Файл: 1. принципы еэкономики основные понятия информационной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это не какой-то эфемерный закон, чья-то мимолетная прихоть, или благотворительные устремления. На самом деле данный принцип уже давно вошел в нашу жизнь и влияние его на экономическую среду будет только возрастать.
Примеры проявления этого сетевого тренд окружают нас повсюду. Мы пользуемся удобным, легким, инновационным (т.е. ценным) браузером Google
Chrome совершенно бесплатно. А ведь на его разработку компания Google потратила вполне реальные и весьма немалые деньги. На самом деле у этого браузера есть очень серьезные недостатки, в том числе, в системе безопасности, но сейчас не об этом. Еще более серьезным актом щедрости от компании Sun Microsystems явился подарок всем миру замечательной технологии Java. Если у Вас смартфон, то почти наверняка он работает под
Android, а значит и сама операционная система (исключая самые нижние уровни, включая ядро Linux, библиотеки), и большая часть приложений реализованы именно на языке Java. И этот список щедрых подарков можно продолжать очень долго. Даже довольно жадный Microsoft сначала подарил миру Internet Explorer (и это был не очень хороший подарок), а затем могучую технологию обеспечения групповой работы SharePoint (правда, в настоящее время компания Microsoft «одумалась» и большая часть компонентов этого безусловно полезного пакета снова стал платной).
Бесплатно распространяется антивирус McAfee и т.д. Пока мы приводили примеры бесплатных программных продуктов. Но поверьте этот процесс уже охватил и другие категории информационных товаров. Например, сотовый оператор
Билайн сегодня готов бесплатно отдать Вам целый роутер (а это уже вполне себе аппаратное устройство, являющееся обычно одновременно и маршрутизатором, и сетевым экраном, стоящее при этом реальных денег), только за то, что Вы пополните ряды клиентов данной компании.
Разберемся с причинами и следствиями такой щедрости в мире, в котором прибыль всегда ставилась во главу угла.
Как нам уже известно, ценность товара определяется масштабом его распространения, следовательно, массовое распространение копий увеличивает ценность каждой из них. Иначе говоря, чем больше дублей произведено и распространено, тем более полезными и ценными они становятся. Продвижение продукта в сети начинает самостоятельно поддерживаться. А вот заработать продавцу можно, реализуя либо улучшенные модификации исходного продукта, либо его дополнительную поддержку. При этом, первичный продукт, как и раньше, будет щедро (т.е. безвозмездно) распространяться. Разумеется, наличие разветвленной клиентской сети в новых условиях создает дополнительные преимущества.
Например, вывод на рынок нового товара, или та же диверсификация основного бизнеса в этих условиях могут пройти проще и быстрее.
Перечислим специфические действия субъектов экономических отношений в условиях сетевой экономики:



Создание максимально широкого круга потенциальных потребителей
(про запас, на будущее) путем продвижения на электронных рынках бесплатных товаров и услуг.

Синхронизация распространения free-продукта (услуги) с выводом на рынок коммерческих комплементарных товаров.

Формирование необходимого уровня перспективного спроса в целях достижения экономической целесообразности будущего коммерческого продукта обеспечивается путем предоставления заинтересованным в результатах проекта клиентам его бесплатной, начальной версии.
Полезной для анализа может оказаться бизнес-модель, формирующаяся в последнее время в индустрии мобильных игр. Общий тренд – предоставление игр совершенно бесплатно. Игрок сможет пройти все уровни игры, используя доступные всем стандартные возможности. Никаких ограничений. Но за определенную сумму игрок легко сможет эти самые возможности нарастить и увеличить. Статистика констатирует, что геймеров, готовых вкладывать в игры реальные деньги, примерно семь процентов от общего числа. Т.е., мы имеем целую отрасль, готовую развиваться всего лишь за счет семи процентов своих клиентов, оказывая остальным потребителям услуги совершенно бесплатно. Такая стратегия, безусловно, выглядела бы нелепо в рамках индустриальной экономики. Но подобные бизнес-модели гармонично встраиваются в структуру экономики информационной.
Добавим к сказанному еще одно соображение на смежную тему.
Привязать к себе клиента компании становится все сложнее и сложнее. Если смотреть на дело с изрядной долей пессимизма, суть новой экономики с точки зрения продавца представляется как изнурительная, непрерывная борьба за потребителя. Традиционные маркетинговые инструменты в этой неравной битве все чаще оказываются неэффективными. О какой программе лояльности клиента для сотового оператора можно вести речь после падения последнего бастиона в непростом деле защиты от притязаний конкурентов уже завоеванных компанией потребителей? Этим бастионом был номер сотового телефона абонента. Пока этот номер был скорее собственностью компании, чем клиента, и смена оператора означала автоматический отказ от этого блага, можно было выстраивать программы лояльности. Теперь, когда заветный номер действительно стал принадлежать абоненту, удержать клиента можно только предлагая более комфортные (по сравнению с конкурентами) условия обслуживания. Тем же самым занимаются и конкуренты. О лояльности к конкретному бренду говорить в таких условиях уже не приходится. Кто дешевле (при одинаковом качестве связи), тот и лучше.
Преданность сети
Продолжая только что начатую тему, зададимся вопросом: если лояльности к бренду уже нет, во что же тогда она трансформировалась, к чему именно теперь расположен клиент? Природа этого явления несколько шире

поднятой проблемы. Прежде всего, следует вспомнить основное свойство сети
– она не имеет ни строго очерченных границ, ни четко обозначенного центра.
В эру всеобщей децентрализации, присущей сетевой экономике, стираются многие условности, существенные для индустриальной эпохи. На первое место выходит преданность сети как таковой. Изменения трактовки понятия лояльность связано с переносом акцента с бренда (компании) на сетевые структуры (платформы). По сути, весь широчайший спектр традиционных градаций и категорий теперь сводится всего к двум вариантам: принадлежит данный субъект сети или нет.
Всем участникам сети (как юридическим, так и физическим лицам) выгодно ее максимальное расширение. Если раньше сотрудники заботились исключительно о процветании своей компании, то теперь в сферу их внимания и заботы попадает вся сетевая инфраструктура. И это совершенно естественный и понятный процесс, на уровне рефлексов. Поясним на примере.
Вернемся к компании, производящей сетевые игры. Такой производитель объективно вынужден заниматься не только собственными бизнес- процессами, но и проблемами всей сети. Поскольку именно сеть обеспечивает информационное пространство для ведения бизнеса этой компании. Без мировой телекоммуникационной инфраструктуры вся сетевая продукция станет просто никому не нужной. С другой стороны, чем лучше и эффективнее станет функционировать сеть, тем больше возможностей появится у ее участников.
Временные спуски и восхождения
Говоря о табеле о рангах компаний в какой-либо отрасли, и о месте в нем конкретной организации, мы снова сталкиваемся с разными походами для традиционной и сетевой экономик.
Деятельность коммерческой компании образно можно сравнить с восхождением на холм, вершина которого ассоциируется с максимальным соответствием производимой ею продукции потребительским запросам и высокой эффективностью бизнес-процессов.
Подобное поступательное движение связано, как минимум, с двумя проблемами.
Первая заключается в том, что усложнился сам процесс «геолокации» компании в современном экономическом пространстве. В традиционной экономике заблудиться было довольно сложно. Всегда присутствовало четкое понимание, что такое тот самый так ожидаемый рынком продукт, как он выглядит, каковы его потребительские качества. Мир менялся медленно и свои места на холме хозяйственной эффективности компании занимали степенно, с полным пониманием положения вещей. Максимум потребительских ожиданий был глобальным и единственным. В сетевой экономике мы постоянно имеем дело с ситуациями, когда таких холмов несколько. Компания проделала огромный объем работы и сумела взойти на вершину, получая от этого вполне реальные дивиденды. Но вполне возможно, что достигнут всего лишь локальный максимум и рядом уже вырос гораздо

более высокий холм. Проблема состоит даже не в том, что свозь туман собственных бизнес-процессов бывает трудно разглядеть нарастающую громаду новой инновационной технологии. Даже если технология для нового прорыва найдена, мы не можем просто перепрыгнуть с одной вершины на другую. Прежде чем начать очередное восхождение, необходимо спуститься вниз, отказаться от покоренной тяжелым трудом локальной вершины. Т.е., следует разрушить действующий бизнес, и только потом создавать новый, зачастую с абсолютно чистого листа. Небольшой модернизацией в такой ситуации обойтись не удастся.
В этом заключен корень второй проблемы. Все мы помним народную мудрость – «лучше синица в руках, чем журавль в небе». В сетевой экономике она больше не работает. Да, пока Ваша синица выглядит бодро и даже поет - приносит хорошую прибыль. Однако, существенной чертой четвертой промышленной революции является колоссальная интенсификация экономических процессов. Жизненный цикл продукта сжимается во времени как шагреневая кожа. Не успеете оглянуться, как синица упорхнет из Ваших рук, либо с ней случится что-то еще более ужасное. Тот факт, что предприятие сегодня работает успешно и приносит прибыль, находясь при этом в точке локального максимума, никак не защитит его от прихода крупного агрегатора, или от появления производства у конкурента, основанного на более эффективной технологии. Современные компании обречены на перманентный инновационный поиск. Возможно придется отказываться от замечательных товаров, выстроенных дорогих производственных линий, отработанных схем и методик управления. При этом новые проекты и изыскания часто будут связаны с рисками. Но другого пути остаться в бизнес-обойме нет. Появление новых хозяйствующих субъектов и уход старых в сетевой экономике станут рутинным, повседневным явлением.
Даже самые крупные корпорации не застрахованы от потери позиции на заветной вершине. Если раньше им приходилось отслеживать состояние дел исключительно у таких же крупных игроков, поскольку только они могли составить реальную конкуренцию крупному бизнесу, то сейчас так же пристально нужно следить за малыми предприятиями. Вполне возможно, что им удалось нащупать новую прорывную технологию, способную в корне изменить состояние рынка. Конечно подобный стартап можно просто купить, но сколько нервов, средств, усилий по выявлению чужих инноваций это потребует.
Замещение материальных ценностей информационными
В мире нарастают процессы замещения (постепенного) сложившегося комплекса материальных ценностей новой совокупностью информационных ценностей, основанных на знаниях. В частности, непрерывно увеличивается доля информационной составляющей в совокупной стоимости современных продуктов, постоянно растет число компании с огромной рыночной капитализацией, вообще не имеющих материальных активов. Для развития интернет-компаний определяющими факторами становятся научно-

технический задел, владение прорывными технологиями и квалификация сотрудников. В отличие от традиционных аналогов стоимость интернет- компаний демонстрирует более высокие темпы роста относительно пропорций изменения кадровой численности и объема материальных ресурсов.
Большая часть сложных товаров уже сейчас буквально нашпигована чипами и датчиками. Более того, они получили возможность самостоятельно решать некоторые свои технические проблемы. Тот же Интернет предоставил им возможность для межмашинной коммуникации. Скажем, Ваш сотовой телефон, обнаружив плачевное состояние батареи, вполне способен заблаговременно договориться с поставщиком (или даже с производителем) о замене приходящего в негодность устройства. Причем при соответствующих настройках оплата услуги так же будет осуществлена автоматически.
В рамках этого пособия мы говорим об электронной коммерции, разделяя тем самым интернет-торговлю и традиционные продажи. В будущем вся коммерция станет сетевой. Даже если Вы лично приобретете пачку макарон в магазине шаговой доступности, все равно Вам придется использовать сетевую, электронную платежную систему. Хотя скорее всего, заботу о приобретении новых продуктов взамен съеденных или испорченных возьмут на себя Ваши умный холодильник и кухонный робот.
Креативное разрушение индустриальной экономики
Эволюция на самом деле учит нас одному – никакого равновесия в природе не существует. Один биологический вид сменяет другой, постоянное созидание происходит на фоне такого же постоянного разрушения, что-то все время меняется, адаптируется, исчезает и появляется. Мы уже не раз говорили о сходстве концепций развития биологических систем и сетевой экономике.
Поэтому такие же масштабные, перманентные изменения ожидают и нас в будущем. Предприятия будут постоянно рождаться и умирать (многие даже не успев толом выйти на рынок), головокружительные карьеры заканчиваться стремительными увольнениями, одни бизнес-модели теснить другие.
Трансформируются понятия рабочего места, трудового коллектива. Для многих постоянное рабочее место уже давно не ценность. Мы все прекрасно осведомлены об облачных технологиях, удаленно обеспечивающих современные компании и инфраструктурой информационных технологий, и необходимым программным обеспечением. Похоже, что на очереди – человеческие облака, из которых нового вида рекрутинговые агентства будут набирать команды для реализации очередного проекта. И то что члены этой команды будущего могут жить в разных странах уже совсем не проблема.
Даже сейчас в урбанизированных столицах компании отказываются от содержания офисов. Людям до них нужно добраться, плюс большая арендная плата. Так пусть персонал работает дома. Есть технологии обеспечения групповой работы, развитые коммуникационные сервисы. И все это прекрасно разворачивается и работает даже в домашних условиях. Приходить на работу