Файл: Лекция 2 Тема Источники самообразования и самоорганизации личности Тема Особенности самообразования и самоорганизации личности в условиях современного общества.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
будут обретать все более осознанные и рационально организованные формы,
а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека будет обретать доминирующие позиции.
Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной,
управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности.
В информационном обществе, которому будет присущ иной уровень организации духовного производства, управление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает играть прежнюю роль,
сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную.
Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе и негативные черты.
Самообразование может сопровождаться усилением информационной зависимости, углублением процессов отчуждения личности, т.к. в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний.
Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпировать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в
а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека будет обретать доминирующие позиции.
Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной,
управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности.
В информационном обществе, которому будет присущ иной уровень организации духовного производства, управление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает играть прежнюю роль,
сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную.
Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе и негативные черты.
Самообразование может сопровождаться усилением информационной зависимости, углублением процессов отчуждения личности, т.к. в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний.
Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпировать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в
частности). Культуротворческая составляющая информационного общества обретает не индивидуально-личностные, а групповые и глобальные черты,
обладая способностью подавлять и стандартизировать сознание и деятельность человека. Основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации [2, с. 159].
Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу:
1.
этот вид деятельности свободен и демократичен, поскольку он является следствием свободного выбора субъектом видов самообразовательной деятельности.
2.
самообразовательная деятельность может оказываться в информационной зависимости, учитывая феномены власти и контроля над информацией.
Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества. Взаимосвязь и взаимообусловленность общества и самообразования как разноуровневых явлений весьма неоднозначна.
Развивавшееся ранее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его социорегулятивные функции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетливее, чем сейчас. Социальные последствия функционирования и изменения самообразования сказываются на развитии общества в целом и представляют собой значимые условия и факторы будущих социетальных трансформаций.
Общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Потенциал самообразования не рассматривается в качестве средства саморазвития личности, а прагматически приспосабливается той же системой образования для активизации учебного процесса, где самообразованию оставляют узкую роль дополнительного средства обучения.
обладая способностью подавлять и стандартизировать сознание и деятельность человека. Основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации [2, с. 159].
Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу:
1.
этот вид деятельности свободен и демократичен, поскольку он является следствием свободного выбора субъектом видов самообразовательной деятельности.
2.
самообразовательная деятельность может оказываться в информационной зависимости, учитывая феномены власти и контроля над информацией.
Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества. Взаимосвязь и взаимообусловленность общества и самообразования как разноуровневых явлений весьма неоднозначна.
Развивавшееся ранее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его социорегулятивные функции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетливее, чем сейчас. Социальные последствия функционирования и изменения самообразования сказываются на развитии общества в целом и представляют собой значимые условия и факторы будущих социетальных трансформаций.
Общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Потенциал самообразования не рассматривается в качестве средства саморазвития личности, а прагматически приспосабливается той же системой образования для активизации учебного процесса, где самообразованию оставляют узкую роль дополнительного средства обучения.
Сущностные характеристики самообразования:
самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;
самообразование — внеинституциональная деятельность;
самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования,
видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;
самообразование — вид непрерывного образования;
самообразование — способ самоконструирования личности.
С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного,
образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.
Субъектом самообразовательной деятельности выступает личность.
Однако использование микро- и макроподходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности — индивидуально-личностный, групповой и социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):
на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;
социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые заедаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;
крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и
социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.
Применение микро- и макроподходов демонстрирует роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий.
Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы. В индивидуально- личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации,
самореализации, саморазвития и саморегуляции.
На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко:
1.
через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации);
2.
через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).
Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. Самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней [2, с. 195].
Применение микро- и макроподходов демонстрирует роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий.
Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы. В индивидуально- личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации,
самореализации, саморазвития и саморегуляции.
На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко:
1.
через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации);
2.
через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).
Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. Самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней [2, с. 195].
Для самообразования на социетальном уровне характерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.
Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.
Виды самообразования [4, с. 107].:
1.
по критерию временной локализации самообразование осуществляется:
в рабочее время
в свободное время.
Самообразование в рабочее время связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного,
культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).
2.
по критерию направленности самообразования:
профессиональное;
бщеразвивающее самообразование.
Они связаны с достижением целей: производственно- профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.
3. временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Близкими к приведенным видам являются:
регламентируемое
нерегламентируемое самообразование.
4.с точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях,
предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).
5. по типу организации:
институционализированное
неинституционализированное самообразовании.
В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций,
обеспечивающих Процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.
6. по сферам самообразования: профессиональным, социокультурным,
религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и пр.
Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.
Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие,
ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания.
Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы,
ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.
Среди субъектных критериев выделяют:
социальные группы и слои, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого,
журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.
социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.
социальные группы и слои, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.
Возрастной критерий, в соответствии с которым выделяются особенности самообразования детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:
прогностическая — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;
адаптивный — в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;
«самореализационный» — ведущая цель которого саморазвитие субъекта;
конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованиия.
Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.
Тема 5. Творческий потенциал личности
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи.
Однако творчество — не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество — это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности [1, с. 73].
Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу),
воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом [1, с. 80]..
Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам,
к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).
Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи,
озарение, проверка идеи на практике.
Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в само неожиданном месте, в голову приходит идея решения.
Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны
наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу сознательного процесса.
Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема — условия развития творческих возможностей.
Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, — в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность.
Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер.
Мозговой штурм: в ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым. Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли. Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников мозгового штурма — 5—12
человек. Руководитель этой группы должен воздерживаться сам от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на творческую инициативу участников.
Руководитель должен обеспечивать атмосферу ненапряженности и свободы,
поддерживать и оживлять ход обсуждения. Главное в мозговом штурме —
генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии, при том людьми, которые не принимали участия на первом этапе [1, с. 287].
Синектика — процедура творческого генерирования идей,
определяемая как превращение знакомого в странное. То есть человек делает
Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема — условия развития творческих возможностей.
Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, — в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность.
Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер.
Мозговой штурм: в ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым. Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли. Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников мозгового штурма — 5—12
человек. Руководитель этой группы должен воздерживаться сам от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на творческую инициативу участников.
Руководитель должен обеспечивать атмосферу ненапряженности и свободы,
поддерживать и оживлять ход обсуждения. Главное в мозговом штурме —
генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии, при том людьми, которые не принимали участия на первом этапе [1, с. 287].
Синектика — процедура творческого генерирования идей,
определяемая как превращение знакомого в странное. То есть человек делает
попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке [1, с. 291].
Тема 6. Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания.
Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю [7, с. 117].
Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.
Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20 - 30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют
Тема 6. Жизненный путь как программирование и как творчество
Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания.
Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю [7, с. 117].
Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.
Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20 - 30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют