Файл: 11 Претензии и иски по перевозкам.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В установленные сроки оформленная претензия вместе с приложенными документами направляется перевозчику. Перевозчик обязан рассмотреть поступившую претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения пре­тензии.

Если претензия отклонена или удовлетворена частично, то в уведомлении перевозчика должно быть указано основание принятого им решения со ссылкой на соответствующие ста­тьи транспортного устава или кодекса. При этом он возвра­щает заявителю претензию и все предъявленные вместе с ней документы.

11.3. Претензионный порядок разрешения споров при перевозках пассажиров

Требования к претензионному порядку разрешения споров в связи с перевозками пассажиров такие же, как и в связи с перевозками грузов, но они имеют ряд особенностей.

Вопрос о лицах, правомочных предъявить претензию при нарушении перевозчиком обязанностей по договору перевозки пассажира, наиболее полно урегулирован УЖТ. По Уставу решение этого вопроса зависит от характера допу­щенных перевозчиком нарушений. В соответствии со ст. 121 претензия может быть предъявлена перевозчику в случае: утраты багажа — предъявителем багажной квитанции; недостачи или повреждения (порчи) багажа — предъявите­лем выданного перевозчиком коммерческого акта; просрочки доставки багажа — предъявителем выданного перевозчи­ком акта общей формы; задержки отправления или опозда­ния поезда — пассажиром при условии предъявления проезд­ного документа (билета).

Предъявителями коммерческого акта и акта общей формы могут быть пассажир и получатель багажа (ст. 119 УЖТ).

КВВТ содержит аналогичный перечень лиц, имеющих право предъявлять перевозчику претензию при нарушении им обязанностей по договору перевозки пассажира внутрен­ним водным транспортом. Исключение составляет отсутствие в нем указания на лицо, имеющее право предъявить претен­зию при просрочке доставки багажа, что следует расценивать как пробел в КВВТ.

В соответствии с УАТГНЭТ право на предъявление претен­зии имеют лица, заключившие соответственно договор пере­возки пассажира и договор фрахтования для перевозки пасса­жиров и багажа, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчи­ками, фрахтовщиками своих обязательств по перевозкам пас­сажиров и багажа, предоставлению транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа (ч. 3 ст. 39).


ВК предоставляет право на предъявление претензии, во-первых, в случае утраты, недостачи или повреждения багажа, а также просрочки его доставки пассажиру или упра­вомоченному им лицу при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта, и, во-вторых, в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира второй стороне договора — пассажиру.

Требования соблюдения установленных сроков предъявле­ния претензии перевозчику в связи с ненадлежащим испол­нением им обязанностей по договору перевозки пассажира и порядка их исчисления в основном совпадают с анало­гичными требованиями, касающимися договора перевозки груза. Так, при автомобильных и внутренних водных пере­возках пассажиров претензия может быть предъявлена, как и при перевозках грузов, в течение срока исковой давности, т.е. одного года.

На железнодорожном транспорте установленные шестиме­сячный и 45-дневный (в отношении штрафов и пеней) сроки для предъявления претензий распространяются как на пере­возки грузов, так и на перевозки пассажиров (ст. 123 УЖТ). Установленный на воздушном транспорте шестимесячный срок предъявления претензии также распространяется на грузо­вые и пассажирские перевозки (п. 1 ст. 126 ВК). Особые сроки предъявления претензии ВК установлены при международных перевозках (ст. 127).

Требования надлежащего оформления претензии закре­плены главным образом в правилах перевозок пассажиров и правилах оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузов для личных, бытовых нужд. В соответствии с этими нор­мативными правовыми актами претензия предъявляется пере­возчику в письменном виде. Она должна содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество заявителя; данные доку­мента, удостоверяющего личность; адрес, по которому сле­дует направлять ответ; основание для предъявления претен­зии; перечень прилагаемых документов.

В нормативных источниках имеются некоторые разли­чия в перечнях прилагаемых к претензии документов. Так, в Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорож­ном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузо­багажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не свя­занных с осуществлением предпринимательской деятельно­сти (п. 71), это:

— в случае утраты багажа — багажная квитанция;

— в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа — багажная квитанция и коммерческий акт;

— в случае просрочки доставки багажа — акт общей формы;

— в случае задержки отправления или опоздания поезда — проездные документы (билеты).



В соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. 138) при оформлении претен­зии в связи с нарушением обязательств, касающихся автомо­бильных перевозок пассажиров и багажа или предоставления транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, к претензии прилагаются следующие документы:

— коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;

— акт общей формы — в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика;

— билет — в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регу­лярные перевозки пассажиров и багажа в междугород­ном сообщении;

— договор фрахтования или заказ-наряд на предоставле­ние транспортного средства для перевозки пассажи­ров и багажа — в случае непредоставления транспорт­ного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Требования, касающиеся соблюдения срока рассмотрения претензии в связи с перевозкой пассажиров и дачи ответа на нее, совпадают с такими же требованиями, относящимися к претензионной процедуре при перевозке груза. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения письменно уведомить заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии. В случае если претензия удовлетворена частично или отклонена, перевозчик должен указать в уведомлении основание принятого решения со ссыл­кой на соответствующие статьи законов и возвратить заяви­телю его претензию и приложенные к ней документы.

11.4. Условия предъявления иска

Предъявление иска перевозчику. Важное значение имеет правило, в соответствии с которым в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок к нему может быть предъявлен иск.

Иски в связи с нарушением обязательств по перевозкам гру­зов. Законом установлен срок исковой давности, несоблюдение которого лишает грузоотправителя или грузополучателя права на рассмотрение иска. Как уже отмечалось, этот срок устанав­ливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК). В част­ности, УЖТ таким моментом определен день наступления собы­тий, послуживших основанием для предъявления претензии (ч. 2 ст. 125). В соответствии с ВК — это следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено догово­ром воздушной перевозки груза (п. 2 ст. 128).


В соответствии с КВВТ течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего осно­ванием предъявления претензии (п. 2 ст. 164).

КТМ установил начало исчисления срока исковой давно­сти в зависимости от характера причиненного перевозчи­ком ущерба. Согласно п. 2 ст. 408 КТМ этот срок исчисляется по требованиям:

— возмещения ущерба за утрату груза — по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан; при перевозке в смешанном сообщении — по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

— возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недо­бора провозных платежей — со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, — со дня, в который он должен быть выдан;

— возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна и досрочную погрузку или выгрузку груза — со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

— ко всем остальным случаям — со дня наступления собы­тия, послужившего основанием для предъявления тре­бования.

В соответствии с УАТГНЭТ начало срока исковой давности исчисляется в зависимости от характера причиненного пере­возчиком ущерба. В ст. 42 УАТГНЭТ закреплено положение, согласно которому указанный срок исчисляется со дня насту­пления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:

— возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреж­дением (порчей) груза, — со дня его выдачи;

— возмещения ущерба, причиненного утратой груза, — со дня признания груза утраченным;

— просрочки доставки груза — со дня его выдачи.

Иски в связи с нарушением обязательств по перевозкам пас­сажиров предъявляются перевозчикам в сроки, установленные транспортными законами. Эти сроки имеют различия. Так, срок исковой давности по требованиям к перевозчику, возни­кающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, составляет три года (п. 3 ст. 164 КВВТ). Течение срока исковой давности начина­ется со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

КТМ регулирует лишь срок исковой давности по требова­ниям, вытекающим из договора морской перевозки пасса­жира в заграничном сообщении
, — это двухгодичный срок (п. 1 ст. 409). Он исчисляется следующим образом:

— в случае повреждения здоровья пассажира — со дня высадки пассажира на берег;

— в случае смерти пассажира, происшедшей во время его перевозки, — с того дня, когда пассажир должен был высадиться на берег;

— в случае повреждения здоровья во время перевозки, вызвавшего смерть пассажира после его высадки на берег, — со дня его смерти при условии, что данный срок не превышает три года со дня высадки пассажира на берег;

— в случае утраты или повреждения багажа пассажира — со дня выгрузки багажа или со дня, когда багаж должен быть выгружен, в зависимости от того, какая из дат явля­ется более поздней.

УАТГНЭТ устанавливает годичный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок пасса­жиров и договоров фрахтования транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа по заказу (ст. 42). Порядок его исчисления такой же, как и при перевозках грузов.

Годичный срок исковой давности установлен также при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом (ст. 125 УЖТ). Он исчисляется со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий.

На практике нередко возникают вопросы о порядке дей­ствий арбитражных судов в неясных ситуациях, касающихся наличия оснований для искового производства по результа­там претензионного порядка разрешения споров. По некото­рым из этих вопросов были даны разъяснения Пленумом ВАС РФ в постановлении от 06.10.2005 № 30.

Так, иногда перевозчики отказываются рассматривать пре­тензии по существу, обосновывая отказ тем, что заявители нарушили установленный претензионный порядок. Сами же заявители оспаривают правомерность такого утверждения. В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ в подобных случаях арбитражный суд должен принимать исковое заявле­ние и возникшие разногласия разрешать в судебном заседа­нии. Если будет признано, что претензионный порядок соблю­ден, то исковое заявление должно рассматриваться по суще­ству (п. 41).

Возможна ситуация, когда перевозчик возвратил без рас­смотрения заявленную с нарушением установленного порядка претензию, а заявитель в пределах срока исковой давности вторично предъявил претензию в установленном порядке, но по истечении установленного законом срока предъявле­ния. В постановлении Пленума ВАС РФ разъяснено, что ука­занное обстоятельство не является препятствием к принятиюискового заявления арбитражным судом и рассмотрения спора по существу (п. 46).