Файл: 1. принципы еэкономики основные понятия информационной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мы видим, что информационное производство имеет много общих черт с материальным производством, но в тоже время обладает целым рядом сугубо специфических и даже уникальных свойств:
овеществленный продукт в процессе производства знаний не создается;
двуединство информации и ее вещественного носителя, несмотря на то что информация может быть записана на материальное устройство хранения, она остается невещественным продуктом;
неисчерпаемость информации как ресурса при потреблении, существует принципиальная возможность неограниченного удовлетворения информационных потребностей при обращении к одному и тоже источнику информации (если нерадивый студент не порвал книгу на шпаргалки, то после него ее сможет прочитать множество других обучающихся);
если информация предполагает однократное потребление, процессы ее производства и потребления неразделимы;
стоимость одного бита данных, произведенного в сетевой экономике асимптотически стремится к нулю;
стоимость информации, однократно используемой в процессе материального производства, переносится на произведенный материальный продукт сразу и в полном объеме;
стоимость информации, многократно используемой в процессе материального производства, переносится на произведенный материальный продукт постепенно и частями;
способность информации к удовлетворению потребностей
(потребительская ценность) может меняться во времени синхронно с изменениями ее основных свойств, таких как достоверность, оперативность, полнота, доступность и др.;
как мы уже выяснили, информация не подвержена амортизации, в связи с этим, чем интенсивнее используется некая информация в материальном производстве, тем меньшими долями ее стоимость будет учитываться в себестоимости каждой единицы произведенного товара;
отсутствует универсальная система (правила, меры) измерения качества информации;
в процессе обработки или передачи информация может менять свою форму, сохраняя при этом содержание;
правом собственности на один и тот же информационный продукт могут обладать несколько лиц одновременно, продавец в процессе продажи информации товара не лишается, он передает ее копии покупателям;
сложность создания информации и относительная легкость ее тиражирования приводят к тому, что охрана юридических прав на
интеллектуальные продукты реализуется гораздо сложнее чем на материальные;
информационный ресурс сам по себе несамостоятелен, его экономическая активность и воздействие на бизнес-процессы проявляется в момент соединения с другими ресурсами (трудовыми, материальными, энергетическими, сырьевыми и др.).
информационный ресурс сам по себе несамостоятелен, его экономическая активность и воздействие на бизнес-процессы проявляется в момент соединения с другими ресурсами (трудовыми, материальными, энергетическими, сырьевыми и др.).
1.2. Основные закономерности сетевой экономики
Следует отметить, что сетевая экономика по времени возникновения существенно опередила цифровую. Примерно лет на 30-40. Зарождаться она начала примерно в середине эпохи третьей промышленной революции. Четко определить временные рамки такого рода глобальных изменений не представляется возможным. В частности, сетевая экономика подготовила для цифровой экономики научно-технологически-экономический фундамент, на котором прекрасно утвердились прорывные технологии четвертой промышленной революции. Но и промышленный интернет (IIOT), и интернет вещей (IOT) никак не могли появиться без глобальной транспортной телекоммуникационной системы – сети Интернет – точнее той эко-системы, в которую Интернет был превращен движущими силами сетевой экономики.
Начало эпохи доминирования сетевой экономики знаменовало собой закат эры процветания локальных вычислительных машин. Все что могли, они для прогресса цивилизации уже сделали. Наступило время, лейтмотивом которого можно считать фразу из далекого советского прошлого «связи решают все», правда с несколько иным пониманием. Действительно, все новое, прогрессивное, инновационное рождается в настоящее время путем коммуникаций, кооперации, взаимодействия. Теперь важны не компьютеры сами по себе. Их возможности продолжают оставаться весьма ограниченными.
Мощный синергетический эффект возникает в момент, когда компьютеры объединяются в сети. Телекоммуникации подобно кровеносной системе обеспечили не просто мгновенное и повсеместное распространение информации. Они позволили образовать единое сетевое информационное пространство. То, что стало происходить после этого, больше похоже на волшебство и магию, чем на развитие информационной системы, пусть даже глобальной.
Человечество до сих бьется над загадками человеческого разума. На уровне анализа достигнуты определенные успехи. Мы знаем, что человеческий мозг состоит из нейронов, связанных друг с другом миллиардами синаптических связей, имеем представление как формируются нервные импульсы, как они передаются, как накапливаются. По сути работу нейрона человеческого мозга прекрасно моделирует элементарный сумматор с какой-нибудь сигмоидальной функцией в преобразователе суммы сигналов от множества входов на единственный выход. Все просто и понятно. До тех пор, пока эти незатейливые не объединяются в человеческий мозг. Наличие связей приводит к совершенно поразительным синергетическим эффектам.
Мы получаем систему, способную разумно мыслить. Генерировать новые знания и т.д.
Такой же эффект человечество получило после появления глобальной сети Интернет. По сути Интернет сделал с очень ограниченными по своим возможностям электронными машинами примерно тоже самое, что делает сетевая система человеческого мозга с очень несообразительными нейронами.
Соединенные вместе телекоммуникационными каналами ограниченные компьютеры создали WWW – всемирную паутину – царство, обладающее неизмеримым совокупным богатством секстиллионов байтов информации, тысяч эксафлопсов мощности суперкомпьютеров, миллиардов программ и приложений, обеспечивающих продвижение новых технологий. И взойти на престол этого царства должна была сетевая экономика.
Конечно мы и раньше знали из теории и практики системного анализа о подобном поведении сложных систем. Достаточно вспомнить об эмерджентности (несводимости свойств большой системы к сумме свойств подсистем, ее образующих), присущей, в том числе, экономическим объектам.
Однако с такими глобальными и масштабными последствиями агрегации или объединения люди в своей истории никогда не сталкивалось. Фактически началась новая эра развития человечества - становление информационного общества.
Отметим несколько трендов сетевой экономики важных для понимания тенденций ее развития:
Не оптимизация традиционных бизнес-процессов является ключом к успеху в условиях нового экономического миропорядка. Необходимо искать совершенно новые пути, абстрагируясь от уже выстроенной бизнес-модели. Нужны реальные изобретения, принципиально новые решения.
Помочь в инновационных преобразованиях способна потрясающая эластичность и гибкость сетей. Исходя из этого, легче отыскать новые формы, сущности и контент бизнеса.
Постоянно меняющаяся среда требует такой же перманентной динамики на концептуальном уровне. На самом деле ситуация еще сложнее. Изменения часто идут не по какому-то запланированному, четкому сценарию. Неизвестность и неопределенность ближайшего будущего становится постоянным фактором принятия решений. В образовании особое внимание должно уделяться развитию навыков, связанных с готовностью индивида постоянно меняться и учиться (так называемые soft skills). Единственный способ не быть погребенным под непрерывной лавиной новых технологий – бежать впереди, все время держась на гребне девятого вала прогресса.
Следует забыть о стабильности и постоянстве. Это не ценности для сетевой экономики. Поскольку все постоянно меняется, жизненный цикл товаров непрерывно сокращается. Лейтмотив бизнеса будущего –
«узнал, реализовал, выбросил». Причем каждый из этих этапов должен быть максимально коротким.
Многие люди, и даже целые страны оказались не готовыми к реалиям цифровой экономики. Одна из причин кроется в том, что некоторые привычные и известные законы традиционной экономики в новых условиях либо вообще не применимы, либо имеют прямо противоположный смыл;
Согласно закона
Меткалфа ценность
(полезность) сети пропорциональна квадрату числа ее пользователей;
Значительная часть законов, описывающих развитие сетевых структур больше напоминает правила поведения биологических экосистем, или даже социумов, чем аналитические модели технических систем.
Всеобщая глобализации
По сути сетевая экономика представляет симбиоз огромного числа самых разных рынков. И все это в мировом масштабе. Отсюда вытекают две потрясающих характеристики сетевой экономики. Во-первых, географическое положение товаропроизводителей и покупателей больше не имеет решающего значения. В принципе, клиентом Вашего сетевого бизнеса может стать любой человек (организация), находящийся в любой точке земного шара, при наличии налаженных сетевых коммуникаций. Во-вторых, время выхода товара на рынок сократилось на порядок. А если некоторая предварительная подготовка была своевременно проделана, то новый товар (услуга) может практически мгновенно стать доступным в любой стране мира.
Разумеется, за процессами глобализации стоят интересы определенных производителей, с радостью воспользовавшихся представившимися возможностями. Транснациональным компаниям всегда казалось тесным прокрустово ложе национальных рынков. Сетевая экономика обеспечила им в качестве рынка сбыта все мировое пространство. И от этого никто не собирается отказываться.
Наметившиеся в последнее время процессы по возращению на родину высокотехнологичных предприятий из развивающихся стран (пока правда это только озвученные намерения, не более того) касаются только
«национализации» производства, и не затрагивают «глобализации» продаж. В этом тоже проявляется спиралевидный характер развития общественных отношений. Достигнув определенного уровня эффективности производства, корпорации стали искать пути снижения себестоимости. Технологические прорывы в прошлом веке случались недостаточно часто, поэтому оптимальным вариантом решения задачи оказался вывод производства в страны с дешевой рабочей силой. Специфика сегодняшнего момента в том, что новые, полностью роботизированные фабрики (Smart Factory – умные заводы) обходятся еще дешевле. Больше нет смысла выводить материальное производство за рубеж. Если на начальных этапах задачей автоматизации производственной деятельности были исключение ручного труда, облегчение