Файл: Лекция 2 Тема Источники самообразования и самоорганизации личности Тема Особенности самообразования и самоорганизации личности в условиях современного общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
закономерности «регулярности» в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических,
«витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания [7, с. 119].
В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А.
Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.
М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию.
Б. Г. Ананьев обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву, - онтопсихология,
должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека [5, с. 243].
В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Ш. Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая
целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества.
Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю, и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! Для
Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни [5, с. 247].
Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы,
отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.
К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает,
что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности.
Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом.
Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой-
Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни [6, с. 318].
Варианты жизненного пути


По гипотезе В.Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида,
изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан.
Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира социальной среды зависят от конкретных исторических условий. Понятие
«вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни.
Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее.
Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа».
Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути.
В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни:

«жизнь начинается завтра»,

«жизнь как творчество»,

«жизнь как достижение»,

«жизнь есть сон»,

«жизнь по правилам»,

«жизнь - трата времени»

и «жизнь против жизни».
Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность.
«Жизнь начинается завтра» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Для такой личности характерно регулярно откладывать осуществление важных дел на завтрашний день, брать постоянные отсрочки по выполнению жизненных обязательств, искать причины для того, чтобы не делать ту или иную работу сегодня. Для таких людей фраза «не откладывай на завтра то,
что можно сделать сегодня» не имеет никакого практического смысла. В
конечном счете, подготовительная фаза жизненного пути ненормально
растягивается во временном этапе, в свою очередь, времени на реальную жизнь практически не остается. Это вечное детское состояние. Финал у людей такого типа, достаточно печален: они испытывают огорчение и досаду за напрасно прожитые годы.
«Жизнь как творчество» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отведена роль экспериментатора, который постоянно ставит опыты,
причем над своей собственной судьбой. Жизненный путь таких людей значительно отличается от среднестатистических моделей жизни, зачастую представляет собой бунт против устоявшегося образа жизни. Желание раздвинуть устоявшиеся рамки и границы, а иногда и вовсе от них избавиться. Но если посмотреть в корень этой проблемы, то можно обнаружить, что по своей сути за творчеством и бунтарством таких личностей скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности,
стремление максимально избежать горьких разочарований в жизни.
«Жизнь как достижение» - это такой вариант жизни, согласно которому личности предоставляется роль «человека-действия», «человека,
который сам себя сделал». Ключевой психологической особенностью такого жизненного варианта является обесценивание настоящего и чрезмерное поклонение будущему. Иногда теряется суть достижений, неважно ради чего,
важно сделать. Время для таких людей рассматривается скорее как ресурс для реализации рекордного количества целей, ведущих за собой лучшую жизнь.
«Жизнь есть сон» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль зрителя. Основной характеристикой для людей,
относящихся к данному типу, является уход от реалий жизни в иллюзорный,
призрачный мир переживаний. Для таких людей свойственно созерцание,
наблюдение. Такие люди редко высказывают свое мнение и уж точно не пытаются что-то изменить или создать. Если вспомнить известное выражение «Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится этот мир?», то люди данного типа жизни точно

относятся ко вторым. Для таких личностей характерен пассивный образ жизни.
«Жизнь по правилам» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль законопослушного исполнителя. Для такого типа характерна крайне высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В каждой культуре и в любом обществе существует свод правил, в котором прописаны социально желательные аспекты поведения, порядок осуществления личностью жизненного пути. Если же кто-либо пренебрегает этими правилами или выбивается из нормативного графика жизни, тут же получает наказание, а в некоторых случаях, наоборот - поощрение. По мнению В.Н. Дружинина, жизнь по правилам потому удобна, что она избавляет человека от нелегкого бремени выбора.
«Жизнь - трата времени» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль расточителя времени. Для данного варианта жизни, характерно отсутствие какой-либо цели или даже жизненной позиции. Основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Большую часть жизни отнимают занятия, которые собственно направленны на растрату времени. Про таких людей говорят
«прожигают свою жизнь».
«Жизнь против жизни» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль война. Для данного типа основной движущей силой является борьба за выживание. Человек, который выбрал для себя данный вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, однако жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть.

Вопросы для самоконтроля:
1. «Самообразование как вид духовной деятельности считают самым свободным путем направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного «Я».
– Почему самообразование относят к «духовной деятельности личности»?
– Почему самообразование считают свободной деятельностью?
2. Культура самообразования и ее проявления. Какие из ее показателей вы оцениваете у себя самым высоким, а какие – самым низким баллом?
3. Назовите основные источники профессионального и личностного самообразования. Проранжируйте их в порядке значимости для себя.
4. Проранжируйте в порядке личностной значимости функции самообразования.
5. Самовоспитание профессионально значимых качеств. Охарактеризуйте эти качества. Какое из них у вас развито в наибольшей мере? Что в себе будете воспитывать в первую очередь?
6. Структура самовоспитания и его характеристики. Дайте развернутый ответ на этот вопрос.


Список использованных источников:
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М., 2014. – 400 с.
2. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн. – СПб., 2015.
– 224 с.
3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях:
учеб.-метод. пособие / Т.Е. Карпович. – М., 2016.
4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд.– М., 2014.
5. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – СПб. : Питер, 2013. 352 с.
6. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Я.
Коломинский. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. – 574 с.
7.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.