого в быту
(включая свободное время, досуг и отдых).
Познавательное – познание, освоение окружающего нас мира.
Профессиональное – сохранение и повышение профессиональной компетенции, навыков, умений, знаний и социальной значимости.
Самореализации – изменение свойств и качеств личности в стремлении к идеалам и совершенству (нравственная, интеллектуальная,
духовная, физическая сферы).
Всевозможных целей самообразования бывает большое количество:
Какая-либо деятельность, информация или предмет побуждают,
провоцируют и создают различные мотивы у индивида для устойчивого и основательного интереса и освоения знаний: персонального компьютера,
современных гаджетов, астрономии, биологии, психологии, философии и т.д.
Это самоцельное самообразование. Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения в будущем.
Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам [4,
с. 142].
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие:
мотивы успеха; мотивы преодоления профессиональных затруднений;
мотивы, направленные на улучшение материального благополучия; мотивы профессионального признания; карьерные мотивы другие мотивы [4, с. 144].
выработка различных качеств, способствующих реализации себя в социальной среде. Принято выделять четыре основных вида самообразования:
Бытовое – постижение социального опыта, необходимого в быту
(включая свободное время, досуг и отдых).
Познавательное – познание, освоение окружающего нас мира.
Профессиональное – сохранение и повышение профессиональной компетенции, навыков, умений, знаний и социальной значимости.
Самореализации – изменение свойств и качеств личности в стремлении к идеалам и совершенству (нравственная, интеллектуальная,
духовная, физическая сферы).
Всевозможных целей самообразования бывает большое количество:
Какая-либо деятельность, информация или предмет побуждают,
провоцируют и создают различные мотивы у индивида для устойчивого и основательного интереса и освоения знаний: персонального компьютера,
современных гаджетов, астрономии, биологии, психологии, философии и т.д.
Это самоцельное самообразование. Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения в будущем.
Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам [4,
с. 142].
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие:
мотивы успеха; мотивы преодоления профессиональных затруднений;
мотивы, направленные на улучшение материального благополучия; мотивы профессионального признания; карьерные мотивы другие мотивы [4, с. 144].
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель,
конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных,
значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал. Человек,
владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической,
исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию [3, с. 121].
Современный человек, это человек XXI века, гармонично развивающийся, морально и душевно богатая личность, которая постоянно стремится к общекультурному, духовному, профессиональному, и физическому идеалам. Это человек, который умеет находить наиболее эффективные методы, приемы, средства и технологии обучения с целью реализации поставленных задач; личность, которая обладает высокой
степенью профессиональной компетентности, имеет необходимость в постоянном совершенствовании своих знаний и умений, в непрерывном самообразовании, потребность в многогранности и разносторонности интересов.
Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются: осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний; обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы,
формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;
умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы; желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового [4, с. 150].
Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами [4, с. 153].
К инновационным формам углубления профессиональных знаний,
мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным
Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются: осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний; обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы,
формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;
умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы; желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового [4, с. 150].
Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами [4, с. 153].
К инновационным формам углубления профессиональных знаний,
мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным
навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации,
анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех [1, с. 99].
Для того чтобы изучение какой-либо темы и самообразования его участников было бы более углубленное зачастую используется форма семинара. Такой вид проведения занятий дает возможность каждому человеку принимать непосредственное участие в обсуждении выступлений,
докладов, сообщений; позволяет увидеть реакцию окружающих, увидеть отражение семинара в более практическом воплощении, путем открытой формы занятий. Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.
Деловая игра — это современный метод имитации принятия решений в разнообразных гипотетических ситуациях, которая осуществляется по заранее продуманным правилам группой лиц или одним человеком, с помощью программы в диалоговом режиме [1, с. 102].
Данные формы очень позитивно влияют на совершенствование профессиональных умений, формирование навыков принятия решений, дают возможность продемонстрировать собственную эрудицию и компетентность.
Главным достоинством таких методов является тот факт, что повышается также и психологический климат в коллективе, ведь кроме основных задач коллеги могут взаимодействовать друг с другом, проявлять креативность,
фантазию, активность, развивать коммуникативные, мыслительные,
психологические качества, которые необходимы любому человеку.
Некоторые ученые считают, что для того чтобы поддержать высокий профессиональный уровень компетентности человеку необходимо каждый день читать одну - две газеты, один - два журнала, сто - сто пятьдесят страниц научного текста, сто - сто пятьдесят страниц текста для саморазвития. Самообразование представляет собой творческую работу по совершенствованию своей личности, развитию эрудиции. Самообразование
анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех [1, с. 99].
Для того чтобы изучение какой-либо темы и самообразования его участников было бы более углубленное зачастую используется форма семинара. Такой вид проведения занятий дает возможность каждому человеку принимать непосредственное участие в обсуждении выступлений,
докладов, сообщений; позволяет увидеть реакцию окружающих, увидеть отражение семинара в более практическом воплощении, путем открытой формы занятий. Особое место в самообразовании уделяется деловым играм.
Деловая игра — это современный метод имитации принятия решений в разнообразных гипотетических ситуациях, которая осуществляется по заранее продуманным правилам группой лиц или одним человеком, с помощью программы в диалоговом режиме [1, с. 102].
Данные формы очень позитивно влияют на совершенствование профессиональных умений, формирование навыков принятия решений, дают возможность продемонстрировать собственную эрудицию и компетентность.
Главным достоинством таких методов является тот факт, что повышается также и психологический климат в коллективе, ведь кроме основных задач коллеги могут взаимодействовать друг с другом, проявлять креативность,
фантазию, активность, развивать коммуникативные, мыслительные,
психологические качества, которые необходимы любому человеку.
Некоторые ученые считают, что для того чтобы поддержать высокий профессиональный уровень компетентности человеку необходимо каждый день читать одну - две газеты, один - два журнала, сто - сто пятьдесят страниц научного текста, сто - сто пятьдесят страниц текста для саморазвития. Самообразование представляет собой творческую работу по совершенствованию своей личности, развитию эрудиции. Самообразование
представляется как важная составляющая творческо-преобразовательной,
духовной деятельности индивида, является одним из механизмов по превращению репродуктивной в продуктивную деятельность. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что самообразование – необходимое,
постоянное жизненное составляющее культурного, интеллектуального и просвещенного человека. Самообразование сопутствует на протяжении всей жизни личности.
Тема 4. Особенности самообразования и самоорганизации
личности в условиях современного общества
Проблема самообразования была во все времена, это одна из сквозных проблем в любом обществе. Постепенно, в ходе модернизации и совершенствования самой образовательной системы, процессов обучения и воспитания, на каждом этапе развития общества, появлялись свои аспекты данной проблемы, которые соответственно были связанны с изменением содержания, постановкой новых задач и расширением круга субъектов самообразования [7, с. 105].
Всевозможные социальные трансформации, введу перехода к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, которым характерно перераспределение акцентов с образовательной на самообразовательную деятельность. В более распространенном виде можно обозначить следующие причины, по которым происходит повышение роли самообразования:
В информационном обществе стремительно повышается роль образования, обеспечивающее получение инновационных знаний и обучение каждого человека навыкам самообразования;
В современном информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний,
обработки информации и символической коммуникации;
духовной деятельности индивида, является одним из механизмов по превращению репродуктивной в продуктивную деятельность. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что самообразование – необходимое,
постоянное жизненное составляющее культурного, интеллектуального и просвещенного человека. Самообразование сопутствует на протяжении всей жизни личности.
Тема 4. Особенности самообразования и самоорганизации
личности в условиях современного общества
Проблема самообразования была во все времена, это одна из сквозных проблем в любом обществе. Постепенно, в ходе модернизации и совершенствования самой образовательной системы, процессов обучения и воспитания, на каждом этапе развития общества, появлялись свои аспекты данной проблемы, которые соответственно были связанны с изменением содержания, постановкой новых задач и расширением круга субъектов самообразования [7, с. 105].
Всевозможные социальные трансформации, введу перехода к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, которым характерно перераспределение акцентов с образовательной на самообразовательную деятельность. В более распространенном виде можно обозначить следующие причины, по которым происходит повышение роли самообразования:
В информационном обществе стремительно повышается роль образования, обеспечивающее получение инновационных знаний и обучение каждого человека навыкам самообразования;
В современном информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний,
обработки информации и символической коммуникации;
Ведущим видом деятельности в информационном обществе является непосредственно работа с информацией, которая по своей сути и является разновидностью самообразования;
Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в противовес природным и человеческим ресурсам. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации дает возможность преобразовать бесчисленное количество информации в эффективные знания;
Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) считается первоочередным видом деятельности в информационную эпоху;
Информационное общество базируется на создании нового знания, его широком распространении и потреблении;
Социальная структура информационного общества ха- рактеризуется высоким удельным весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации.
Переход общества в новое состояние ведет к существенному изменению социальных ролей образования и самообразования, их целей,
содержания, функций, технологий. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере это утверждение касается самообразования. Образование как система и процесс и его субъекты оказываются тем развитее, чем интенсивнее и шире самообразование [2, с. 154].
В постиндустриальном обществе сфера знания — ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества. Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их — в постепенном смещении соотношения «образование — самообразование» к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявится тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно,