Файл: Формирование региональной конкурентоспособности территории.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра «Экономика и управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Региональное управление и территориальное планирование»
Вариант/Тема: Формирование региональной конкурентоспособности территории
Направление подготовки/специальность 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
(код, наименование)
Обучающийся Диденко Евгений Андреевич
(ФИО полностью)
Группа ГМУЗ-301/02 Подпись_________________
(номер группы)
Форма обучения заочная
Проверил _________________________________________________________
(ФИО преподавателя)
Должность ________________________________________________________
Оценка______________
Подпись _____________
Челябинск 2023 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические аспекты конкурентоспособности региона…………………….5
1.1 Ресурсы конкурентоспособности региона…………………………………………..5
1.2 Правовое регулирование конкурентоспособности региона………….……………10
1.3 Система государственного и регионального управления развития конкурентоспособности региона………………….…………………………………….13
Глава 2. Анализ деятельности органов государственной власти Челябинской области по развитию конкурентоспособности региона…………………………………………16
2.1 Характеристика экономического развития Челябинской области………………..16
2.2 Анализ управления конкурентоспособностью Челябинской области…………….23
Глава 3. Совершенствование управления развития конкурентоспособности Челябинской области…………………………………………………………………….30
3.1 Подпрограмма развития конкурентоспособности Челябинской области………...30
3.2 Направления по совершенствованию конкурентоспособности Челябинской области……………………………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………………….46
Список использованных источников и литературы…………………………………...48
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной экономике роль регионов как субъектов экономической деятельности постоянно возрастает. Развитие любых социально-экономических образований, к которым относится и регион, носит нелинейный, ассиметричный, волновой и цикличный характер. Поэтому для оценки развития региона так актуальны категории устойчивости и конкурентоспособности, контуры которых с большим трудом поддаются единому обозначению, количественному и качественному сопоставлению и идентификации.
Целью исследования является формирование организационно экономических путей конкурентоспособности региональной экономики Челябинской области.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть ресурсы конкурентоспособности региона;
- проанализировать правовое регулирование обеспечения конкурентоспособности в регионе;
- рассмотреть систему государственного и регионального управления развития конкурентоспособности региона;
- рассмотреть полномочия органов региональной власти по развитию конкурентоспособности региона;
- дать рекомендации к совершенствованию управления развития конкурентоспособности Челябинской области.
Конкурентоспособность региона определяется как наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли, так и способностью региональных органов власти создать условия региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях.
Объектом исследования является экономика Челябинской области сложившийся под влиянием исторических, природных и экономических факторов.
Предметом исследования являются механизмы обеспечения устойчивого и конкурентоспособного развития экономики Челябинской области.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные концептуальным вопросам развития конкурентоспособности региона, управления территориально-производственными комплексами и рынками, механизмами регулирования социально-экономического развития на национальном и региональном уровнях; работы по исследованию конкурентоспособности и оценке ее уровней. Нормативно-правовую основу работы составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, Челябинской области. Использовались публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы: системный, абстрактный, картографический, статистический, сравнительный, математический, ранжирования, комплексной оценки и организационный.
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности региона
1.1 Ресурсы конкурентоспособности региона
Термин «конкуренция» часто понимается экономистами в различных смыслах. В настоящее время существует три трактовки конкуренции: поведенческая, структурная и функциональная. Поведенческая трактовка отражает борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная трактовка предполагает анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него. Функциональная трактовка конкуренции характеризует соперничество старого с новым, с инновациями.
Конкурентоспособность формируется на различных уровнях (товара или услуги, компании, отрасли, региона, страны). В связи с этим следует различать конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции (предназначение, миссию) с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность определяется в сравнении с другими аналогичными объектами (часто лучшими).
В настоящее время особо обозначился феномен конкуренции между регионами. Это новое явление в отечественной экономике. Теперь регион выступает конкурентом по отношению к другим участникам рынка. В то же время государственное регулирование опирается на регион, как на пространство, в котором разворачивается конкуренция. Для совершенствования системы управления конкуренцией необходимо дать определение рыночной сущности региона.
Конкурентные ресурсы - это совокупность материальных и нематериальных элементов региона, которые обладают рыночной ценностью или способствуют повышению спроса на другие элементы региона и могут использоваться для создания конкурентного преимущества региона и достижения конкурентного успеха. Таким образом, все, что способствует привлечению внимания целевых потребителей к региону, может использоваться как конкурентный ресурсе [4, с. 45] .
Для региона устойчивость конкурентных преимуществ проистекает из следующих обстоятельств:
- длительность жизненного цикла ценности (допустим, выработка месторождения составляет 50 лет);
- устойчивость к изменениям внешней среды, понижающим ценность конкурентного преимущества региона (например, обладание нефтяным месторождением не является, устойчивым преимуществом, так как связано с изменением мировых цен на нефть);
- устойчивость к разрушению преимущества за счет копирования ценности конкурентами.
Сегодня уже устоялось представление о том, что вследствие Неустойчивости конъюнктуры мирового рынка развитие только сырьевого сектора не может дать желаемых результатов развития экономики России. Дальнейшее развитие получат космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика, потребление природного газа будет расти с ростом использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Прогресс в технологиях переработки информации системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой глобализацию экономики и формирование единого мирового рынка товаров, услуг, капитала, труда.
Основные факторы, которые, будут определять положение стран в глобальной конкуренции в 21-м веке, включают развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность, развитие науки, образования и здоровья населения, возможности информационной среды и раскрытия созидательных, творческих способностей каждого человека, высокое качество жизни.
Основная задача инновационной деятельности в научно - технической и производственной сферах - повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг. Этот процесс должен сопровождаться переводом экономики на инновационный путь развития, использованием передовых производственных технологий прорывного типа.
Анализ тенденций развития науки и технологий в стране и за рубежом показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно - технической сферы от фундаментальных, исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок. Процесс реформирования можно разбить условно на три основные элемента: [8, с. 85] .
1. организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире;
2. создание национальной инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию, знаний;
3. модернизация промышленности на основе инноваций.
Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выявления препятствий реализации имеющихся у России конкурентных преимуществ и выбора соответствующего инструментария развития, как на федеральном, так и на региональном уровне государственной власти и управления.
В настоящее время в российской экономике существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности через реализацию интеллектуального потенциала страны. Эти барьеры препятствуют развитию всех элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.
Сегодня основное препятствие развитию российской промышленности ее технологическая и организационная отсталость. Это обуславливает низкую производительность труда и потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках. Такая ситуация провоцирует чрезмерно высокие инвестиционные риски в обрабатывающих отраслях, что снижает инвестиционную привлекательность, этого сектора экономики и тормозит масштабный инновационный процесс.
Существовавшая в советское время модель взаимоотношений научно-технических организаций с государством предусматривала 100% финансирование затрат по содержанию научно-технических организаций, включение в государственный план основной тематики исследований и разработок. Модель была организационно отработана и ориентировала на выполнение соответствующих заданий. Сейчас научно-технические организации получили высокую степень свободы в области НИОКР их тематики, в осуществлении структурных изменений, изменения штатного расписания, ставок, окладов и надбавок. Но эта свобода оплачена; лишением стабильного финансирования из государственного бюджета.
Перед государством сегодня стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков через стимулирование эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействию интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирование развития корпоративной науки и разработок, устранение организационной и технологической разобщенности оборонного и гражданского секторов промышленности .
Для регионального управления необходимы решения, которые обеспечат:
- снижение затрат за счет повышения точности планирования бюджета;
- усиление прозрачности в контроле за исполнением бюджета и за распределением всех ресурсов;
- усиление ориентированности на потребности граждан и улучшение качества их обслуживания;
- повышение производительности и эффективности в управлений регионом.
- эффективное управление силовыми подразделениями.
Таким образом, развитие инфраструктуры, на наш взгляд, закладывает прочную основу конкурентоспособности региона. Для выявления назревающих инноваций необходим доступ к всевозможной информации, знаниям, новым товарам, новым рынкам и т.д. Только лишь совершенствование технологий не дает принципиальных инноваций. Как известно, прорывным технологиям присуще отсутствие технологической преемственности. Именно инфраструктура позволяет обеспечить доступ к информации и способствует возникновению идей и новых организационных возможностей и тем самым увеличивает конкурентоспособность региона.
1.2 Правовое регулирование конкурентоспособности региона
Полностью отказаться от проведения региональной политики федеральные органы государственной власти не могут хотя бы в силу политических соображений. Следовательно, для повышения эффективности расходуемых на данные цели средств ответы на такие вопросы совершенно необходимо найти. Помочь в этом может как изучение соответствующих теорий и мирового опыта, так и российской практики последнего десятилетия.